Введение
Управление предприятием заключается в умении рационально распоряжаться денежными средствами и другими ресурсами. Вместе с системой прогнозирования и планирования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью предприятия является необходимым условием развития бизнеса.
Финансовый менеджмент можно кратко определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.
В рыночных условиях эффективность деятельности предприятия зависит прежде всего от качества работы финансовой службы. в большинстве случаев банкротство компании происходит из-за неправильного ценообразования, расточительного расходования средств, неконтролируемого роста кредиторской задолженности, недостатка оборотных средств и т.д., правильная постановка деятельности финансовой службы позволяет изначально уберечь компанию от таких проблем.
Изменения в экономике России, связанные с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций новых способов и подходов к технологиям управления, в том числе в области финансового менеджмента. Анализ финансово-экономических результатов российских организаций в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Большинство предприятий России пока ориентируется на выживание путем продажи ликвидных основных фондов, поиска краткосрочных источников финансирования, диверсификации производства. Но отсутствие системности приводит их к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов. Чтобы избежать этих недостатков, необходимо построить для предприятия эффективную систему финансового менеджмента. В этом и заключается актуальность выбранной темы. [21, С. 87]
|
Цель данной курсовой работы - изучить роль финансового менеджмента в организации финансов на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть этапы становления и развития финансового менеджмента;
рассмотреть функции финансового менеджмента;
дать характеристику объекта исследования;
проанализировать роль финансового менеджмента в системе управления организации.
Объектом исследования является финансы предприятия.
Предмет исследования - роль финансового менеджмента в организации финансов на предприятии.
В заключение подведены итоги данной работы, сформулированы основные выводы.
В написании курсовой работы использовались энциклопедические данные, литература по финансовому менеджменту таких отечественных авторов, как И.Т. Балабанов, Л.Е. Басовский, Т.Б. Бердникова, А.Д. Шеремет, А.М. Ковалев и других.
1. Теоретические аспекты финансового менеджмента
.1 Сущность и функции финансового менеджмента
|
финансовый управление менеджмент
Финансы - это система экономических денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением ВВП и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Финансы - система денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением прибыли и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы опираются на бухгалтерский учет, экономический и производственный анализ, на действующую налоговую систему и т.д.
Финансы - система отношений, созданная государством, т.е. государство все отношения, связанные с финансами, регулирует само. [23, С. 47]
Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.
Как система управления финансовый менеджмент состоит из двух подсистем:
) управляемая подсистема (объект управления)
) управляющая подсистема (субъект управления). [1, С. 9]
Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.
|
Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:
) Денежный оборот;
) Финансовые ресурсы;
) Кругооборот капитала;
) Финансовые отношения.
Субъект управления - совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:
) Кадры (подготовленный персонал);
) Финансовые инструменты и методы;
) Технические средства управления;
) Информационное обеспечение. [2, С. 56]
Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.
Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.
Основные задачи финансового менеджмента:
1.Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.
2.Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.
.Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.
.Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения.
.Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т.е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности. [3, С. 13]
Существует два основных типа функций финансового менеджмента:
). Функции объекта управления:
-воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;
-производственная - обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;
-контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).
). Функции субъекта управления:
-прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;
-планирование финансовой деятельности;
-регулирование;
-координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;
-анализ и оценка состояния предприятия;
-функция стимулирования;
-функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов. [4, С. 31]
1.2 Базовые концепции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент как самостоятельная наука сформировался относительно недавно. Начало этому процессу было положено Г. Марковицем, который заложил основы теории портфеля. В его работах изложена методология принятия решений в области инвестирования в финансовые активы и предложен соответствующий научный инструментарий.
Дальнейшее развитие этот раздел теории финансов получил в исследованиях, посвященных ценообразованию на рынке ценных бумаг, разработке концепции эффективности рынка капитала, созданию моделей оценки риска и доходности, разработке новых финансовых инструментов. В 1960-е годы усилиями таких экономистов, как У. Шарн, Дж. Линтер и Дж. Моссин, была разработана модель оценки доходности финансовых активов, увязывающая систематический риск и доходность портфеля.
Наибольшую известность получила теория арбитражного ценообразования, разработанная С. Россом. В основу этой модели положено утверждение о том, что фактическая доходность акции складывается из двух частей: моральной доходности и рисковой доходности. Последняя оценивается многими экономическими факторами: рыночной ситуацией в стране, стабильностью мировой экономики, инфляцией, динамикой процентных ставок. [7, С. 17]
До настоящего времени в стадии становления находятся теория ценообразования опционов и теория преференций состояний в условиях неопределенности.
Во второй половине 1950-х годов проводились интенсивные исследования по теории структуры капитала и цены источников финансирования. Основной вклад в данную область сделали Ф. Модильяни и М. Миллер.
Из всех упомянутых инноваций два направления - теория портфеля и теория структуры капитала - представляют собой сердцевину науки и техники управления финансами компаний, т.к. позволяют ответить на два принципиально важных вопроса: откуда взять и куда вложить финансовые ресурсы.
Именно в рамках современной теории финансов в дальнейшем сформировалась прикладная дисциплина финансовый менеджмент как наука, посвященная методология и технике управления финансами компании.
Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:
) Концепция денежного потока.
) Концепция временной ценности денежных ресурсов.
) Концепция компромисса между риском и доходностью.
) Концепция цены капитала.
) Концепция эффективности рынка капитала.
) Концепция асимметричности информации
) Концепция агентских отношений.
) Концепции альтернативных затрат. [5, С. 37]
1.Концепция денежного потока предполагает:
-идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);
-оценку факторов, определяющих величину элементов денежного потока;
-выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;
-оценку риска, связанного с данным потоком, и способы его учета.
2.Концепция временной ценности денежных ресурсов.
Временная ценность - объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами: инфляцией, риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы, оборачиваемостью.
3.Концепция компромисса между риском и доходностью.
Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.
4.Концепция цены капитала - обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.
Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.
5.Концепция эффективности рынка капитала - операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.
Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. [23, С. 208]
Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:
-рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
-информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;
-отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;
-сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
-все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;
-сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка. [6, С. 52]
Существует две основных характеристики эффективного рынка:
1)Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной степени риска.
2)Уровень дохода на инвестируемый капитал - это функция степени риска.
Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности: слабой, умеренной, сильной.
В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.
В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.
В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т.е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.
6.Концепция ассиметричности информации - напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.
7.Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно - правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).
.Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу. [15, С. 70]
1.3 Развитие финансового менеджмента в России
В дореволюционной России понятие финансового менеджмента как самостоятельная наука не существовало. Однако два направления, входящие в базовую структуру этой науки в современном ее понимании - финансовые вычисления и анализ баланса, успешно развивались и в это время.
Развитие теории и практики финансовых и коммерческих вычислений в России связано с трудами замечательного русского математика, финансиста и бухгалтера Н.С. Лунского, одного из родоначальников финансового менеджмента в России. А в 1920-е годы теория баланса была сформулирована в трудах А.П. Рудановского, Н.А. Блатова, И.Р. Николаева. [7, С. 42]
Осуществляемые с 1990-х годов в рамках перевода экономики на рыночные рельсы новации: изменение банковской системы, внедрение новых форм собственности, трансформация бухучета, сделали актуальными управление финансовыми ресурсами.
Переход к рыночным отношениям приводит к разделению функций управления финансами на уровне государства и финансовых отношений организации до саморегулирования в рамках коммерческой организаций, что создает формальную основу для реализации финансового менеджмента. В функциях государства остается финансирование социальной сферы, а у коммерческой организации - самофинансирование собственного развития, поэтому благополучие организации зависит от правильности действий и быстроты реакции управленческого персонала этой организации, а не от финансирования государства. [8, С. 98]
Первоначально функциями финансового менеджмента занимались специалисты в области экономики предприятия, плановики, бухгалтеры-аналитики, которые шли от учета и проведения расчетов, построения планов, прогнозов и калькулирования цен к вопросам подготовки и принятия решений по широкому спектру проблем управления ресурсами предприятия. За финансовым менеджментом закрепилась роль контроля, строжайшего учета и оптимизации издержек производственного процесса. Последнее связано с постановкой налогового планирования на предприятии.
Следующим шагом в развитии финансового менеджмента стала разработка универсальных правил и процедур для принятия решений в этой области, что позволило интерпретировать его как совокупность общих стандартизированных финансовых методов, процедур и технологий. Руководители предприятий учатся самостоятельно принимать финансовые решения по формированию финансовых ресурсов и их структуре, по направлениям вложения средств, по использованию новых финансовых инструментов.
На современном этапе развития рыночных отношений, когда организации функционируют в условиях нестабильного социально-экономического окружения, их руководство понимает необходимость быстрых изменений в управлении, в том числе в элементах финансового менеджмента. Это приводит к необходимости реализации системных принципов.
Анализ различных подходов к определению предметной области финансового менеджмента позволяет исследователям сделать вывод, что эволюция взглядов на предмет финансового менеджмента в сжатой, концентрированной форме повторяет в общих чертах исторически сложившиеся и чередовавшиеся постулаты эффективного управления в общем менеджменте. [9, С. 123]
В систематизированном виде содержание этапов развития финансового менеджмента в России представлено в ПРИЛОЖЕНИИ 1 «…в табл. 1».
Эволюция, представленная «…на рис. 1»., - это объективное развитие теоретического обоснования финансового менеджмента, вызванное потребностями практики. Поэтому ряд авторов работ, посвященных финансовому менеджменту, тяготеют к нескольким направлениям и в развитии переходят от одного подхода к другому, т.к. возникает объективная необходимость в их переосмыслении.
Однако, имеющиеся методы и инструменты финансового менеджмента, анализируемые в литературе и применяемые в российской практике, не рассматриваются в комплексе, во взаимосвязи с общей системой управления организацией. А также не учитывается необходимость адаптации системы финансового менеджмента коммерческой организации, приспособления к цикличности развития организации. На самом деле под воздействием изменений внешней среды на каждом историческом этапе переходного процесса к рыночной экономике организация изменяется, переходя от одной фазы своего жизненного цикла к другой. Следовательно, в ней должна изменяться и система финансового менеджмента (ситуационный подход). [9, С. 202]
2. Организация финансового менеджмента на предприятии
2.1 Принципы организации финансов предприятия
Предприятие как социально-экономическая система, имеющая основной целью генерирование прибыли, целесообразность любых своих действий рассматривает в основном с позиции их экономической выгодности. Безусловно, в отдельных ситуациях могут срабатывать и другие критерии, однако критерий экономической эффективности в приложении к бизнесу с очевидностью является доминирующим.
В терминах финансов предприятие может быть представлено как совокупность притоков и оттоков денежных средств, имеющих место в результате ранее сделанных инвестиций. Для того чтобы совокупность этих потоков была оптимальной, в любом предприятии формируется некая организационная структура управления финансами. Эта структура призвана не только оптимизировать ресурсный поток, но и обеспечить реализацию описанных выше основных функций финансов.
Любая социально-экономическая система в момент ее создания формирует некую систему управления, организующую технологические и финансово-хозяйственные процессы и способствующую их нормальному течению. В основе системы управления - так называемая организационная структура, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Без сомнения, важнейшим компонентом общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьировать. В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером. Более того, согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» руководители предприятий могут в зависимости от объема учетной работы:
-учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
-ввести в штат должность бухгалтера;
-передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
-вести бухгалтерский учет лично. [20, С. 18]
Таким образом, не исключена ситуация, когда какая-либо самостоятельная финансовая служба отсутствует вообще, а все решения финансового характера руководителем принимаются самостоятельно.
Что касается крупного предприятия, то подобная служба в организационном плане обязательно обособляется и, в наиболее общем виде, имеет схему, представленную в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
В приведенной схеме структурно выделены два крупных подразделения финансовой службы предприятия: планово-аналитическое и учетно-контрольное. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать - по крайней мере, их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).
Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации протяжен по времени. При этом пытаются соблюдать ряд принципов.
Принцип экономической эффективности Его смысловая нагрузка определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятия с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике - иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.
Принцип финансового контроля Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных работников должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственников компании и ее управленческого персонала является проведение аудиторских проверок. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (бухгалтерский учет, оценка, налоговое планирование, управление корпоративными финансами и др.). Внутренний финансовый контроль осуществляется путем организации системы внутреннего аудита.
В крупных компаниях всегда имеется служба внутреннего аудита; более того, в экономически развитых странах созданы так называемые институты внутренних аудиторов.
Принцип финансового стимулирования (поощрение / наказание). Этот принцип по сути тесно корреспондирует с предыдущим, а смысл его заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания (речь, естественно, идет о мерах финансового характера). Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности.
Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий. При этом:
-вышестоящим руководством определяются один или несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются плановые их значения;
-суждение об эффективности работы центра ответственности делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;
-руководство подразделения наделяется ресурсами в согласованных объемах, достаточных для выполнения плановых заданий;
-ограничения по ресурсам носят достаточно общий характер, т.е. руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры ресурсов, организации производственно-технологического процесса, систем снабжения и сбыта и т.п. [18, С. 21]
Смысл выделения центров ответственности - в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.
В зависимости от того, какой критерий - затраты, доходы, прибыль, инвестиции - определяется как системообразующий, принято выделять четыре типа центров ответственности.
Затратообразующий центр - подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах. В качестве примера можно привести университетскую кафедру; ее руководство имеет полное право определять направления использования централизованно выделяемых средств (покупка компьютера, приглашение известного профессора для чтения краткосрочного курса, направление сотрудников на научные конференции и т.п.). Еще один пример - бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам. [16, С. 22]
Доходообразующий центр - подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов; примеры - отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж. В данном случае руководитель такого подразделения не несет ответственность за основные затраты хозяйствующего субъекта. Например, при продаже продукции завода руководитель коммерческой службы не несет ответственность за ее себестоимость; главная его задача - организация торговли, работа с клиентами, варьирование скидками в рамках установленной ценовой политики и т.п. Безусловно, в этом случае возникают затраты, но не они являются объектом пристального контроля со стороны вышестоящего руководства.
Прибылеобразующий центр - подразделение; в котором в качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы: дочерние и зависимые компании, дивизиональные подразделения с замкнутым производственным циклом, технологически самостоятельные производства, обособляемые в рамках диверсификации производственной деятельности, и т.п. В принципе, к прибылеобразующим могут относиться и внутренние подразделения компании в том случае, если ею используется политика трансфертных цен, когда продукция, находящаяся на различных стадиях обработки, не передается от одного подразделения другому, а «продается» по внутренним ценам.
Инвестиционно-развивающий центр - подразделение, руководство которого не только ответственно за организацию рентабельной работы, но и наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями; например, если ожидаемая норма прибыли не ниже установленной границы. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает показатель рентабельности инвестиций; кроме того, могут налагаться ограничения сверху на объем допустимых капиталовложений (имеется в виду, что решение по инвестиции, не превышающей заданную величину, является исключительной компетенцией руководителя этого центра ответственности; превышение границы требует обоснования и согласования с вышестоящим руководством. Центр ответственности данного типа - наиболее общее по функциональным возможностям подразделение; здесь больше и число субкритериев - затраты, доходы, прибыль, объем разрешенных инвестиций, показатели рентабельности и др. [21, С. 33]
В числе ключевых элементов системы организации управления на базе выделения прибылеобразующих и инвестиционно-развивающих центров ответственности находится политика трансфертных цен. Трансфертной называется цена, используемая для определения стоимости продукции (товаров, услуг), передаваемой прибылеобразующим или инвестиционно-развивающим центром ответственности другому центру ответственности внутри компании. Она, как правило, меньше рыночной цены, используемой при продаже продукции внешним контрагентам. Трансфертное ценообразование осуществляется при участии трех сторон: высших топ-менеджеров и руководства поставляющего и приобретающего продукцию центров ответственности. Топ-менеджеры определяют основные параметры трансфертной политики, выступают в роли арбитров между руководством центров ответственности и принимают окончательное волевое решение в отношении ценообразования в случае, если конфликт между центрами ответственности не решается полюбовно.
Существуют три основных типа трансфертных цен: рыночно-ориентированные, затратно-ориентированные и компромиссные. В первом случае за ориентир берется рыночная цена. При этом покупающий продукцию центр ответственности внутри компании не должен платить больше, чем внешнему продавцу, а продающий центр не должен получать за нее больше дохода, чем при продаже внешнему покупателю. Во втором случае ориентиром выступают полные или переменные затраты; такой подход достаточно эффективен в системе стандарт-костинга. В третьем случае за основу берется либо рыночная цена, либо себестоимость продукции, а окончательный вариант цены определяется итеративно в ходе переговоров между руководством центров и при активном участии высшего руководства.
Принцип материальной ответственности. В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако основные из них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.
Индивидуальная материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руководитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-материальных ценностей, т.е. их выбытие, не сопровождающееся оправдательными документами, должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах которых может иметь место отклонение учетных оценок от фактических; в этом случае материально-ответственное лицо должно возместить лишь сверхнормативные потери (в частности, в торговле за счет прибыли до налогообложения делаются резервы на забывчивость покупателей, на усушку и утруску товаров и др.). Перечень материально-ответственных лиц определяется предприятием.
В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное материально-ответственное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина, когда рабочая смена меньше общей продолжительности рабочего дня магазина в целом). Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций. [16, С. 24]
2.2 Структура системы управления финансами предприятия
С позиции практического управления финансами субъекта хозяйствования ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на следующие вопросы:
-удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью предприятия, направлением и динамикой ее развития, положением в конкурентной среде?
-каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
-где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
-как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее (а) платежеспособность, (б) финансовую устойчивость предприятия, (в) экономически эффективную, рентабельную работу и (г) ритмичность платежно-расчетных операций? [19, С. 208]
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельностью предприятия. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления, начиная с финансовых ресурсов и кончая всей совокупностью отношений, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализации финансовых отношений, в частности, в приложении к коммерческой организации, немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, финансовый менеджмент можно также трактовать как систему действий по оптимизации ее баланса.
Логика функционирования системы управления финансами предприятия представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 3.