КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЬ:
профессор кафедры
общей и клинической психологии
Ткачев Виктор Николаевич
ВЫПОЛНИЛА:
студентка группы 02062057
Наумова Валерия Владимировна
Белгород
Индивидуальная карта свойств и состояний
| Раздел | Методики | Свойства и состояния психики | Результаты в баллах |
| Раздел 1. Психофизиологические особенности | 1. Диагностика развития правого и левого | Левополушарность | |
| Биполярность | ЛЛПП | ||
| Правополушарность | |||
| Раздел 2. Индивидуально-типологические особенности | 2. Вопросник на выявление доминирующего инстинкта (типа) Гарбузова В.И. | Эгофильный | |
| Генофильный | |||
| Альтруистический | |||
| Исследовательский | |||
| Доминантный | |||
| Либертофильный | |||
| Дигнитофильный | |||
| 3. Тест-опросник Г. Айзенка | экстраверсия | ||
| эмоциональная устойчивость | |||
| холерик | + | ||
| сангвиник | - | ||
| флегматик | - | ||
| меланхолик | - | ||
| 4. Тест «Формула темперамента» (А. Белов) | холерик | 35% | |
| флегматик | 30% | ||
| меланхолик | 20% | ||
| сангвиник | 15% | ||
| 5. Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда-Шмишека | Демонстративный | ||
| Застревающий | |||
| Гипертимный | |||
| Дистимический | |||
| Эмотивный | |||
| Экзальтированный | |||
| Циклотимный | |||
| Тревожный | |||
| Возбудимый | |||
| Педантичный | |||
| Раздел 3. Особенности познавательной сферы | 6. Исследование типа мышления | Предметно-действенное мышление | |
| Абстрактно-символическим мышлением | |||
| Словесно-логическое мышление | |||
| Наглядно-образным мышлением | |||
| Креативность | |||
| Раздел 4. Эмоциональная сфера | 7. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции" | Общая шкала (В) | |
| «Настойчивость» (Н) | |||
| «Самообладание» (С) | |||
| Раздел 5. Мотивационно-потребностная сфера | 8. Конструктивность мотивации (КМ) | «Лев» | |
| «Медведь» | |||
| «Пантера» | |||
| «Тигр» | |||
| Раздел 6. Личностные особенности | 9. Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера | Интернальность | |
| 10. Методика изучения самооценки «Мой идеал» «Антиидеал» | Завышенная | 0,7 | |
| Заниженная | - | ||
| Адекватная | + | ||
| 11. Опросник Келлермана – Плутчика «Исследование механизмов психологической защиты» | Реактивные образования | ||
| Отрицание реальности | 5,4 | ||
| Замещение | |||
| Регрессия | 4,2 | ||
| Компенсация | |||
| Проекция | 5,6 | ||
| Вытеснение | |||
| Рационализация | 4,8 | ||
| 12. Вопросник САМОАЛ | Ориентация во времени | ||
| Ценности | |||
| Взгляд на природу человека | |||
| Потребность в познании | |||
| Креативность | |||
| Автономность | |||
| Спонтанность | |||
| Самопонимание | |||
| Аутосимпатия | |||
| Контактность | |||
| Гибкость в общении | |||
| 13. Стили обучения (А. Саломона, Р. Фельдера) | Активность | ||
| Рефлексивность | |||
| Чувства | |||
| Интуиция | |||
| Визуальный | |||
| Вербальный | |||
| Аналитический | |||
| Синтетический |
Институт психологии Курс 1 Группа 02062057
Я, Наумова Валерия Владимировна, мне 20 лет, студентка, прошла тесты, которые входили в индивидуальную карту свойств и состояний.
Диагностика развития правого и левого полушария выявили у меня тип ЛЛПП - мне присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу. Я отнесла этот показатель в биполярность.
Доминирующий инстинкт является «Генофильный» тип. Для людей этого типа характерно замещение понятия Я понятием «мы» (под «мы» подразумевается семья). Все в жизни подчинено у них интересам семьи, детей. Для них «семья превыше всего!», «мой дом — моя крепость!». Они хранители семьи, а с этим – генофонда своего рода. Предпочитаемый цвет синий, цвет спокойствия, умиротворенности, верности, порядка и доверия, мира.
По формуле Белова видно, что я холерик на 35%, дополнительный тип моего темперамента является флегматик - 30% и меланхолик 20%.
По методике определений акцентуации характера у меня является циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний Людям циклотимного типа свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии и жажды деятельности, повышенную говорливость, скачки идей, печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации – типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенным дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желание иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Тип мышления у меня наглядно-образный мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
По опроснику «Исследования волевой саморегуляции» по общей шкале у меня В - 7, настойчивость Н - 6, самообладание С – 4. Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
Тип моей конструктивной мотивации – «лев». Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений, как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру его конструктивной активности — сангвиния.
Имеется высокий уровень интернальности, 35 балл.
Высокий уровень интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди, имеющие такой локус контроля, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и чувствуют ответственность и за эти события, и за то, как складывается их жизнь в целом. «Интерналы» с высокими показателями субъективного контроля обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.
По вопроснику САМОАЛ у меня средний балл по всем пунктам, кроме спонтанности - это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализирующимся людям. И аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе.
Стили обучения: активность - 10, визуальный стиль обучения - 10, чувство - 9, аналитический – 6.
При доминировании активности информация лучше усваивается, если она может быть сразу же применена.
Человек с преобладанием визуального полюса лучше воспринимает наглядные репрезентации информации и учебного материала
Аналитический стиль, наоборот, основывается на исследовании деталей изучаемого предмета, а не на понимании его в целостности.
Упражнения для работы над рефлексией.
1. Упражнение «Карусель». Направлено на развитие навыков рефлексии, установления контакта и быстрого реагирования на поведение другого человека. Суть упражнения в том, что вам нужно ежедневно знакомиться хотя бы с одним новым человеком и поддерживать с ним небольшую беседу. По окончании встречи необходимо проанализировать свои действия.
2. Упражнение «Без маски». Направлено на снятие поведенческой и эмоциональной закрепощенности, формирование навыков рефлексии и искренности в поведении, а также на последующий анализ собственного «Я». В упражнении принимают участие несколько человек. Каждому выдается карточка с началом какой-то фразы, но без ее окончания. По очереди все участники должны искренне закончить свои фразы.
3. Упражнение «Автопортрет». Направлено на развитие навыков рефлексии и самоанализа, а также умения быстро узнавать другого человека и описывать его по разным признакам. Смысл упражнения в том, что вы представляете, будто вам нужно встретиться с незнакомым человеком, но чтобы он смог вас узнать, вам необходимо максимально точно себя описать, причем это касается не только внешности, но и поведения, манеры вести беседу и т.д. Лучше всего работать с напарником. При желании можно изменить «полярность» упражнения: вы описываете не себя, а своего помощника.
4. Упражнение «Качества». Направлено на развитие навыков рефлексии и формирование правильной самооценки. Вам нужно взять листок и ручку, разделить лист на две части. Слева напишите 10 своих достоинств, а справа – 10 недостатков. Затем оцените каждое положительное и отрицательное качество по шкале от 1 до 10.
Упражнения для работы над раздражительностью.
Упражнение 1. Дыхание животом. Делаем вдох через нос на счет 1-2-3-4 и на вдохе надуваем живот, представляя, что воздух заполняет все пространство живота. Делаем выдох через нос на счет 1-2-3-4, представляя, что воздух из живота медленно выходит через ноздри. Живот втягиваем. Это упражнение нужно повторить 12 раз.
Упражнение 2. Представьте, что вы стоите под водопадом. Вода течет по вашему телу и проникает внутрь тела, омывает все ваши органы и это не просто вода – это потоки безусловной любви льющиеся из Вселенной на Землю. Делаем дыхание животом. Но сейчас мы дышим безусловной Любовью. Делаем вдох через нос на счет 1-2-3-4 и на вдохе надуваем живот, представляя, что воздух заполняет все пространство живота. Делаем выдох через нос на счет 1-2-3-4, представляя, что воздух из живота медленно выходит через ноздри. Живот втягиваем. Это упражнение нужно повторить 12 раз.
Упражнение 3. Если раздражение очень сильное, представляем, что мы переносимся на прекрасный остров в Тихом океане. На острове не никого кроме вас. Вы обходите остров. Изучаете его. Находите удобное для вас место. И смотрите с этого места на океан. И понимаете, что между вами и раздражающей вас ситуацией огромное расстояние. Вы представляете, что воздух над островом наполнен покоем и безмятежностью. И этот покой и безмятежность окутывает вас, как невесомый покров позволяя вам восстановить внутренний баланс. Делаем вдох через нос на счет 1-2-3-4 и на вдохе надуваем живот, представляя, что воздух заполняет все пространство живота. Делаем выдох через нос на счет 1-2-3-4, представляя, что воздух из живота медленно выходит через ноздри. Живот втягиваем. Это упражнение нужно повторить 12 раз. Сейчас мы дышим покоем и безмятежностью.
Упражнения для работы над завышенной самооценкой.
Упражнение 1. «Качества моего характера»
Составьте два списка.
1. 10 качеств, умений, черт характера, которые, на ваш взгляд, помогли добиться каких-либо положительных изменений в вашей жизни.
2. 10 качеств, черт, привычек, которые мешают вам достигать в жизни желаемого.
После составления этих списков ответьте на вопрос: как вы относитесь к таким же качествам у других людей? Отличается ли ваше отношение к себе здесь от отношения к ним? Любое наше качество существует не просто так. Оно несет полезную функцию, поэтому и существует. До тех пор, пока мы этого не замечаем, мы не можем этим пользоваться, а даже изводим в себе эти черты. Как правило, безуспешно. Я предлагаю вам не бороться с этими качествами, а узнать, в чем их смысл и задача. Ваши слабости представляют собой ваши нереализованные потенциальные возможности (Теун Марез)
Возьмите второй список и представьте, что каждое качество из этого списка на самом деле выполняет важную роль. Попробуйте обнаружить, или угадать, или придумать, какую именно и чем она важна? Если вам удастся обнаружить, вы увидите, что на самом деле это качество является вашим достоинством (например: ваша агрессия - возможно, помогает вам защищать себя, добиваться своих целей; ваша робость, боязливость - может быть вашей способностью быть внимательным к потребностям других).
Теперь, когда вы это знаете, вы можете использовать свои особенные качества в более уместные моменты и без побочных эффектов.
Если есть такое качество, которое вы в себе вообще не переносите, можете сделать следующее упражнение. Представьте это качество в виде образа. Нарисуйте этот образ и себя. Представьте, что образ вашего непринимаемого качества рассказывает вам о том, для чего он вам нужен. Что полезного он вам несет. Найдите его самые благие намерения...