Причины и мотивы суицидального поведения у детей и подростков




Характерных черт

Около четырех процентов населения земли от 18 лет серьезно задумываются о самоубийстве. Зачастую трудно распознать среди родных и близких суицидальное поведение,

8 основных признаков наклонностей к суициду. Разговоры о самоубийстве.

1. Если человекчасто говорит на эту тему, значит, мысли о смерти занимают его разум.

2. Депрессия - спутник суицидального поведения. Чем в более глубокую депрессию погружается человек, тем тяжелее ему видеть просвет в жизни и найти причины, чтобы жить. Он считает, что жизнь его бесцельна и самый простой путь – покончить с жизнью. Важно, что бы человек с депрессией был окружен заботой близких людей

3. Человек постоянно испытывает чувство вины. Чрезмерное или неуместное ощущение вины является распространенным симптомом депрессии. Если вы стали часто чувствовать себя виноватым, просто поверьте тем людям, которые говорят, что вы здесь ни причем – позвольте себе расслабиться.

4. Частое употребление спиртного или наркотиков. Особенно стоит обеспокоиться, если раньше человек не был склонен к такому поведению, ведь наркотические вещества позволяют чувствовать себя эмоционально лучше. Однако психоактивные вещества повышают импульсивность, именно поэтому 80 процентов всех попыток самоубийств происходит под влиянием момента, а не вследствие планирования.

5. Тревожность. Обычно считается, что депрессия проявляется в меланхолии, однако у половины людей депрессия проявляется в беспокойстве, бессоннице, тревожности. Такие люди как раз больше всего подвержены риску самоубийства, так как их нервная система постоянно напряжена.

6. Покупка средств увечия. Это самый очевидный признак, если ваш друг покупает "пистолет", то риск самоубийства в доме увеличивается в 10 раз. Из огнестрельного оружия совершается 10 процентов попыток всех самоубийств. Причем огнестрельное оружие это «мужской» способ рассчитаться с жизнью.

7. Проблемы со здоровьем. На самом деле в группе риска самоубийств гораздо больше пожилых людей, чем подростков. Потеря здоровья и независимости, проблемы со зрением и слухом могут подтолкнуть людей старше 65 лет к суицидальному поведению и самоубийству.

  1. Поиск вопросов о самоубийстве в интернете. Интересующие человека темы отображаются в истории браузера, поэтому родители находящихся в депрессии подростков должны просматривать историю посещения сайтов на предмет поиска информации о самоубийстве и в случае нахождения срочно обращаться за специализированной помощью. Перечисленные восемь признаков помогут вам распознать суицидальное поведение у близкого человека на ранних этапах и своевременно оказать помощь людям с мыслями о самоубийстве. Помните, что самый эффективный способ – это обратиться за консультацией к специалисту (психиатру), так как один раз возникшее суицидальное поведение может рецидивировать (повториться) в будущем.


Причины и мотивы суицидального поведения у детей и подростков

три основные концепции суицида: психопатологическая, психологическая и социологическая.

1.Психопатологическая концепция исходит из положения о том, что все самоубийцы — душевнобольные люди, а суицидальные действия — проявления острых или хронических психических расстройств. Предпринималась даже попытка выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (suicidomania), а сама проблема изучалась специфическими для медицины методами, т.е. с точки зрения этиологии, патогенеза и клиники заболевания. Предлагались различные методы физиотерапевтического и медикаментозного лечения суицидомании (кровопускания, слабительные, желчегонные средства, холодные влажные обертывания и т.д.).

На современном этапе развития психологической науки психопатологическая концепция представляет скорее исторический интерес, хотя некоторые исследователи и сейчас считают, что суицидальные действия представляют собой одну из форм проявлений психических заболеваний. В своей практике мы часто сталкиваемся с тем, что многие педагоги и психологи объясняют проблемное поведение у детей и подростков с позиций этой концепции: «Ему лечиться надо», «Псих», «Это не наш случай, там, скорее всего, диагноз» и т.п.

А.Е. Личко (1985) пишет: «Суицидальное поведение у подростков — это в основном проблема пограничной психиатрии, т. е. области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера».

Статистика (Личко) Суициды на:

1.психозы 5 % Психо́з (душевное расстройство) — явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации (по И. П. Павлову), что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации поведения (клиника).

2.психопатии — 20–30 %, Психопатияпсихопатологический синдром, проявляющийся в комплексе качеств: бессердечие по отношению к окружающим, сниженную способность к сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций (поведенчество).

3. подростковые кризы - все остальные на так называемые.

В целом статистически достоверная связь между суицидальным поведением и конкретными психическими расстройствами не выявлена. Тем не менее, для некоторых патологических состояний и расстройств, например для острого психотического состояния и для депрессии, суицидальный риск выше (пример – «Тени исчезают в полдень»).

Психотическое состояние - Острое развитие бреда, галлюцинаций, бессвязной или разорванной речи, выступающих изолированно или в любой комбинации, (короткое время).

2.Социологическая концепция исходит из того, что в основу суицидального поведения закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции, а самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивида с социальной средой, при этом собственно социальные факторы играют ведущую роль.

По мнению представителей этой концепции, большинство суицидальных действий направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Это в первую очередь относится к суицидальным действиям подростков, поскольку они направлены обычно не против своей личности, а против окружения, против ситуации, сложившейся в определенной социальной группе. Речь идет не о покушении на самоубийство, а лишь о применении суицидальной техники для достижения цели. Демонстрация

Большинство ученых-социологов считают, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на уровень опасности совершения суицида. Французский социолог Э. Дюркгейм доказал, что этот уровень напрямую связан с социальной интеграцией человека — то есть степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. Э. Дюркгейм считал, что самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений, особенно, когда такая проблема встает перед ним внезапно. У подростков социальной причиной может стать изоляция в классе, изоляция в референтной группе, дезадаптация в новом коллективе (например, при переходе в другую школу или помещении подростка в социальный приют). Метафорически это можно обозначить как 1. «чужой среди своих ».

2.Наследственность. Существенным оказывается семейное влияние. Так, наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики. Вспомним «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека: «Отец его был алкоголиком и кончил жизнь самоубийством незадолго до его рождения… младшая сестра утопилась, старшая бросилась под поезд, брат бросился с Вышеградского железнодорожного моста. Дедушка убил свою жену, облил себя керосином и сгорел; другая бабушка шаталась с цыганами и отравилась в тюрьме спичками; двоюродный брат несколько раз судился за поджог и в Картоузах перерезал себе куском стекла сонную артерию; двоюродная сестра с отцовской стороны бросилась в Вене с шестого этажа».

3.Психологическая концепция отражает точку зрения, согласно которой в формировании суицидальных тенденций ведущее место занимают психологические факторы (от фрейдовского «танатоса» до современных представлений о природе психологической дезадаптации).

Танатос – бог смерти, сын богини Никты (Ночи) и бога Эреба (Мрака), брат-близнец бога сна Гипноса

Сторонники этой концепции считают, что самоубийство — это преобразованное (направленное на себя) убийство.

Самоубийство в детском возрасте побуждается:

1. гневом,

2. страхом,

3. желанием наказать себя или других,

суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например

1. прогулами школы

2. конфликтами.

 

Психологическими особенностями детей и подростков группы риска являются:

1. впечатлительность,

2. внушаемость,

3. низкая критичность к своему поведению,

4. колебания настроения,

5. импульсивность,

6. способность ярко чувствовать и переживать.

 

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния.

Признаками депрессии у детей могут быть:

1. печаль,

2. ощущение бессилия,

3. нарушения сна и аппетита,

4. снижение веса и соматические жалобы,

5. страхи, неудачи и снижение интереса к учебе,

6. чувство неполноценности или отвергнутости,

7. чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство,

8. агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

Змановская Е.В. (2004): у подростков мы наблюдаем несколько иную картину суицидального поведения. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей. К «детским» признакам депрессии присоединяются

9. чувство скуки

10. усталости,

11. фиксация внимания на мелочах,

12. склонность к бунту и непослушанию,

13. злоупотребление алкоголем и наркотиками.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями.

По мнению Л.Я. Жезловой (Амбрумова А.Г. Жезлова Л.Я., 1978),

в предпубертатном возрасте преобладают

«семейные» проблемы,

 

а в пубертатном

«сексуальные» и «любовные».

Еще одним важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры.

Мотивы и причины самоубийства связываются, прежде всего, с потерей смысла жизни.

В. Франкл (1990) указывал, что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как

1. ужас перед безнадежностью,

2. ощущение пустоты и бессмысленности,

3. страх вины и осуждения.

А.Г. Амбрумова и ряд других исследователей расценивают суицидальное поведение как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта.

Э. Шнейдман (2001) предлагает рассматривать суицид с точки зрения психологических потребностей. В соответствии с его теорией, суицидальное поведение определяют два ключевых момента:

1. душевная боль, которая оказывается сильнее всего остального;

2. состояние фрустрации или искажение наиболее значимой потребности личности.

В рамках психологического подхода также широко представлены работы, изучающие связь между личностными особенностями и суицидальным поведением. Распространено мнение, что тип девиации, например насильственная или самодеструктивная, определяется складом личности.

А.Е. Личко отмечает связь между типом акцентуации характера подростка и суицидальным поведением.

Статистика (Личко):

1. суицидальные демонстрации - в 50% случаев сочетаются с истероидным (выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости,фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании.), неустойчивым (характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты поверхностного характера.), гипертимным типами,

2. покушения — с сенситивным (характерны повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. Психопатическое развитие на основе сенситивной акцентуации возможно при воспитании по типу эмоционального отвержения, особенно в положении Золушки.) (63%) и циклоидным (Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид снова превращается в гипертима, стремится в компанию,)(25%) типами.

3. низкая суицидальная активность у шизоидов (отличается особой замкнутостью, необщительностью скрытностью, как бы отстраненностью и даже некоторым равнодушием к происходящему вокруг него, а вследствие этого неспособностью налаживать близкий эмоциональный контакт с окружающими, обладает обостренными чувствами того, как к нему относятся окружающие.)

В.Т. Кондратенко напротив, приводит данные в пользу шизоидного, психастенического, сенситивного, возбудимого и эпилептоидного типов (). Авторы сходятся во мнении, что практически не склонны к покушениям и суицидам астенический, гипертимный, неустойчивый типы подростков. На эти исследования мы можем ссылаться при проведении и анализе теста ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник) Личко.

Кроме этого, исследователи Н.В. Конончук, В.К. Мягер выделили три основных свойства, характерных для суицидента:

  • повышенная напряженность потребностей;
  • повышенная потребность в эмоциональной близости при сверхзначимости отношений;
  • низкая фрустрационная толерантность и слабая способность к компенсациям.

Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический

портрет суицидента.

1. заниженная самооценка + высокая потребность в самореализации.

2. сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль.

3. высокая тревожность и пессимизм,

4. тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.

Для более полного и глубокого анализа природы самоубийства большое значение имеет понимание мотивов, лежащих в основе суицидальных действий. В различных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения.

Мотивы

Тихоненко В.А. (1978) предлагает следующую классификацию:

протест; месть; призыв (проявить внимание, оказать помощь); избежание (наказания, страдания); самонаказание; отказ (от существования).

Например, в суицидальных попытках подростков можно выделить следующие побуждения:

1. Мне плохо (дистресс: «Обратите на меня внимание, мне плохо!»

2. Манипуляция

3. Наказать другого«Вы пожалеете, когда я умру»

4. Реакция на чувство вины, следствие переживания стыда, страх столкновения с болезненной ситуацией, следствие действия алкоголя или наркотических средств и многое другое.

Многие исследователи, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделили четыре основные причины самоубийства:

  1. изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  2. беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  3. безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  4. чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Амбрумовой А. Г., Бородиным С. В., Михлиным А. С. (1980) была предпринята попытка классификации основных суицидальных мотивов, в числе которых выделялись следующие:

Лично-семейные:

  1. семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);
  2. болезнь, смерть близких;
  3. одиночество, неудачная любовь;
  4. половая несостоятельность;
  5. оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.

Состояние здоровья:

  1. психические заболевания;
  2. соматические заболевания;
  3. уродства.

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

  1. опасение уголовной ответственности;
  2. боязнь иного наказания или позора.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: