История создания романа.




ГБПОУ КК «Краснодарский политехнический техникум»

План урока

Дата ­­­­­­­­­­ проведения ___________ Группа

Специальность/профессия Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Тема урока Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе.

Общая тема ____________________________________________________________

Используемая технология урок развивающего обучения

Цель проведения урока:

Обучающая формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты); формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами)

Воспитательная расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту студентов, к произведениям современной литературы, к киноискусству; формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.)

Развивающая формировать логическое мышление путем сопоставления героев; развивать речь студентов; развивать творческое мышление

Методы обучения словесный, практический.

Материально техническое обеспечение урока:

технические средства компьютер, мультимедийный проектор, экран.

наглядные пособия учебник, презентация по теме, текст романа, раздаточный материал.

Межпредметные связи: история.

Ход урока:

Организационный момент­­­­­­­­­­ взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

Сообщение темы и целей занятия.

Содержание

Проверка домашнего задания.

Обучающиеся отвечают на вопросы по жизни Ф.М. Достоевского.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

I. Психологическая установка

Чтение отрывков из Нагорной проповеди Иисуса Христа

Не убий.

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Я не зря начала наш урок с чтения Вечной книги. Это Нагорная проповедь Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум. Словам этим 2 тысячи лет, но они живы и актуальны, т.к. говорят о вечном – любви и милосердии к человеку.

Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей, материальней. Мы говорим о преступлении Раскольникова, совершенное по его же теории. Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница?

II. Мотивация учебной деятельности.

Слово преподавателя.

Ф.М.Достоевский считал Петербург «самым отвлеченным и умышленным городом на всем земном шаре». Построенный по приказу Петра I на болотах, он казался писателю мрачным и таинственным. Именно в таком фантастическом месте, по его мнению, могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента.

История создания романа.

В 1865 году Ф.М.Достоевский сообщил редактору «Русского вестника» М.Н.Каткову план повести, в котором угадывается сюжет «Преступления и наказания»: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты…». Постепенно повесть разрастается в объеме (писатель использует материалы задуманного раньше романа «Пьяненькие») и меняется по форме: от «исповеди» к повествованию от третьего лица. Окончательную редакцию «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевский создает в 1866 году одновременно с печатанием в «Русском вестнике» готовых глав.

«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский брату. - Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...»

Вот как писатель излагал замысел романа: «Действие современное, в нынешнем, году. Молодой человек... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым, странным "недоконченным" идеям., которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека».

Составление схемы.

9октября 1859 г.

Задумал на каторге

«Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...» «В декабре начну роман

Июль 1865 г.

Начал в Висбадене

«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша...» «Все сердце мое с кровью положится в этот роман»

Идея романа: «Это психологический отчет одного преступления»

1866 г.

Закончил в Петербурге

«Я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает

современность»

Конфликт романа:

1. Почему убил?

2. Какие идеи привели к убийству?

3. Виноват ли преступник?

Вывод: «Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу: истинный убийца, губитель человеческих душ - это ты».

(Роза Люксембург)

3. Объяснение проводится в такой последовательности:

9 октября 1859 г. Задумал на каторге. «Преступление и наказание», первоначально представлявшееся автору в форме исповеди, вытекает из духовного опыта каторги. Именно там писатель впервые столкнулся с «сильными личностями», стоящими вне морального закона. 9 октября 1859 года Достоевский писал брату: «В декабре я начну роман... Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения»...

Июль 1865 г. Начат в Висбадене. «Вынашивание» замысла продолжалось шесть лет. В конце июля 1865 года Достоевский выехал за границу. Денежная драма, начавшаяся в России, приняла катастрофические размеры. Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя. В маленькой комнате, без денег, без еды и без света, «в самом тягостном положении» и «в совершенном отчаянии» Достоевский приступил к работе над своим совершеннейшим созданием - романом «Преступление и наказание». Великий романист писал друзьям отчаянные письма: «Сижу в отеле, кругом, должен, денег ни гроша... Все сердце мое с кровью положится в этот роман». Идею романа Достоевский излагает в письме к издателю М.Н.Каткову: «Это - психологический отчет одного преступления».

1866 год. Закончен в Петербурге. В Петербурге Достоевский продолжает усиленно работать, опираясь на свои наблюдения нравственных последствий повсеместного обнищания, роста преступности и народного пьянства, разгула капиталистического хищничества.

«Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», - писал Достоевский.

Конфликт романа составляет психологическая тайна: Почему убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли преступник?

Петербург Достоевского

«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом». Достоевский, как и герой романа, любил этот город горькой и мучительной любовью и по-своему воспринимал его. Существует выражение «Петербург Достоевского». Это мрачный, больной, сырой и все-таки прекрасный город.

Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе, хотя время действия — лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург.

Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин.

Топография

Ф.М.Достоевский точно воссоздает топографию тех мест, где происходят события романа. Это прежде всего Сенная площадь и «все близлежащие переулки». Можно также узнать «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы, Сони Мармеладовой и Порфирия Петровича.

В романе упоминаются набережные и каналы, улицы и переулки, многоэтажные дома и дворы-колодцы, трактиры, распивочные, «известные заведения» - никаких художественных описаний и красот природы. Лишь однажды возникает картина парадного Петербурга, когда Раскольников смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»

Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно принести покаяние. Эти уличные сцены, нарисованные крупным планом, дополняются мимолетными эпизодами. Подобных картин много в романе. Они создают фон, на котором развертывается не менее трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова...

Обратимся к тексту романа, найдем описания Петербурга, ч.1, гл.1,2

Обратимся к описанию комнаты Раскольникова

Комната семьи Мармеладовых ч.1, гл.2

Описание комната, в которой жила Соня ч.4, гл.4

Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга ч.5, гл.5

Дома

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Обычно это - доходные дома, столь типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них - «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

Квартиры и комнаты, в которых живут герои романа, поражают нищетой и уродством. «Каморка» Раскольникова приходится «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома» и походит «более на шкаф, чем на квартиру ».

Мармеладов живет в проходной комнате, в которой находятся «всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».

Комната Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай» и имеет вид «весьма неправильного четырехугольника»; её обстановка – это кровать, стол, три стула и комод. Ещё менее привлекательно выглядят распивочные и трактиры, куда заходят иногда герои романа: темные, грязные углы, липкие столики, духота и вонь.

Жители

Жители Петербурга, помимо главных героев романа, относятся преимущественно к низшему классу: портные, кухарки, «девицы, живущие от себя», дворники, «чухонцы-разносчики», прачки, «полуразвалившиеся извозчики» и просто нищие. Встречи с некоторыми из них становятся для Раскольникова знаковыми. Ещё до совершения преступления он видит на улице пьяную девочку, видимо, «обманутую в первый раз», за которой следит «толстый господин», намереваясь воспользоваться случаем. Раскольников думает в это время о несчастной судьбе своей сестры и пытается помочь девочке. Позднее он становится свидетелем самоубийства молодой женщины, которая бросается с моста в воду. Её спасают, но Раскольникову становится не по себе – ведь он сам только что думал об этом.

Цвет

Чаще всего в романе фигурирует желтый цвет: обои в комнате Раскольникова, мебель в квартире старухи-процентщицы, «билет» Сони Мармеладовой, вода в стакане у Никодима Фомича, лицо женщины-утопленницы. Этот «сумасшедший» цвет невольно ассоциируется с состоянием главного героя, у которого все происходящее вокруг вызывает «желчь и конвульсии».

В романе изображены два мира. Лишь единственный раз обратит внимание писатель на «город пышный», но объектом его исследования становится город «бедный», Петербург с его распивочными заведениями, Сенной площадью, улицами, перенаселенными домами.

- Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие июньские дни?

Преобладание серого цвета, пыли, отсутствие солнца

- В какой форме передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда, ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в романе?

Страдания женщин и детей, история жизни Мармеладова. Используя различные художественные приемы (прямые описания, внесюжетные персонажи, портрет, фамилию, цветовую палитру), автор показывает бесправие «маленького человека» в буржуазном городе, человека, которому некуда идти.

- Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге?

- Как влияет окружающая среда на главного героя?

- Есть ли куда пойти Родиону Раскольникову?

- Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон Раскольникова?

Сон Раскольникова навеян некрасовскими стихами - циклом «О погоде», отрывок «До сумерек».

Петербург в «Преступлении и наказании» - это не только фон романа, но и его «душа». Не случайно Ф.М.Достоевский старается как можно более подробно описать время и место происходящих событий: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую он нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, шел к К-му мосту».

В романе упоминаются набережные, каналы, мосты, улицы, переулки, многоэтажные дома, трактиры, распивочные. Несмотря на скученность и тесноту, люди в этом городе разобщены: каждый живет наедине со своими проблемами. Уличная грязь, квартирная духота, человеческая злоба и нищета окружают Раскольникова, мутят его сознание и угнетают ум.

Вывод.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского

Схема по теме урока:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: