ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЗАЛЫ: АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИЙ




Р.Р. Ибрагимов

Наряду со спортплощадками, спортзалами, бассейнами и пр. тренажерные залы (ТЗ) играют важную роль в поддержании и укреплении физического и психического здоровья населения страны в целом, отдельных регионов, населенных пунктов, микрорайонов. Как следствие возрастает и инновационный потенциал регионов. Ниже авторами сделана попытка комплексно рассмотреть особенности деятельности ТЗ и возможные направления инноваций.

Большие размеры и высокая стоимость тренажерного оборудования (ТО) сдерживают его применение на дому. Поэтому востребованы ТЗ (закрытые помещения с ТО), которые могут размещаться в специально спроектированных или «приспособленных» помещениях, в т.ч. и арендуемых. Преимущества ТЗ: возможность круглогодичного использования без теплой одежды; наличие разнообразного ТО; обеспечение нагрузок на различные группы мышц и пр. Платность использования ТЗ для коммерческих организаций - преимущество, а с позиций населения – недостаток.

При переходе к рыночной экономике количество ТЗ в большинстве населенных пунктов России, в т.ч. и в г. Казани, значительно увеличилось. Для наращивания количества ТЗ проводилось перепрофилирование не востребованных или маловостребованных помещений другого назначения, в т.ч. нежилых помещений на первых этажах жилых зданий. В качестве ТЗ нередко используются и «приспособленные» подвалы. Сейчас ТЗ могут быть частью спортивных комплексов; размещаться в торговых или торгово-развлекательных комплексах (это благоприятствует высокой посещаемости ТЗ, может использоваться и для рекламы ТО); являться частями фитнес-центров; действовать в составе образовательных заведений различных типов (обеспечение общефизической подготовки учащихся и оздоровления преподавателей, работы спортивных секций и пр.); работать в рамках корпоративных структур (бюджетных или коммерческих) – в т.ч. для поддержки занятий спортом собственных сотрудников; принадлежать ведомствам, включая силовые. Развитие в городах «сетей» ТЗ для России не характерно – большинство коммерческих ТЗ автономны.

Численность населения г. Казани составляет примерно 1 205 651 человек. В городе действует (на 01.12.2015) 68 автономных ТЗ, имеющих соответствующие лицензии и около 10 – без лицензий. Какое-то количество ТО есть и в кабинетах лечебной физкультуры медучреждений и реабилитационных центров, в детских садах и пр. Для ТЗ открытого доступа даже «пиковая» заполняемость обычно не превышает 20-30%. Это благоприятствует условиям для занятий, позволяет тренирующимся без очереди перемещаться между тренажерами. С другой стороны невысокий уровень заполняемости ТЗ снижает их рентабельность, тормозит наращивание количества и обновление парка ТО. Рост посещаемости ТЗ может достигаться за счет: обеспечения эффективности пропаганды здорового образа жизни в рамках социальной рекламы; собственных информационно-рекламных усилий ТЗ или организаций, в рамках которых они действуют; снижения уровней оплаты; адаптации графиков работы к потребностям населения; диверсификации услуг, в т.ч. под руководством тренеров и пр.

Особую роль играет использование ТЗ в вузах, в т.ч. для воспитания правильной осанки [2], поддержки «физической формы» студентов в процессе интенсивных учебных занятий [1] и пр. Обычно ТО вузов сконцентрировано именно в ТЗ – в «спорткомнатах» общежитий тренажеры редки.

Размещение небольших ТЗ в жилых зданиях обеспечивает их «шаговую доступность» для населения микрорайонов, повышает востребованность услуг ТЗ. В то же время крупные, хорошо оснащенные ТЗ могут обслуживать жителей населенных пунктов в целом – по крайней мере, при удобном месте расположения, наличии парковочных мест для автомобилей и пр.

При перепрофилировании помещений в ТЗ учитываются такие факторы: обязательное сохранение в неприкосновенности несущих конструкций зданий; максимальное ограничение шума и вибраций при эксплуатации ТО (особенно для ТЗ в жилых и офисных зданиях); необходимость соблюдения санитарно-гигиенических требований и пр. Если ТЗ располагаются в приспособленных помещениях на верхних этажах зданий, то нужно учитывать и дополнительные нагрузки на строительные конструкции, создаваемые спортивными снарядами – особенно динамические в процессе использования ТО.

Для ТЗ по «режиму доступа» возможна их классификация на «открытые» и «закрытые», а в отношении платности – на «бесплатные» и «платные». Высокий уровень оплаты может сделать ТЗ «закрытыми» для лиц с низкими доходами, обеспечивая «экономическую фильтрацию» доступа нежелательных лиц.

Сейчас большинство ТЗ - либо автономные коммерческие организации, либо части таких организаций. Поэтому вопросы рентабельности для них имеют ключевое значение. Основные расходы ТЗ: строительство, покупка или аренда помещений; ремонт и «адаптация» помещений под ТЗ; закупка и сервисное обслуживание ТО; зарплата персонала; коммунальные платежи. Доходы ТЗ - это платежи населения, реже – организаций за занятия своих сотрудников.

В ТЗ используются несколько вариантов/схем оплаты (обычно «почасовой»): разовая; абонементная с графиком посещения/использования ТЗ; абонементная с ограниченной суммарной продолжительности занятий за период (график – свободный); абонементная с неограниченной продолжительностью занятий и свободным графиком. Оплата, как правило, не зависит от набора используемых при занятиях тренажеров. Дистанционное «бронирование» гражданами через Интернет периодов посещения ТЗ может быть средством исключения «столпотворений» в залах для отдельных моментов времени.

В коммерческих ТЗ есть специальные скидки, позволяющие расширить клиентскую базу организаций –в т.ч. для детей, посещающих ТЗ вместе с родителями. Преимущества таких скидок: расширение клиентской базы за счет родителей, которым не с кем оставить детей дома; приучение детей к посещению определенных ТЗ (впоследствии это обеспечит и самостоятельное посещение ими тех же ТЗ); снижение уровней заболеваемости детей, что потенциально расширяет востребованность услуг ТЗ для их родителей (им не надо будет сидеть с больными детьми дома). Скидки используются также при проведении групповых занятиях с детьми под руководством тренеров; предоставляются в рамках специальных акций, а также для определенных дней недели и периодов времени. Отметим, что в некоторых регионах из местных бюджетов частично «спонсируется» покупка гражданами абонементов на посещение ТЗ - это расширяет «экономическую доступность» услуг ТЗ.

Большинство ТЗ работают 6 или 7 дней в неделю, в т.ч. и в позднее вечернее время. Чаще всего ТЗ могут использоваться лицами обоего пола одновременно, однако иногда для женщин «выделяются» специальные часы/дни посещений. Какое-то количество «атлетических залов» предназначено в основном для мужчин. В то же время некоторые фитнес-центры с ТЗ изначально ориентированы именно на обслуживание клиентов-женщин. Характерно использование ТО только на «площадках» ТЗ. Однако возможно и предоставление несложного ТО для применения гражданами на дому («платная аренда»).

С переходом к рыночной экономике часть «закрытых» ТЗ стала полностью или частично открытой - например, «после окончания рабочего дня». При этом ТЗ в бюджетных учреждениях могут оказывать платные услуги.

Мотивацией для использования ТЗ лицами в возрасте от 16 до 35 лет служит желание иметь стройное, красивое тело, а для более пожилого контингента – оздоровление, реабилитация после травм опорно-двигательного аппарата, создание дозированных нагрузок для сердечно-сосудистой системы. Для неофициально действующих ТЗ заполняемость обычно выше, а стоимость использования и возраст контингента посетителей ниже, чем для официальных.

В качестве технических средств в ТЗ применяется в основном силовое ТО, а для фитнес-занятий (обеспечение стройности фигуры) - степ-платформы, обручи, гантельки, гимнастические ролики, мячи. Компьютеризация тренажеров обеспечивает клиентам возможности контроля интенсивности затрачиваемых усилий, выполненной работы и пр. Значительно реже средства компьютеризации обеспечивают автоматическое управление тренажерами с применением физиологических показателей пациентов в цепочках «обратной связи». Мультимедийные (игровые) тренажеры, использующие средства виртуальной реальности, в ТЗ пока редки, хотя они востребованы не только детьми, но и взрослыми. Это касается, в частности, стабилографических тренажеров с играми типа «горнолыжный гигантский слалом», управление прохождением через ворота которого «виртуального лыжника» обеспечивается изменением положений проекции центра тяжести тренирующегося на горизонтальную плоскость. Диверсификация традиционных видов упражнений в ТЗ возможна также с использованием «канатных» тренажеров и некоторых других.

Итак, выводы. 1. Развитие ТЗ может быть эффективным средством улучшения здоровья населения, поддержания тренированности спортсменов и пр. 2. Повышение интенсивности использования населением ТЗ может достигаться за счет информационно-рекламных мероприятий, обеспечения удобного времени работы ТЗ, снижения стоимостей посещения и пр. 3. Конкурентные условия деятельности ТЗ объективно стимулируют их к внедрению инноваций. Однако эти процессы обычно сдерживаются недостатком инвестиционных средств. 4. Использование «интеллектуальных» компьютеризованных тренажеров, обеспечивающих игровые режимы, может быть важным средством увеличения посещаемости ТЗ, в т.ч. и за счет детей.

Литература

1. Василистова Т.В. Периодизация тренировок в тренажерном зале в рамках учебного процесса в вузе //Перспективы науки. -2011. -№ 21. - С.40-43

2. Довбыш В.И. Воспитание правильной осанки у студентов (тренажерный зал) //Физическое воспитание студентов творческих специальностей.-2006, №2- место изд. Харьков.- С.55-66

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: