на тему «Воля как проявление энергии»




ТЕКСТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Герасимова О.Ю.

Магнитогорская государственная консерватория (академия)

E-mail: elitclub_aion@mail.ru

ВОЛЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ

Данная статья содержит психолого-философский анализ волевого акта с необходимым выходом на одно из фундаментальных научных понятий - энергии. В исследовании выделены различные формы энергии, но особое внимание сосредоточено на психической энергии человека и ее проявлениях как в жизни отдельно взятой личности, так и общества в целом.

Ключевые слова: волевое действие, энергия, психическая энергия, пассионарность.

Воля - это реальное психическое явление, представляющее собой энергетический потенциал действий человека. В определении энергии важно отметить, что это общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия не возникает из ничего и не исчезает, она может только переходить из одной формы в другую. Понятие энергии связывает воедино все явления природы [5].

В соответствии с различными формами движения материи рассматривают различные формы энергии: механическую, внутреннюю, электромагнитную, химическую, ядерную и др.

Можно говорить и об имманентной психической и физической энергии человека, а также ее проявлении в виде воли.

Психическая энергия - это проявление жизненной энергии, то есть энергии организма как биологической системы. Психическая энергия возникает так же, как вся витальная энергия, - из метаболических телесных процессов.

Психическая энергия - гипотетический конструкт; это не конкретная субстанция или феномен. Следовательно, ее нельзя измерить или увидеть. Психическая энергия находит проявление в форме актуальных или потенциальных сил. Актуальными силами личности являются: желание, воля, чувство, внимание, стремление, потенциальными - предрасположенность, склонность, тенденция, установка.

Количество психической энергии, вложенной в тот или иной элемент личности, называется ценностью этого элемента. Ценность - мера напряженности. Когда мы говорим, что какая-то идея или чувство очень ценны, мы имеем в виду, что эта идея или чувство представляет существенную силу в плане побуждения и управления поведением. Человек, для которого очень ценна истина, отдаст много энергии ее поискам. Ценящий власть будет мотивирован на ее дос-

тижение. Напротив, если что-то имеет заурядную ценность, к этому будет привлечена незначительная энергия.

Физическая энергия человека не тождественна физической энергии неживого объекта, т.е. общей количественной мере движения и взаимодействия всех видов материи. Но анализ этого различия остается за рамками настоящей статьи. Также следует иметь в виду, что деление энергии на различные формы и виды весьма условно.

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе, для того чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как энергетический фактор, способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий и проявлением психической и физической энергии. Воля предполагает борьбу мотивов - потребностей. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений - энергий, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Нравственность и духовность сама по себе есть проявление энер-

гии высшего порядка, требующая больших затрат и усилий. Духовность предполагает некоторый запрет, отказ от витального, биологического, материального в пользу трансцендентного и идеального. Можно сказать, что волевые решения принимаются под влиянием высокого внутреннего энергетического потенциала человека, который доминирует над другими, менее мощными энергиями. Воля есть проводник высокоактивного потока энергии, который принадлежит к духовному бытию личности.

Еще одним признаком волевого характера действия является наличие продуманного плана осуществления задуманного. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному алгоритму, нельзя считать волевым. Сам же процесс планирования является дополнительным механизмом затраты энергии. В данном случае - энергии сознания и центральной нервной системы.

«Волевое действие - это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [4].

Существенными признаками воли являются усиленное внимание к выполняемому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение оттого, что его удалось выполнить. У. Джемс по этому поводу писал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак» [2, с. 363].

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овла-

деть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Невозможно добиться выдающихся успехов без включения мощного энергетического источника осуществления задуманного, а именно - воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы номинальным капиталом.

Пример

Волевой акт представляет собой не только действие, но и способ его регуляции.

Зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. Потребность, т. е. испытываемая человеком нужда в чем-нибудь, - это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно заключает стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить. В этой активной стороне пассивно-активного состояния потребности и заключены первые источники воли, неразрывно связанные с сенсорной и аффективной чувствительностью, в которой первично отражается потребность.

Будучи в своих первоначальных истоках связано с потребностями, волевое действие человека никогда, однако, не вытекает непосредственно из них. Волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания - осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели. Наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей и задач. Чем более значимы и притягательны для человека эти цели, тем -при прочих равных условиях - сильнее будет его воля, напряженнее желания, упорнее стремление к их осуществлению. Значимой целью является для человека то, что связано с его потребностями и интересами.

Важно отметить то обстоятельство, что речь в данном случае идет о духовных, соци-

альных потребностях, а не витальных, биологических.

Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как «я», как субъекта, у которого могут иметься те или иные желания, но который сам не исчерпывается ни одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. В результате его действия определяются уже не природными влечениями, а им самим. Возникновение воли, таким образом, неразрывно связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам определяет свое поведение и отвечает за него. Таким субъектом, способным к самосознанию и самоопределению, человек становится через осознание своих отношений с другими людьми [4].

Проблема воли, поставленная не функционально и формально, а по существу, - это проблема социального бытия человека, его выбора между всеобщим и значимым для себя.

У одних все значимое сведено к личностным мотивам, и если они и совершают поступки, которые по своим внешним результатам отвечают предписаниям общественной нравственности, то в этом случае нравственное содержание не входит в мотивы человека и не определяет его воли.

У других общественно значимое осознается как должное и обязательное, но переживается как чуждая внешняя сила. Воля в таком случае расщеплена на противоположные друг другу компоненты - влечения и долженствования - и поглощена разрешением их постоянно возобновляющегося конфликта. Но иногда общественно значимое может выступать для личности ее внутренним составляющим: воля в этом случае становится единой, цельной и монолитной.

Социально значимое превращается в личностное и аутентичное в условиях высокого внутреннего энергетического потенциала, когда энергии многих соединяются с энергией одного. Т.е. человек весьма органично принимает весь накопленный до него опыт общественного бытия. Но такое положение вещей не всегда осуществимо. Не каждая личность является социально зрелой и готовой к подавлению своих отрицательных черт и наклонностей.

Социальная реальность предполагает перманентный конфликт между натурой и культурой, причем перевес явно находится на стороне натуры. Поэтому для инкультурации личности необходимо включение дополнительной психической и физической энергии. Очень часто возникают столкновения и противоречия внутреннего (индивидуального) и внешнего (социального) бытия.

В этом случае воля вступает в конфликт не только с узколичностными мотивами и внешними обстоятельствами, но и с нормами права и нравственности. Вопрос в таком случае заключается в том, с каких позиций эта борьба ведется. Борьба личности и личной воли против действующего права и нравственности - это не всегда борьба только личностного против общественно значимого и всеобщего. Иногда это борьба не против права и законов в целом, а против уже отжившего права, ставшего бесправием и беззаконием, за новое право; не против нравственности вообще, а против норм расхожей морали за новую, более высокую нравственность. Здесь личность выступает как представитель и носитель всеобщего в его развитии и становлении, а общество, точнее, его часть, представляет уже отжившее и отмирающее, утратившее в ходе общественного развития всеобщее значение норм.

Для того чтобы добиться желаемого усилиями воли, необходимо определенное количество энергии, т.е. нормальный волевой акт. Он предполагает некоторую оптимальную - не слишком слабую и не слишком сильную импульсивность.

Если интенсивность импульсов оказывается ниже определенного уровня, как это имеет место в патологической форме, при так называемой абулии, нормальный волевой акт невозможен. Точно так же при повышенной импульсивности, когда отдельное, только возникшее желание дает стремительную разрядку в действии (состояние аффекта), - действие теряет характер сознательного, избирательного, т. е. волевого, акта [1].

Кроме наличия оптимального уровня нервных импульсов для проявления воли необходим достаточный интеллектуальный потенциал. Интеллект является проводником от действий импульсивных и инстинктивных к волевым. Кроме этого, он оценивает объективное содержание ситуации, для разрешения которой необходимо подключение воли.

Значение объективного содержания в определении волевого акта можно проследить на

примере отрицательного явления внушения. О внушении говорят там, где решение субъекта определяется другим лицом, независимо от того, насколько объективно обоснование такого решения. Возникает ситуация недостатка энергии у одного человека и использование этого другим или другими для достижения собственных целей и амбиций.

В каждом решении непроизвольно, в большей или меньшей степени, содержится «удельный вес энергии» того человека или коллектива, которые отстаивают определенную позицию. Всякое решение, которое принимает человек, так или иначе опосредовано социальными отношениями с другими людьми. И здесь проявляется энергетическая, а равно социальная и культурная самодостаточность или же несостоятельность. Для нормального волевого акта существенно то, что, учитывая исходящее от других воздействие, человек взвешивает содержание и сущность предполагаемого решения. При внушении воздействие, идущее от другого лица, определяет решение независимо от того, что оно означает по существу.

Вывод

Таким образом, аутентичность личности, ее самость и воля могут проявляться лишь в условиях адекватного баланса между внутренними энергетическими возможностями и объективным миром. Достаточное количество внутренней энергии характеризует подлинную, социально зрелую, волевую личность, умеющую не только принимать адекватные ситуации решения, но и нести за них ответственность.

Волевая деятельность предполагает наличие сложных и многообразных волевых качеств личности. Среди важнейших из этих качеств можно выделить инициативность. Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Можно по праву считать, что данное умение детерминировано имманентной пассионарностью, т.е. определенной характеристикой поведения и психики человека. Пассионарность - это активность индивида, проявляющаяся в стремлении (осознанном или чаще неосознанном) к деятельности, направленной на достижение какой-либо цели (часто иллюзорной), и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается широко - как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель [3].

Пассионарность равна энергийности, она инициирует и являет самостоятельность, инициативность, решительность человека.

Существенную роль в инициативности играют интенсивность и яркость побуждений, а также интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединенные с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, характеризуют пассионариев.

Кроме инициативности, проявляющейся на начальном этапе волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость как существенную особенность воли. Ее прямой противоположностью является подверженность чужим влияниям, легкая внушаемость. Подлинная самостоятельность воли предполагает ее сознательную мотивированность и обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить в соответствии со своими желаниями и представлениями, а не по принуждению.

От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность - качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям, которые обнаруживает нерешительный человек. Нерешительность - это флуктуации и неустойчивость внутренней энергии.

Сама решительность может быть различной природы, в зависимости от роли, которую в ней играет всплеск энергии и ее сдерживание. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно определяет различную внутреннюю природу решительно-

сти людей. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению со сдерживающей силой сознательного контроля и связана с темпераментом.

Высший тип решительности покоится на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большой импульсивностью и все же господствующей над ней силой сознания.

Следует иметь в виду, что решительность не является завершающим качеством волевого акта. Необходимо завершение, исполнение задуманного. Именно в исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Где приоритет следует отдать энергии, т. е. той концентрированной силе, которая решительно вносится в действие и учитывая которую говорят об энергичном человеке, прояв-

ляющем настойчивость при приведении в исполнение принятого решения.

Энергия человека становится особенно ценной, если она соединяется с настойчивостью. Настойчивость проявляется в устойчивости и силе энергии в течение длительного периода, невзирая на трудности и препятствия. Настойчивость наряду с решительностью является особенно существенным свойством воли.

Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка и самообладание, т.е. умение управлять энергетическим потенциалом действий.

31.08.2009 г.

 

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/volya-kak-proyavlenie-energii



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: