И.В. Егорова, студентка 2 курса
Я.В. Новикова, научный руководитель,
к.п.н., доцент кафедры «Дизайн»
E-mail: s236291@std.novsu.ru
Современная городская среда это живой организм, в котором сосуществуют различные стилевые направления архитектуры и искусства. Город становится художественным полотном, а глухие фасады домов – холстом, на котором художники творят свое искусство одним из средств художественной выразительности – суперграфикой.
Понятие суперграфики обширно и многогранно по своей структуре и функции. Впервые термин «суперграфика» в 70-х годах XX века ввел американский архитектор Чарльз Мур, который считал, что основной признак суперграфики – активность взаимодействия с формой, обусловленная самостоятельностью цветографики относительно объемно-пространственной формы [https://studopedia.ru/2_94658_vvodnaya-lektsiya-po-supergrafike.html].
В СССР появление суперграфики соответствует послереволюционным годам, когда художники следовали сознательной творческой установке отделить новое оформление от старого «буржуазного», стремились создать новый облик города, противопоставив его существующему. В этот период стена становится главной в городской среде, фоном для нового искусства.
В XX в. суперграфика обязана своим становлением различным творческим направлениям в живописи, дизайне, архитектуре. С одной стороны – жестко геометрическая тенденция – группа «Де Стиль» – К. Малевич, Б. Таут, Я. Чернихов, с другой – абстрактно-лирическая, зародившаяся у пуантилистов, подхваченная футуристами, нашедшая выражение в творчестве А. Гауди, В. Кандинского, П. Клее, Г. Арпа. Эти тенденции подготовили почву для зарождения и развития оптического искусства (оп-арта) – В. Вазарели, Б. Райли, «группа N» и кинетического искусства – Д. Р. Сото, которые явились предтечей современной суперграфики [ https://studopedia.ru/8_167416_supergrafika--element-informatsii-graficheskogo-dizayna.html]
|
В современной трактовке суперграфика рассматривается как вид прикладной графики, использующий изобразительные приёмы, превращающие статичное пространство человека или объемно-пространственный объект в активное и динамическое начало, зрительно преобразуя его, выходя за пределы привычного, меняя, ломая плоскость стены. В наши дни суперграфика применяется не только с целью повышения эстетического уровня в процессе реконструкции архитектурного ансамбля города, но и как вид художественно-эстетической деятельности в процессе создания объекта дизайна. Городская архитектура переживает сейчас в этом смысле настоящую колористическую революцию, и дизайнер должен учитывать эти эстетические тенденции.
Анализируя визуальные источники информации и различные теоретические работы в сфере дизайна и архитектуры современного города можно выделить следующие отличительные характеристики суперграфики: её самостоятельность, лаконичные, броские мотивы, использование ярких чистых цветов, активное взаимодействие с формой, использует не только цветовые мотивы, но и геометрический рисунок.
Среди основных функций суперграфики в городской среде можно выделить: эстетическую [слайд 2,3], пропагандистскую [слайд 4], просветительскую [слайд 5], сатирическую [слайд 6], остро-социальную [слайд 7], историческую [слайд 8,9], навигационную [слайд 10]. Конечно, данный список несколько условен, и то или иное произведение суперграфики может сочетать в себе сразу несколько функций.
|
Рассмотрим синтез функций городской суперграфики на примере изображения небольшой карты Великого Новгорода расположенного на восточном фасаде дома по Воскресенскому бульвару [слайд 11]. На карте отмечены главные достопримечательности города, при этом она лаконичная и понятная любому пешеходу. Исходя из изображений, понятна и основная функция данной карты – навигационная, информативная, т.е. позволяющая туристу сориентироваться в историческом центре города. Однако ее расположение на торце здания заметно лишь по пути из центра (Кремля) к вокзалу. В этом смысле данная карта была бы полезней, если бы располагалась на более заметном месте по пути от вокзала к Кремлю, что позволило бы туристам легче ориентироваться в городе и легко найти главные достопримечательности.
К тому же, в городе преобладают постройки советского времени, во многом утратившие свой прежний вид, плюс они монотонны, все имеют вид прямоугольных блоков, не содержат никакой ритмики, под воздействием времени и многочисленных осадков приобрели тусклый, грязноватый оттенок, то есть совсем не создают приятного образа; а на их протяжённых стенах хорошо бы разместились изображения наших церквей, Кремля, Ярославова дворища и многих других достопримечательностей, находящихся в Новгородской области – Юрьев монастырь, Витославлицы, Валдайский национальный парк, деревня Мясной Бор. Если продолжить заполнять их фасады, как на упомянутом выше здании, «хрущевки» получили бы второе дыхание, и подобный приём позволил бы создать туристические тропы, пешие экскурсии; таким образом реализовалась бы не только навигационная, но и историческая и просветительская функции суперграфики.
Таким образом, суперграфика может послужить доступным инструментом повышения не только внешней, но и туристической привлекательности города, создавая информативную среду и делая престижным отдельно взятое городское пространство или город в целом.
Список литературы
1. https://studopedia.ru/2_94658_vvodnaya-lektsiya-po-supergrafike.html
2.https://studopedia.ru/8_167416_supergrafika--element-informatsii-graficheskogo-dizayna.html