Этапность развертывания программного содержания




ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОО

Деркунская В.А.

Планирование - основная функция планирования - обеспечить системность и качество образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста, а также «внутри» каждой возрастной группы.

Требования к планированию: направленность и содержательно-целевые характеристики планирования:

целесообразности (содержания, запланированных тем, игр, используемых материалов). В соответствии с целями программы, решаемыми педагогом задачами (развивающими, воспитательными, образовательными) отбирается содержание и определяется форма организации деятельности детей;

системности, последовательности и усложняемости; а также цикличности;

парциальности - разделения осваиваемого содержания на адекватные «единицы», которые могут «присвоить» дети за определенный период времени и количество образовательных ситуаций;

соотнесенности интеграции и дифференциации;

логичности в развертывания содержания, приводимых примерах используемых формах детской деятельности;

тематического единства (по возможности); соответствия сезону;

обеспечения формирования целостного и полноценного опыта детей ( формирования своего рода «целостной картины» окружающего и развития ряда проявлений);

соответствия целей, содержания, форм, образовательной программе (по которой работает ДОУ), возрастным возможностям, особенностям групп;

современности (тематики проектов и образовательных ситуаций, осваиваемой информации, форм организации детской деятельности), учета субкультуры детей;

возможности оперативного включения тем, содержания и форм, в соответствии с возникающими проблемными моментами, а также с учетом явлений и событий окружающего мира;

ориентированность на социокультурные возможности и ресурсы в организации образовательного процесса.

Группа требований: к сочетанию форм организации детской деятельности, представленных в плане:

рациональное и соответствующее ФГОС ДО, а также нормативным документам сочетание форм организации детской деятельности;

целесообразной вариативности форм организации детской деятельности

разнообразия и целесообразности видов детской деятельности в процессе освоения содержания;

отражение конкретных возможностей (изменение, обогащение) предметно-развивающей среды и направления взаимодействия с родителями.

 

Группа требований к форме планирования

демонстрирующей разнообразные связи и усложнение. Использование табличного (графического) способа облегчает восприятие связей между разделами, образовательными ситуациями, единство и технологичность оформления позволяет более системно выстроить связи между разными разделами содержания;

простой в составлении и использовании педагогом;

не перегруженной частными деталями, но отражающей суть запланированных форм работы с детьми.

Согласно ФГОС ДО – деятельность детей во время пребывания в детском саду:

НОД – около 15 %,

Совместная деятельность в режимных моментах – около 70%,

Деятельность детей в среде – около 15%.

Содержательно-технологические линии планирования:

— «многообразия и целостности »

«обогащения и поддержки»

«диагностики - ознакомления – сопровождения»

«образования - развития»

«моно-деятельности – интеграции»

«коллективного - индивидуального »


Линии усложнения
, по которым изменяется детский опыт:

— развитие интересов;

— освоение умений и способов действий (в разных видах деятельности);

— развитие способностей (познавательных, сенсорных, эстетических, творческих);

— становления многообразия, дифференцированности, системности, обобщения осваиваемых представлений;

— формирования ценностных ориентиров и отношения;

— активизации инициативности, самостоятельности и проявления субъектности.

Этапность развертывания программного содержания

— от «активизации интереса к освоению нового, освоения информации и начальной «ориентировки» в новом способе действий, материале, информации» (в начале года);

— к их «действенному присвоению, дифференцированию и преобразованию» (сравнение, анализ, выделение разнообразия и сходства, установления некоторых связей, развитие умений (в середине года);

— к «творческому отражению» (обобщения, переноса в новые условия, творческого преобразования, интериоризации (в конце года).

Ознакомление с окружающим миром включает в себя:

Социальный мир. Мир природы. Мир искусства. Мир предметов.

 

 

Развертывание форм ДД в планировании:

«ТОЧЕЧНЫЕ»: для решения оперативных или частных задач.

«ТЕМАТИЧЕСКИЕ»: объединенные темой.

«СКВОЗНЫЕ»: требующие время для освоения (творческие мастерские,

гостиные, рукоделье)

 

Пример планирования:

Темы должны быть:

- проблемны,

- современны,

- интересны детям (субкультура) по формулировкам и содержанию,

- «решать» образовательные задачи,

- …



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: