Проблемы торговли зарубежного партнера с Россией




ПРОБЛЕМЫИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ

МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемы торговли зарубежного партнера с Россией

 

Провозглашение в последнее десятилетие в России примата рыночной экономики разнообразило формы сотрудничества с за­рубежными партнерами.

Наряду с осуществляющейся в прошлом традиционной тор­говлей, потенциально стал возможен более широкий выбор форм и методов экономических отношений. В то же время рыночная экономика пока еще не может функционировать нормально. При­чины этому следующие: значительное снижение объемов произ­водства, рост цен, ослабление связей между предприятиями, уве­личивающаяся по мере роста дефицита государственного бюджета и суммы внешних долгов нехватка средств в иностранной валюте, что ослабляет развитие внешнеэкономической деятельности [4, с.49].

Зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией и стра­нами СНГ связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств.

В настоящее время следует выделить три главных направления осуществления сделок зарубежных партнеров с Россией и други­ми странами СНГ.

1. Экспортно-импортные отношения (операции с товарами, в том числе поставки и в третьи страны).

2. Совместное предпринимательство, охватывающее области производства, финансов, экономических услуг, снабжения, внеш­ней торговли, внутренней розничной торговли и др.

3. Разработка природных ресурсов — нефти, газа, леса, угля, цветных металлов и др.

В процессе разработки проектов сделок каждое из этих на­правлений рассматривается с учетом поставленной цели и крат­косрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов.

Краткосрочные интересы связаны, прежде всего с наименее рис­кованными и вполне реальными экспортно-импортными опера­циями. При этом зарубежный партнер, экспортируя товары в Рос­сию, учитывает, конечно, надежность платежных средств россий­ского партнера, а импортируя товары из нашей страны, строгое осуществление поставок в соответствии с контрактными обяза­тельствами.

Среднесрочные интересы касаются проектов, реализацию кото­рых можно осуществить в срок от 3 до 5 лет. В процессе их разра­ботки может возникнуть ряд серьезных и спорных проблем, кото­рые необходимо осмыслить и уже окончательно определить, за­ниматься ли тем или иным проектом.

Долгосрочные интересы связаны с проектами, осуществляемы­ми за пределами 5 лет. В основном это проекты по разработке природных ресурсов. Здесь требуются капиталовложения. Приме­нительно к нашей стране необходимо выделение государственных кредитных средств.

Продвижение средне- и долгосрочных проектов в странах СНГ зарубежные партнеры неотъемлемо связывают с нашей экономи­ческой и политической стабильностью. И формы, и степень их отношения к нам во многом будут зависеть от того, сумеют ли основные страны СНГ — Россия, Украина, Казахстан развивать рыночную экономику и адаптироваться в мировом экономичес­ком сообществе.

Зарубежные партнеры рассматривают Россию как страну, име­ющую наибольшие перспективы в экономическом плане из всех стран СНГ. Но и здесь они находят проблемы, тормозящие осу­ществление сделок.

1. Снижение роли специализированных органов внешней торговли и нехватка квалифицированных экспертов. С этим в известной мере можно согласиться, так как после распада СССР шла частичная модернизация внешнеторговых объединений, изменение структу­ры и отчасти направлений работы Торгово-промышленной палаты (ТПП) России, выступившей правопреемницей ТПП СССР. Изме­нения в жизни страны (и экономические, и политические) привели к тому, что во внешнеторговых объединениях, подвергшихся в свою очередь и организационным, и структурным изменениям, многие эксперты ушли на пенсию главным образом в связи с сокращением кадров, другие сменили место работы (народившиеся коммерчес­кие структуры, приглашая на работу высококвалифицированных специалистов, не жалеют средств на оплату труда). В целом во внеш­неторговых объединениях количество экспертов уменьшилось, сле­довательно, роль объединений ослабла.

2. Недостаточная стабилизация банковско-финансовой систе­мы. Среди мер, предпринятых в последние полтора-два года, сле­дует отметить учреждение в ведущих экономических районах Рос­сии (на Урале, в Западной Сибири, на Дальнем Востоке).

3. Задержка выплаты платежей, инвестирование иностранного капитала. Зарубежных партнеров на уровне, как правительствен­ных организаций, так и банков и отдельных компаний беспокоит проблема долговых обязательств стран СНГ. Невыплаченные дол­говые обязательства составляют значительную сумму.

Между тем прямое инвестирование иностранного капитала приобретает все большую важность для развития российской эко­номики. С помощью иностранных инвестиций можно частично компенсировать нехватку собственных средств, поднять уровень техники и технологии, повысить квалификацию управленческих кадров, тем самым, способствуя адаптации экономики России в мировое сообществе. Российская экономика, имеющая емкий внут­ренний рынок, богатейшие природные ресурсы, по-прежнему при­влекает иностранных инвесторов.

В соответствии с Указом Президента РФ был создан Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ. Этот орган призван взять на себя координацию решения проблем иностранных инвестиций в российскую экономику.

4. Сложность функционирования совместных предприятий (СП), предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). С самых пер­вых моментов создания и функционирования ПИИ в нашей стра­не зарубежных партнеров беспокоил вопрос предоставления бо­лее льготного режима участия. Прогрессивные изменения здесь, конечно, есть. Так, например, Россия признала за зарубежным партнером право на 100% инвестиций[4,с.50].

ПИИ становятся заметным элементом рыночного сектора рос­сийской экономики. Материально-техническое снабжение про­изводства и сбыт продукции, финансирование текущих и инвес­тиционных операций, подбор персонала и определенное социаль­ное обеспечение своих работников эти предприятия осуществля­ют исключительно на основе горизонтальных связей с внутренни­ми и зарубежными партнерами, без какого-либо участия государ­ственных органов экономического управления. Основные эконо­мические показатели, такие, как производительность труда и фон­доотдача, в целом по совокупности совместных предприятий выше, чем по государственным предприятиям.

В структуре продаж ПИИ на внутреннем рынке растет доля импортируемых потребительских товаров, компьютеров и оргтех­ники, а также машин, оборудования, автомобилей, закупаемых у российских производителей и реализуемых по свободным ценам в России, за рубежом. Таким образом, однозначно можно сказать, что в сфере промышленного производства мало совместных пред­приятий, а между тем это направление деятельности открывает богатейшие возможности для внедрения совершенных техноло­гий и обучения кадров, способных управлять современным про­изводством.

Увеличивалось число предприятий с иностранными инвести­циями в автономиях, краях, областях РФ, в том числе отдален­ных, наращивался объем выпуска такими предприятиями товаров на внутренний рынок, росли объемы реинвестиций их прибыли в хозяйство страны.

Чрезвычайно емкий российский рынок, богатые природные ресурсы, относительно дешевая рабочая сила, энергообеспечен­ность, существенный научно-технический и производственный потенциал сохраняют свое значение как привлекательные для за­рубежных инвесторов параметры принимающей страны.

К сожалению, многие предприятия отходят от уставной дея­тельности и работают как посредники, без привлечения новей­ших технологий или крупных инвестиций.

Отсутствие четкого правового законодательства препятствует вовлечению иностранных предприятий в сферу недвижимости, так как не приняты еще правовые акты, на основании которых разре­шается передача собственности. По существу оказался свернутым процесс формирования свободных экономических зон (Выборг, Сахалин, Находка).

Становление новой системы внешнеэкономических связей рыночного типа, которая придет на смену авторитарному централизованному контролю над внешнеэкономической деятельностью, доминировавшему в неда­леком прошлом, приведет к успеху внешнеэкономоческой политике государства.

 

3.2. Проблемы торговли России с зарубежными партнерами

Главная отличительная особенность происшедших за последние годы перемен во внешней торговле России — демонополизация внеш­неэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий. Однако перемены со­провождаются и негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета экономической вза­имопомощи (СЭВ). Если к концу 1980-х годов на страны — члены СЭВ приходилось более 50 % внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра значительно уменьшилась в связи с переориента­цией бывших социалистических стран на торговлю с Западом.

Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твер­дых позиций на рынках стран с развитой рыночной экономикой.

Попытки закрепиться на рынках этих стран, продавая товары
по более низким ценам, приводят к тому, что против российских
экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодатель­ство. И это плохо, потому что обвинение в демпинге, т.е. в прода­же товара по бросовым ценам с целью закрепиться на рынке, при­водит и к обвинению в недобросовестной конкуренции и соответ­ственно к потере имиджа, не говоря уже об упущенной выгоде [3, с.46].

Российский экспорт еще до распада СССР нередко называли колониальным: более 90% составляли сырье и материалы. В струк­туре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье. Доля машин, оборудования продолжает оставаться низким.

Но в целом роль внешнеэкономического комплекса в экономи­ке страны постоянно возрастала. Увеличение объемов внешней тор­говли, прежде всего экспорта, является одним из главных факторов замедления падения и начавшейся стабилизации.

В 2000г. сложилась благоприятная для России конъюнктура мирового рынка: наблюдались высокие темпы экономического роста в США, оживление в экономике стран Западной Европы, в основном были преодолены последствия финансового кризиса в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Росли мировые цены на нефть; по оценке ОЭСР, в 2000г. они поднялись на 45,6% по сравнению с предыдущим годом.

В российском экспорте 2000г. по существу как в зеркале отрази­лась конъюнктура мирового рынка: цены на сырьевые товары, нефть и другие энергоносители имели тенденцию к повышению. В частно­сти, в 2000 г. экспортная цена на российскую нефть увеличилась на 67% против уровня 1999г., на природный газ — более чем в полтора раза, каменный уголь — на 60%, медь и алюминий — на 11—12%.

В результате увеличилась валютная выручка, золотовалютные резервы страны повысились до 28 млрд. долл. (увеличение за год более чем в 2 раза), существенно увеличились доходы федераль­ного бюджета.

По оценкам специалистов, повышение цен на российскую нефть на 1 долл. дает федеральному бюджету страны от 10 до 15 млрд. руб. дополнительных доходов. С учетом 38%-го роста экспортных цен и 14%-го снижения цен на импорт Россия дополнительно получила свы­ше 30 млрд. долл., что обеспечило увеличение ВВП на 12% (реально на 7,3%, а без учета внешних факторов привело бы к снижению ВВП).

Сырьевая направленность российского экспорта привела к со­средоточению высокой прибыли именно в сырьевых отраслях (в черной и цветной металлургии, в топливной промышленности). В этих отраслях, естественно, выросли оборотные средства, в то же время в обрабатывающей промышленности наблюдался дефицит собственных оборотных средств. Отметим еще одну негативную тенденцию, связанную с ростом российского топливно-сырьевого экспорта: вырос дефицит топлива и сырья на внутреннем рынке страны, а естественные монополии одновременно подняли цены.

Предприятия и организации, осуществляющие внешнеэконо­мическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явле­ний, преодоление которых могло бы способствовать более успеш­ной работе. Так, законодательные акты по вопросам внешнеэко­номической деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность. Приходится дополнительно разрабатывать различные инструктивные документы и нормативные акты. Эти так называемые подзаконные акты конкретизируют основные по­ложения законодательных актов и разрабатываются центральны­ми правительственными учреждениями.

Хотя вопросы повышения эффективности внешнеэкономичес­ких связей нельзя рассматривать изолированно и отдельно от эко­номики страны в целом, о чем уже было сказано, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь. К ним относятся:

1.Завершение создания законодательной базы регулирования
внешнеэкономической деятельности.

2.Совершенствование системы управления внешнеэкономи­ческой деятельностью как сферой народного хозяйства.

3.Принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышен­ной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг.

4.Налаживание системы кредитования и страхование промыш­ленного экспорта.

5.Создание транспортной инфраструктуры, способной обес­печить потребность экспортно-импортных перевозок.

6.Формирование благоприятного правового климата для рос­сийского экспорта.

7.Совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов).

Совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию.

8.Решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированию их экономики за счет России и потере для феде­рального бюджета значительных сумм в валюте.

10. Ускорение разработки программы по оптимальному вклю­чению субъектов Российской Федерации во внешнеэкономичес­кую деятельность[4, с.47].

Правительством Российской Федерации была разработана Фе­деральная программа развития экспорта, расставляющая приорите­ты в экспортной деятельности на период до 2005г. Эту программу следует рассматривать как важнейшее звено создания государствен­ной поддержки экспорта. Была принята новая редакция (10 февраля 1999г.) Федераль­ного закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.

Проблемы в сфере внешнеэкономических отношений не мо­гут рассматриваться в отрыве от промышленного производства в стране и сокращения объема инвестиций. Внутреннее производ­ство играет главную роль в определении объемов и структуры эк­спорта. В ноябре 1996 г. российское правительство приняло «Ос­новы промышленной политики страны на период до 2010 года». Согласно этой программе для реконструкции Российской промыш­ленности потребуется 2,5—2,8 трлн. руб. Обещана прямая поддержка государства наукоемким отраслям промышленности (аэродинами­ческая, атомная энергетика, машиностроение для энергетики, био­технологическая и электронная).

Для того чтобы успешно вступать в контакт с зарубежными партнерами, поддерживать и в дальнейшем укреплять и расши­рять эти контакты, необходимо вести постоянную работу по раз­витию договорно-правовой базы торгово-экономических отноше­ний Российской Федерации с зарубежными странами.

Необходимо также постоянно развивать сотрудничество с меж­дународными экономическими организациями (Международным валютным фондом, Всемирным банком и др.), которые оказыва­ют влияние на формирование экономической и внешнеэкономи­ческой политики России. С учетом защиты государственных ин­тересов необходимо по возможности объективно оценивать по­следствия их рекомендаций для нашей страны, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности.

В отношениях России с международными экономическими орга­низациями важная роль принадлежит вступлению ее в ВТО. Все еще трудно определить сроки этого вступления и предвидеть его возможные последствия на экономику России, так как нормы и правила ВТО распространяются и на внутреннюю экономическую жизнь страны-члена, и это особенно нужно учитывать примени­тельно к России, с учетом сегодняшнего состояния российской эко­номики в целом и конкурентоспособности ее продукции. Основ­ные цели присоединения России к ВТО состоят в следующем:

1.Устранение дискриминационных ограничений в отношении
российского экспорта и облегчение доступа на мировые рынки
конкурентоспособных российских товаров и услуг.

2.Перевод торгово-экономических отношений России с треть­
ими странами на равноправную, стабильную и долговременную
экономико-правовую основу.

3. Использование механизма разрешения споров, существую­щего в рамках ВТО.

4. Совершенствование законодательной базы России, практи­ки ее применения с целью развития экономических реформ.

Создана Межведомственная комиссия, которая проводит ком­плексный сравнительный анализ соответствия российского зако­нодательства нормам и принципам ВТО, разрабатывает меры по его изменению.

Очень важно обращать внимание на географическую направ­ленность внешнеторговых связей. Здесь в силу геополитических причин приоритеты нужно отдавать странам СНГ, и в настоящее время необходимо усиление мер, направленных на обеспечение большей выгодности экспортно-импортных операций с ними.

Со всеми восточно-европейскими странами были подписаны протоколы о товарообороте. Товарные списки, прилагаемые к про­токолам о товарообороте, носят индикативный характер, и государ­ство не отвечает за выполнение хозяйственными организациями кон­трактных обязательств. С рядом восточно-европейских стран подпи­саны соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве, о вза­имном поощрении и защите инвестиций и избежание двойного на­логообложения, что также укрепляет договорно-правовую базу.

В создании договорно-правовой базы как основы экономичес­ких связей России с западноевропейскими странами большое вни­мание уделялось устранению препятствий и ограничений в тор­говле и созданию условий для продвижения российских товаров на рынки США и Канады. Часть законодательных ограничений на торговлю с Россией, действующих в США, устранена.

В отношениях со странами Балтии главное внимание уделя­лось вопросам, связанным с положением русскоязычного населе­ния, развитию договорно-правовой базы, экономических связей[4, с.441].

Одно из главных направлений внешнеэкономической деятель­ности — обеспечение условий для осуществления равноправного торгово-экономического сотрудничества с экономически разви­тыми странами и использование возможностей международных организаций для равноправного торгово-экономического сотруд­ничества с экономически развитыми странами, использование воз­можностей международных организаций для содействия экономи­ческим реформам в России. С Европейским союзом (ЕС) в 1994г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Это соглашение создает условия для поэтапной реализации в отноше­ниях между Россией и ЕС принципов свободы движения товаров, капиталов, услуг, учреждения и деятельности компаний.

При торговле российского партнера с зарубежным важное зна­чение имеют вопросы страхования экспортно-импортных опера­ций, предоставления гарантий зарубежным инвесторам, кредитов для наших экспортеров, развития инфраструктуры, информаци­онного обеспечения ВЭД и др.

3.3. Основные направления государственного регулирования

внешнеэкономических связей

 

В современной системе мирохозяйственных связей Россия уча­ствует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами [3, с.48].

Россия слабо вовлечена в международную кооперацию произ­водства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.

Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от им­порта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе

перестала соответствовать внутренним возмож­ностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

Для решения задач по стабилизации роста национальной эко­номики с учетом тенденций развития мировой экономики и тор­говли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию следую­щих основных целей:

1.Повышение конкурентоспособности российской экономики.

2.Сохранение позиций России на мировых товарных рынках
(сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и во­енная техника), а также дальнейшее расширение экспорта гото­вых изделий и услуг.

3. Обеспечение равноправных условий доступа российских
товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внут­реннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в
соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений.

4. Проведение таможенно-тарифной политики, способствующей
созданию благоприятных условий для расширения национального
производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудша­ющей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке.

5. Сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более, благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экс­портно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

Для достижения поставленных целей и повышения эффектив­ности функционирования внешнеэкономического комплекса по­требуется развитие системы и принципов государственного регу­лирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по ряду основных направлений:

Первое направление — выработка и реализация целостной экс­портной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, в том числе экспорт технологий и ноу-хау).

Одним из приоритетов в этой области должно стать стимулиро­вание, прежде всего на государственном уровне, экспортной дея­тельности российских производителей, и в первую очередь выпус­кающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. Необходимо продолжить формирование системы кредитования и страхования экспортеров при участии государства с целью продви­жения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроение, космические технологии, судостроение, энергетическое машиностроение, включая оборудование для ядер­ной энергетики, и другие производства). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышлен­ной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.

В условиях ограниченности национальных ресурсов на цели развития производства и инфраструктуры привлечение прямых иностранных инвестиций рассматривается как важное условие оздоровления и придания динамизма российской экономике и развития внешнеэкономических связей.

Второе направление — улучшение доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участни­ков внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необосно­ванных ограничений и в создании более благоприятных условий. Для продвижения российских товаров на внешние рынки.

Созданию более благоприятных условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки будут способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран — членов ВТО, а также эффективное участие в действующих и фор­мирующихся международных региональных и многосторонних тор­гово-экономических организациях.

Третье направление — защита внутреннего рынка, опирающая­ся на общепринятые международные нормы и правила и исполь­зующая весь арсенал предусмотренных российским законодатель­ством инструментов.

При этом, вводя дополнительные меры по упорядочению досту­па импортных товаров на российский рынок, следует исходить из того, что они не должны стать орудием необоснованного протекци­онизма. Они должны быть направлены в первую очередь на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.

Реализация указанных направлений должна сопровождаться уси­лением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности.

Четвертое направление — формирование международных ре­гиональных приоритетов внешнеэкономической политики.

Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ являются приоритетным направлением во внешнеэкономи­ческих связях России.

В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с Европейским союзом — основным торговым партнером, на долю которого прихо­дится более трети внешнеторгового оборота Российской Федерации. Это основной рынок сбыта стратегических товаров российского эк­спорта (прежде всего энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших источников валютных поступлений. Особая заинтересо­ванность России в рынке Евросоюза предопределена и тем, что стра­ны ЕС являются основными кредиторами Российской Федерации.

Страны — участницы Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле (ЦЕССТ) — исторически входят в круг интере­сов России, поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ — важ­нейшее направление российской торгово-политической деятельно­сти в этом регионе.

На американском континенте важнейшим торговым партнером России являются Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитывают­ся лидерство США в мировой экономике, огромный научно-тех­нический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими ис­следованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением [13, с.156].

Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России оп­ределяется уникальными возможностями для облагораживания структуры российского экспорта, широкими перспективными воз­можностями в области экспорта российской высокотехнологич­ной продукции, включая вооружения и военную технику, наличи­ем, несмотря на кризисные явления в странах этого региона, зна­чительного инвестиционного потенциала.

Важными внешнеторговыми партнерами России останутся стра­ны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинотехнической продукции, включая вооружение и военную технику. Платежеспособные го­сударства этого региона (Турция, Египет, Израиль, Иран, нефте­добывающие страны Персидского залива) привлекательны также как потенциальные источники инвестиций для подъема реально­го сектора экономики России.

Перспективность сотрудничества со странами Латинской Аме­рики связана с реальными возможностями в области развития рос­сийского

экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, принимая во внимание заметно возросший про­изводственно-экономический потенциал этого региона.

Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое со­общество на основе преимуществ международного разделения труда с целью реализации долгосрочной структурной перестройки рос­сийской экономики является стратегическим направлением внеш­неэкономической политики Российской Федерации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовом исследовании изучались формы и виды международной экономической деятельности, ее географическая структура, проблема интеграции России в систему мирохозяйственных связей.

Внешняя торговля оказалась наиболее развитой формой международной экономической деятельности, а научно-технические связи и информационные услуги – перспективные, развивающиеся формы международной экономической деятельности. Совместные предприятия и кредитно-финансовые отношения с развитыми странами способствуют восстановлению российской экономики, что имеет важное значение в условиях ее либерализации.

В настоящее время происходит сдвиг в географической структуре. Происходит сдвиг в пользу стран дальнего зарубежья. Доля же стран СНГ во внешнеторговом обороте снижается, а значит, надежды на экономическую интеграцию пока не оправдываются. Происходит сокращение международной экономической деятельности с Африкой, а с Индией, например, они развиваются за счет преимущественно экспортно-импортных операций.

Актуальная проблема сегодня интеграции России в систему мирохозяйственных связей. На ее основе можно сделать выводы:

1. зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств;

2. происходит демократизация международной экономической деятельности;

3. основными направлениями государственного регулирования международной экономической деятельности является выработка и реализация целостной экспортной системы России, улучшение доступа российских товаров на международные экономические рынки.

Список использованных источников

 

1. Абалкин Л.И. Совместные предприятия в России // Вопросы экономики. – 2004. - №3. – с. 129 – 132

2. Адрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учеб. пособие. – М.:ВЛАДОС, 1998. – 296 с.

3. Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. Фаминского. – М.: Республика, 1997. – 591 с.

4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия, Л.Е. Стровский, С.А.Казанцев. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 847 с.

5. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика,2000 – 512 с.

6. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов – М.: ВЛАДОС, 1998. – 296 с.

7. Кварталов В.А. Проблемы туризма // Управление персоналом. – 2001. - №5 – с. 31 – 50

8. Коротова О.Н. Внешнеэкономические связи // География. – 2002. - №47. – с. 28 – 32

9. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А. Экономическая география и регионолистика / Курск гос. техн. ун-т. Курск, 2000 – 229 с.

10. Курьеров В.Г. Внешнеэкономические связи России в 2002 году // ЭКО. – 2003. - №9. – с.90 – 113

11. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. Госкомстат Р76 России. М, 2003 – 705с.

12. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е издание – М.:ИНФРА – М, 2000 – 446с.

13. Щебарова Н. Внешнеэкономическая политика России // Вопросы экономики. – 2003. - №1. – 154 – 157

14. Экономика внешних связей России. Под ред. А.С. Булатова. – М.:БЕК, 1995 – 704с.

15. Экономическая география России. Под ред. Т.Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: