1. Теории возникновения государства у восточных славян
Теории | «Норманская» | «Антинорманская» |
Основоположники в XVIII в | ||
Известные сторонники в XIX-XX вв. | ||
Главная идея теории | ||
Основные доказательства | ||
«Сильные» стороны | ||
«Слабые» стороны |
2. Приведите основные точки зрения о характере взаимоотношений Руси и Орды, влиянии «ига» на русское общество и государство. Сопоставьте доводы сторонников различных подходов с помощью таблицы.
Особенности отношений Руси и Орды в XIII-XIV вв.: | «Иго» | «Компромисс» |
в политической сфере | ||
в экономической сфере | ||
в духовной сфере |
3. Рассмотрите детально реформы конца 1540-х – 1550-х гг. и заполните следующую таблицу.
Реформа | Время проведения | Содержание (основные мероприятия) | Результаты |
военная | |||
местного управления | |||
церковная | |||
центрального управления | |||
податная |
Раздел 3. Императорская Россия (XVIII - нач. XX вв.)
1. Реформы Петра I:
Реформа | Основные мероприятия на первом этапе (до 1717 г.) | Основные мероприятия на втором этапе (с 1717 г.) | Итог |
Военная | |||
Центральное управление | |||
Местное управление | |||
Налоговая | |||
Торговля, промышленность | |||
Церковная | |||
Социальная |
2. Реформы 1860-х – 1870-х гг.
Реформа | Время проведения (начала) | Разработчики | Цели | Основные мероприятия | Итоги |
Земская | |||||
Городская | |||||
Судебная | |||||
Военная | |||||
Образования |
|
3. Опираясь на учебную и справочную литературу заполните следующую таблицу, посвященную первым политическим партиям России в начале ХХ в.
Полное название партии | Лидер партии | Год создания партии | Программная цель партии |
IV. Вопросы к экзамену
Критерии оценивания:
Отлично: Студент показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно тексты других авторов; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы
Хорошо: Студент показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. Допускает незначительные ошибки при определении терминов
|
Удовлетворительно: Студент усвоил основное содержание учебного материала, но имеет пробелы в его понимании; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, дает недостаточно четкие определения понятий. Отвечает неполно на дополнительные вопросы, или воспроизводит содержание текста других авторов, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. Допускает ошибки при сопоставлении терминов
Неудовлетворительно: Студент не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных задач. Не может ответить на большинство дополнительных вопросов. Допускает грубые ошибки при сопоставлении терминов.
|
1. История как наука: предмет, источники, методы изучения
2. Современные концепции изучения истории
3. Место России в системе мировых цивилизаций
4. Древняя Русь. Проблемы этногенеза восточных славян
5. Древнерусское государство – Киевская Русь (IX-XIIвв.)
6. Принятие христианства Русью. Влияние византийского фактора на русскую историю
7. Русские земли в XII_XIV вв. Основные векторы политического развития
8. Монгольское нашествие, его последствия. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния
9. Основные этапы образования Московского государства.
10. Основные направления внутренней и внешней политики Московского государства в эпоху Ивана IV (Грозного). Опричнина.
11. Кризис Московского государства на рубеже XVI-XVII вв. «Смута»
12. Петр Великий, его реформы. Особенности складывания российского абсолютизма
13. «Просвещенный абсолютизм» - закономерный этап в истории Европы. Екатерина II «Золотой век империи»
14. Российская империя в первой четверти XIX в. Александр I
15. Декабризм и его место в отечественной истории
16. Александр II. Сущность эволюции России в ходе реформ 60-70-х годов XIX в.
17. Особенности капиталистической эволюции России. Основные этапы развития российского капитализма.
18. Особенности общественного движения в России в XIX- нач. XXвв., основные направления, проекты будущего развития России
19. Первая русская революция в России 1905-1907 гг. Ее роль в истории России
20. Аграрный вопрос в истории России в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа
21. Февральская революция в России. Основные альтернативы исторического развития
22. Октябрь 1917 года. Его оценки в исторической литературе
23. Гражданская война и иностранная интервенция, их результаты и последствия
24. Эволюция экономической политики большевистского руководства в 1920-е г.: «военный коммунизм», НЭП
25. Советская модернизация в 1930-е годы. Альтернативные программы, ход, последствия
26. Формирование тоталитарного режима в СССР: условия, сущность, последствия
27. Великая Отечественная война Советского Союза: характер, основные этапы, значение Победы
28. Вклад СССР в разгром фашизма. Итоги и уроки войны
29. Первые попытки реформирования сталинской системы в 1953-1964 гг. «Хрущевская оттепель»
30. СССР в средине 1960 – 80-х гг. Системный кризис. Л.И.Брежнев
31. «Перестройка» в СССР в 1985-1991гг.: причины, этапы, последствия
32. Образование и распад СССР. Последствия
33. Экономические и политические реформы в России в к. XX- нач. XXI вв