Научный руководитель: преподаватель Каминская Т.С.
Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках коллективного обучения. Медиа вносят принципиальные изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы. Появилась возможность в массовом масштабе использовать особый тип задач, направленных на рефлексию учащимися своей деятельности, ее саморегуляцию, что трудно реализуемо даже в условиях индивидуального обучения.
Мультимедиа представляет собой средство обучения, с помощью которого плодотворно реализуются идеи интенсификации, направленные на поиск максимальных эффективных методов и средств обучения, адекватных его целям и содержанию; интеграции педагогической науки, практики; целостности и непрерывности педагогического процесса. Однако при решении дидактических задач в рамках использования мультимедиа в обучении мы сталкиваемся с противоречием между желанием передать компьютеру максимум педагогических функций и возможностями компьютера эффективно реализовать эти функции.
Актуальность проблемы исследования определяется тем, что современные информационные технологии, в том числе мультимедиа, открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить качество обучения, эффективность самостоятельной работы. "Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник теперь должен не только хорошо выполнять производственные функции, но и уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу"[1].
|
Особенности применения технических средств в образовательной среде:
1. интерактивность (от англ. «взаимодействие»), или диалог – это взаимодействие (поочередные высказывания, в широком смысле – от выдачи информации до произведенного действия), (позволяет, организовать самоаттестацию без участия преподавателя);
2. мультимедийность – представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных формах;
3. способность к моделированию – прежде всего это моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования;
4. коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса; все это достигается путем объединения компьютеров в глобальные и локальные сети;(решает вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами, где бы они ни находились.);
5. производительность, то есть автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени.
Мультимедийность создает психологические условия, способствующие восприятию и запоминанию материала. Мультимедиа обеспечивают одновременную работу нескольких каналов подачи информации и создают условия, когда различные среды дополняют друг друга. Одна из важнейших особенностей медиа как средства обучения – его способность в наглядной форме представлять различного рода процессы, явления, события, зависимости, числовые соотношения и т.п., то есть задействовать наглядно- образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в обучении, в том числе при разъяснении и усвоении многих теоретических понятий.
|
Использование медиа ориентировано на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса. Здесь медиа выступают как объект изучения и как средство обучения. При индивидуализации обучения каждый обучающийся вовлекается в активную, ориентированную конкретно на него деятельность. При этом побуждается мыслительная деятельность, более полно реализуются познавательные потребности, стимулируется творческая активность. Электронные медиа дают возможность выбирать оптимальный темп обучения если традиционная система обучения стимулирует мотивацию достижения (получение хорошей отметки, успешная сдача экзамена и т.д.), то использование информационных и коммуникационных технологий ориентировано на формирование познавательных мотивов обучаемого, которые способствуют устойчивой активности обучаемых и повышают эффективность усвоения знаний.
Существует ряд моментов, вызывающих к себе неоднозначное отношение:
1. простое сложение различных чувственных восприятий (зрительных, слуховых, тактильных) автоматически не улучшает познавательные процессы.
|
2. хорошо организованная учебная работа с использованием медиа может оказаться безуспешной, если обучающиеся не проявляют интереса к предложенной тематике.
3. усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом снижается роль эмоциональных средств общения.
4. влияние электронных медиа на личность обучаемого может быть выражено локально, касающегося ограниченного круга психических явлений (например, использование компьютерного сленга), до глобально, свидетельствующих об изменении личности в целом (Интернет-зависимость, синдром хакера и т.п.).
Внедрение любых высоких технологий в различные сферы деятельности часто направлено, главным образом, на освобождение человека от рутинных операций и, как следствие, создание условий для его развития. Так и внедрение медиа постепенно делает ненужными многие умения и навыки, формы деятельности. Современные медиа обеспечивают легкость получения разнообразной информации. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы направить усилия, обучаемых на самостоятельную выработку новых знаний, представляющих собой результат познавательного процесса, полученный самим обучаемым.
Широкому внедрению медиа обязательно должны сопутствовать специальные меры, направленные на эмоциональное развитие личности обучающихся. Моделирование и последующее включение в различные ситуации, провоцирование и реализация нестандартных решений способствуют развитию воображения, творческих способностей. Однако, как отмечает Й. Хазебрук, работа с системами виртуальной реальности, предоставляющими обучаемому возможность фантазировать в киберпространстве, может вызвать аутизацию, то есть замкнутость, отчужденность, уход от действительности. Происходит несбалансированная замена реальных действий некими символическими моделями, при этом трудно ожидать полноценного развития личности[2].
Последствия применения медиа могут быть как позитивными, так и негативными, к оценке той или иной технологии нельзя подходить односторонне. Планируя использование электронных средств в учебно-воспитательном процессе, педагог должен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучаемого, которые и будут определять направления его развития. Большинство же исследователей сходится во мнении, что применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет достигнуть нового качества знаний, причем этот образовательный потенциал заложен в самой идее информационных средств.
Использования и преподавание курса мультимедиа технологии оптимальное (с точки зрения результативности и психологического комфорта) обучение происходит как раз при работе пары, обучающихся с одним компьютером. Давно замечено, что вербализация опыта, полученного при компьютерном обучении, повышает результативность и качество знания. Обучающиеся, которым в процессе обучения разрешают выражать свои впечатления и говорить с остальными обучающимися, лучше и качественнее усваивают учебный материал, чем те, от которых требуется молчаливое освоение материала. При этом образовательный результат в группах качественнее, чем у любого индивидуально обучавшегося ребенка. Анализ исследования показал положительную связь между качеством, разнообразием и количеством общения обучающихся и результатами их обучения. Однако, если при выполнении задания на компьютере требуется концентрация внимания, скорость ответов и определенная индивидуальная стратегия поведения, то индивидуальная работа все же предпочтительнее групповой, поскольку в таком случае в группе дети начинают отвлекаться или конфликтовать. Поэтому при быстром тестировании на знание учебной дисциплины, используя мультимедийные пакеты, рациональнее использовать модель "один обучающийся, один компьютер", а при проблемно - поисковом изучении той же дисциплины или создании сценария преимущества у работы в группе или паре[3].
Если в учреждениях образования будет использована мультимедиа, то это будет способствовать:
- повышению эффективности обучения: улучшение усвоения учебного материала; уменьшение времени решения стандартных задач; сформированность практической направленности знаний, обучаемых; улучшение поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам, повышение информационной культуры обучающихся, развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
- формированию у обучающихся обобщенных представлений о возможностях мультимедиа, умению самостоятельно добывать информацию о структуре и приемах работы с конкретным программным средством (текстовый редактор, музыкальный редактор, графический редактор), систематизировать полученные данные.
ЛИТЕРАТУРА
1 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. //Под ред. А. А. Бодалева и др.-М. Педагогика, 1980. — 287 с.
2 Атчоурепс Д. Роль партнерства в политике обучения // Социология образования. Дайджест Современного Гуманитарного Университета (СГУ) 1999.-№1,-С. 4-20.
3 Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании технология будущего // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы Третьей Всерос. научно-практ. конф. - Йошкар-Ола, 1995,-С. 101-103.