ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОО
Деркунская В.А.
Планирование - основная функция планирования - обеспечить системность и качество образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста, а также «внутри» каждой возрастной группы.
Требования к планированию: направленность и содержательно-целевые характеристики планирования:
— целесообразности (содержания, запланированных тем, игр, используемых материалов). В соответствии с целями программы, решаемыми педагогом задачами (развивающими, воспитательными, образовательными) отбирается содержание и определяется форма организации деятельности детей;
— системности, последовательности и усложняемости; а также цикличности;
— парциальности - разделения осваиваемого содержания на адекватные «единицы», которые могут «присвоить» дети за определенный период времени и количество образовательных ситуаций;
— соотнесенности интеграции и дифференциации;
— логичности в развертывания содержания, приводимых примерах используемых формах детской деятельности;
— тематического единства (по возможности); соответствия сезону;
— обеспечения формирования целостного и полноценного опыта детей ( формирования своего рода «целостной картины» окружающего и развития ряда проявлений);
— соответствия целей, содержания, форм, образовательной программе (по которой работает ДОУ), возрастным возможностям, особенностям групп;
— современности (тематики проектов и образовательных ситуаций, осваиваемой информации, форм организации детской деятельности), учета субкультуры детей;
— возможности оперативного включения тем, содержания и форм, в соответствии с возникающими проблемными моментами, а также с учетом явлений и событий окружающего мира;
— ориентированность на социокультурные возможности и ресурсы в организации образовательного процесса.
Группа требований: к сочетанию форм организации детской деятельности, представленных в плане:
— рациональное и соответствующее ФГОС ДО, а также нормативным документам сочетание форм организации детской деятельности;
— целесообразной вариативности форм организации детской деятельности
— разнообразия и целесообразности видов детской деятельности в процессе освоения содержания;
— отражение конкретных возможностей (изменение, обогащение) предметно-развивающей среды и направления взаимодействия с родителями.
Группа требований к форме планирования
— демонстрирующей разнообразные связи и усложнение. Использование табличного (графического) способа облегчает восприятие связей между разделами, образовательными ситуациями, единство и технологичность оформления позволяет более системно выстроить связи между разными разделами содержания;
— простой в составлении и использовании педагогом;
— не перегруженной частными деталями, но отражающей суть запланированных форм работы с детьми.
Согласно ФГОС ДО – деятельность детей во время пребывания в детском саду:
НОД – около 15 %,
Совместная деятельность в режимных моментах – около 70%,
Деятельность детей в среде – около 15%.
Содержательно-технологические линии планирования:
— «многообразия и целостности »
— «обогащения и поддержки»
— «диагностики - ознакомления – сопровождения»
— «образования - развития»
— «моно-деятельности – интеграции»
— «коллективного - индивидуального »
Линии усложнения, по которым изменяется детский опыт:
— развитие интересов;
— освоение умений и способов действий (в разных видах деятельности);
— развитие способностей (познавательных, сенсорных, эстетических, творческих);
— становления многообразия, дифференцированности, системности, обобщения осваиваемых представлений;
— формирования ценностных ориентиров и отношения;
— активизации инициативности, самостоятельности и проявления субъектности.
Этапность развертывания программного содержания
— от «активизации интереса к освоению нового, освоения информации и начальной «ориентировки» в новом способе действий, материале, информации» (в начале года);
— к их «действенному присвоению, дифференцированию и преобразованию» (сравнение, анализ, выделение разнообразия и сходства, установления некоторых связей, развитие умений (в середине года);
— к «творческому отражению» (обобщения, переноса в новые условия, творческого преобразования, интериоризации (в конце года).
Ознакомление с окружающим миром включает в себя:
Социальный мир. Мир природы. Мир искусства. Мир предметов.
Развертывание форм ДД в планировании:
«ТОЧЕЧНЫЕ»: для решения оперативных или частных задач.
«ТЕМАТИЧЕСКИЕ»: объединенные темой.
«СКВОЗНЫЕ»: требующие время для освоения (творческие мастерские,
гостиные, рукоделье)
Пример планирования:
— Темы должны быть:
- проблемны,
- современны,
- интересны детям (субкультура) по формулировкам и содержанию,
- «решать» образовательные задачи,
- …