ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы «Менеджмент в парикмахерской деятельности». Актуальность темы исследования заключается, прежде всего, в том, что парикмахерская деятельность в настоящее время является одной из наиболее прибыльной и востребованной населением деятельностью. Но залог успеха для салонов и простых парикмахерских – качественное обслуживание. От того, как мастера зарекомендуют себя, напрямую зависит число клиентов.
Развитие и совершенствование процессов управления существенно осложняется отсутствием эффективного их методологического и правового обеспечения. Общественная значимость первоочередного разрешения этой проблемы в рамках общей концепции управления делает актуальным проведение исследований, связанных с разработкой теоретико-методологических основ управления с учетом особенностей протекания этих процессов.
Объектом настоящей курсовой управление и развитие деятельности в системе менеджмента.
Предметом данного исследования является непосредственно парикмахерская деятельность в системе менеджмента.
Целью курсовой работы является развитие и совершенствование управленческой деятельности в сфере парикмахерских услуг. Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
1. Раскрыть методологические основы содержания и развития функций управления;
2. Определить функциональную деятельность в системе менеджмента, раскрыть функции управления, а так же дать им характеристику;
3. Раскрыть функциональный подход при оценке системы менеджмента;
4. Раскрыть понятие парикмахерской деятельности;
5. Открытие и управление парикмахерской, салоном красоты;
|
6. Разработка бизнес плана;
7. Рассмотреть лицензируемую деятельность отдельных видов парикмахерских услуг.
Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения теории управления, теории финансов и налогов, теоретические положения концепций социального и регионального управления, исследования по проблемам государственного регулирования экономики и финансов, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученых-экономистов; инструментально-методические материалы научных коллективов.
Основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные исследуемой области: Виханский О.С., Наумов А.И, Веснин В.Р, Гравин В. Дятлов В., Герчикова И.Н., Горохов М.Ю., В.В. Малеев, Грибалев Н.П., И.Г. Игнатьев, Дашков Л.П., Е.Б. Тютюкина, Егоров Д.Ю.
При разработке проблемы использовались различные методологические подходы, в том числе системный подход в его субъектно-объектном и функционально-структурном аспектах, методы и инструментальные технологии научного исследования, в том числе логический.
Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов деятельности, требующего обеспечения все возрастающих объемов ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др. И тут, несомненно, важную роль играет система менеджмента, которая должна быть эффективной, оперативной и надежной.
При написании курсовой работы были использованы не только труды ученых, но и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере парикмахерских услуг.
|
ГЛАВА I ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Функции управления и их характеристика
Изучение процесса управления с точки зрения его функций — это ключ к раскрытию содержания управленческой деятельности, позволяющий наряду с прочим сформировать структуру и организацию системы управления. В самом общем виде категория «функция управления» выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Эта категория широко используется в теории и на практике. Функции управления определяют специфику деятельности, направленной на организацию мероприятий по управлению объектом — социально-экономическими процессами. Смысл функций управления зависит от контекста, в котором рассматривается управленческая деятельность. В любом случае функции управления всегда выражают содержание управленческого воздействия, т. е. сущность управленческих отношений. Функции управления — это проявление его сущности в действии. Комбинация функций лежит в центре системы управления[1].
Возникновение функций управления — результат кооперации и разделения управленческого труда, позволивший существенно увеличить его продуктивность. Степень разделения общественного труда всегда являлась ведущим фактором развития общества. Для простого труда было достаточно общего управления. Однако в процессе развития производства простое кооперированное звено специализируется, что создает условия и предпосылки для выделения специализированных видов управленческой деятельности — функций управления. Такая специализация создает условия для осуществления управленческой деятельности более квалифицированно и более эффективно.
|
Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организацию и координацию, мотивацию, контроль, коммуникацию, принятие решений[2].
При практическом осуществлении той или иной функции управления используются определенные наборы средств воздействия на объекты управления.
Таким образом, функции управления — это специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда, выражающее его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели.
Поскольку управление — это процесс непрерывных, взаимосвязанных, целенаправленных управленческих воздействий, то необходимо и достаточно выделять следующие функции управления: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, принятие решений, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль.
1) Анализ как функция управления. Термин «анализ» традиционно предполагает мысленное или реальное разделение объекта на элементы, части, что позволяет упростить познание объекта. Анализ неразрывно связан с синтезом (объединением частей в целое) и чаще всего выступает синонимом научного исследования как такового.
Анализ — это функция управления, использующая средства и методы изучения обстановки, проблем, ситуаций путем выявления и сопоставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций изменения[3].
Анализ, как правило, критичен. Хотя он используется для выявления позитивных аспектов и стимулирования их создания, его главная цель — создание гносеологических предпосылок для развития, а это требует сосредоточения на угрозах внешней среды, недостатках и слабых сторонах управляемой организации, процессов управления, личностей руководителей и др.
Анализ не только поставляет информацию той или иной степени переработки для других функций, но и используется для оценки их выполнения. При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует процесс управления по всем его стадиям и основным функциям. Без анализа невозможно охарактеризовать проявления функций управления, а значит, организация не может нормально функционировать.
Анализ функций управления обычно осуществляется для оценки[4]:
- необходимости и достаточности реализуемых функций управления;
- исключения дублирования и параллелизма функций, совершенствования распределения управленческого труда;
- определения узких мест и проблемных вопросов декомпозиции функций управления;
- полноты представления и рационального распределения по уровням функций планирования, маркетинга, контроллинга и др.;
- определения затрат на выполнение конкретных функций;
- анализа функций с точки зрения трудоемкости, сложности, эффективности.
2) Планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления. Эта альтернатива должна соответствовать интересам объекта управления, его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, также определять основных лиц, ответственных за выполнение плана.
Современное планирование должно быть итерационным, т.е. гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям в организации, изменением внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование организации с целью достижения ею желаемого состояния, планирование должно содействовать предотвращению ошибочных действий и сокращению неиспользованных возможностей[5].
Основная задача планирования в условиях рыночной экономики может быть сформулирована так: обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, прочности и устойчивости положения организации на рынке. Другая важная задача информационно-ориентирующая. При составлении плана информация движется «дважды вниз, один раз вверх». При этом важно предложить первоначальный вариант решения, получить корректирующую обратную связь и предложить окончательные ориентиры для менеджеров, способных обеспечить достижение намеченных результатов[6].
Прогнозирование - это предвидение, предсказание будущего. Оно должно предшествовать планированию. Его результат — прогнозы развития. Одна из разновидностей прогнозов — сценарии развития, которые представляют собой прогнозы с учетом тех или иных предполагаемых действий конкретных субъектов прогнозируемой ситуации[7].
Прогнозы различаются по способам:
1) описания тенденций изменения объекта или процесса;
2) формирования параметров, характеризующих объект или процесс.
В рамках первого из подходов принято выделять трендовый и факторный подходы[8].
3) Функции координации и организации. Необходимость в управлении возникает из кооперации и разделения труда в тех случаях, когда работа осуществляется многими лицами.
Организация — это распределение ролей, заданий, информации и других ресурсов, процессов, методов и технологий, коммуникации, ответственности и полномочий на предприятии. Организаторская функция предполагает также распределение и внедрение процедур, призванных обеспечить выполнение задач организации. Организация имеет место в рамках любого учреждения или предприятия. Зафиксированное и формально закрепленное разделение труда по управлению оформляется в виде организационной структуры[9].
Координация как функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению усилий объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях, участников выполнения того или иного задания. Координация обеспечивает взаимодействие различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация конкретно определяет, кто, что и когда делает, с кем и как взаимодействует, в каком порядке передает собственные результаты труда другим участникам деятельности и пользуется их результатами[10].
В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации.
В процессе реализации данной функции руководителями высших уровней часто осуществляется в основном лишь координация внешних связей в рамках отраслевого, регионального, муниципального управления.
В других случаях, например при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность[11].
Основные приоритеты координации — согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость. Координация осуществляется с помощью организационных структур, а также посредством создания рабочих групп, информационных систем, назначения координатора.
Координация посредством информационных систем предполагает обмен информацией внутри подразделений и между ними с помощью компьютерной сети. Такая информационная система позволяет составлять и распространять электронным способом отчеты, памятные записки, бюллетени и другие документы.
Координатор — это специальное должностное лицо, отвечающее за координацию деятельности различных служб организации. Такой вид координации особенно эффективен при взаимодействии центральных органов управления корпорации или учреждения с филиалами по отдельным проблемам организации в целом.
Таким образом, организационная деятельность — это процесс группировки различных видов деятельности, необходимых для достижения поставленных целей, подчинение затем каждой группы управляющему, наделенному необходимыми для руководства данной группой полномочиями, и обеспечение вертикальной и горизонтальной координации в структуре предприятия. Разделение полномочий предполагает, чтобы каждый знал, кто и что должен делать и кто за получение каких результатов отвечает, а также создание коммуникационной сети для обеспечения процесса принятия решений.
Процесс организации должен быть последовательным и логичным. Выделяются следующие необходимые этапы осуществления организационной деятельности[12].
1. Установление общих целей предприятия или учреждения.
2. Формулирование производственных целей, планов и направлений работы.
3. Выявление и классификация видов деятельности, необходимых для их осуществления.
4. Группировка этих видов деятельности, исходя из максимально эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов.
5. Наделение руководителя каждой группы полномочиями, необходимыми для ее продуктивной работы.
6. Горизонтальная и вертикальная взаимоувязка этих групп через должностные связи и систему информационного обеспечения.
4) Коммуникация как функция управления. Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX в., и в настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации:
1) средство связи любых объектов материального и духовного мира;
2) общение как передача информации от человека к человеку;
3) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Коммуникация — это универсальная и одна из основных характеристик как человеческого общения, так и деятельности любых организаций. Коммуникация безостановочна и безгранична, без нее не обходится ни один акт человеческого взаимодействия. Она фундамент любой культуры[13].
Сутью коммуникации является обмен информацией, знаниями, образами, эмоциями, интеллектуальной собственностью.
Необходимые характеристики акта коммуникации — это, прежде всего направленный характер передачи сообщения, основанного на определенной системе знаков, и восприятие данного сообщения.
Проблемы коммуникации, коммуникативных связей всегда были достаточно актуальны. Еще Аристотель считал, что способность вступать в общение (коммуникацию) отличает человека и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в общение... уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».
В ходе коммуникации протекают процессы перекодировки сигналов вербальной сферы в невербальную и невербальной — в вербальную. Для коммуникации важен переход от говорения одного к действиям другого.
Коммуникация — избирательный акт, в котором важно не только то, что передается, но и то, что в передачу не включается. В некоторых случаях целями коммуникации становится намерение изменить отношение другой стороны к чему-либо[14].
Управление коммуникацией позволяет реализовать сильные стороны организации (товара, процесса) и элиминировать или нейтрализовать слабые. Получаемая информация, как правило, вносит изменения в поведение рыночных субъектов, особенно в сфере предпринимательства. Только по достижении необходимого уровня коммуникативности организация может своевременно реагировать на сдвиги в рыночной ситуации (изменить производственную программу, экспортный ассортимент, цены, формы и методы сбыта и т.д.), а также оказывать направленное воздействие на рынок.
Интегрированные маркетинговые коммуникации приносят пользу обществу различными путями. С одной стороны, обеспечивая покупателя рыночной информацией и поддерживая фирменную марку, они помогают ему принять правильное решение о покупке. С другой стороны, вооружая фирму надежным и эффективным инструментарием, интегрированные маркетинговые коммуникации обеспечивают ей высокую результативность общения с реальными и потенциальными потребителями, продвижения в общественном сознании новых продуктов и идей[15].
5) Мотивация и стимулирование в управлении. Знание основ мотивации, современных особенностей использования взаимосвязанных механизмов мотивации и стимулирования помогает расширить рамки профессиональной компетенции управленческого персонала и существенно повысить эффективность управления развитием организации и организационных систем.
Мотив означает внутреннюю причину, побуждающую к какому-либо действию или к системе действий (деятельности). Совокупность мотивов представляет сложный психологический комплекс, характеризующий личность человека в социальной системе и предопределяющий его поведение и реакцию на внешние воздействия. Любое конкретное действие человека, в том числе труд, осуществляется в силу внутренних причин, побуждений, в связи с потребностями, интересами и ожиданиями личности. Предметы актуальных для человека потребностей, интересов, ожиданий являются мотивами и во многом определяют тип и эффективность деятельности работника[16].
Стимул — внешнее побуждение к действию. Стимулами можно считать внешние воздействия на человека (группу) организационную систему — экономические, политические, правовые, экономические, технико-технологические, социально-психологические и другие, так или иначе направленно влияющие на процесс и результаты трудовой деятельности. Стимул — это не любое внешнее воздействие, а лишь такое, побуждающий эффект которого опосредован психикой человека, отвечает его мотивам[17].
Мотивы и стимулы, выступая факторами, определяющими конечные результаты человеческой деятельности, тем не менее, не тождественны друг другу. Мотивы - это внутриличностные причины и движители, побуждающие работника действовать. Стимулы же, будучи внешними воздействиями, не всегда совпадают с личными устремлениями, приоритетами, предпочтениями работника. Более того, мотивы и стимулы в своих воздействиях на деятельность могут как взаимоусиливаться, так и быть разнонаправленными. Неудовлетворенные мотивы работника (группы) организации, даже при растущем уровне стимулов, могут приводить к снижению результатов деятельности вплоть до отрицательных величин[18].
Мотивы являются основным внутренним фактором, определяющим источники и направленность деятельности работника по повышению (или понижению) эффективности и результатов труда. Поэтому процесс формирования мотиваций работников является важнейшей функцией управления.
Мотивация — важнейшая функция управления поведением человека, социально организованных систем. В силу своей сложности и специфичности эта функция приобретает относительно обособленный характер, и ее реализация становится предметом мотивационного управления. В его основе лежит изучение и практическое использование влияния мотивации на результативность деятельности работника (группы) организации. Это влияние весьма индивидуально и зависит от множества факторов внутренней и внешней среды развития. Мотивация отражает сложный и непрерывный процесс выбора субъектом того или иного типа поведения, механизмов его «запуска» и оценки ожидаемых результатов по удовлетворению своих потребностей[19].
6) Контроль как функция управления. Контроль означает: 1) проверка кого-либо или чего-либо, чтобы удостовериться в соответствии чему-либо; 2) надзор, наблюдение в целях проверки; 3) испытание знаний, свойств для выяснения их пригодности к чему-либо. Таким образом, в упрощенном понимании контроль — это целенаправленные практические действия, которые позволяют убедиться в правильности чего-либо[20].
В теории организации контроль рассматривается в качестве одной из основных функций субъекта управления. В контроле так же, как в процессе принятия решений, субъект управления наиболее полно и ярко реализует свой волевой императив, свои властные правомочия. Управляющее воздействие контроля проявляется, прежде всего, в том, что под его влиянием поведение управляемой системы (объекта управления) удерживается или изменяется в рамках заданной цели, требований законов, нормативов, стандартов, регламентов и многих других установлений. Действенность контроля, его властная сила утверждаются путем применения различных санкций, неотвратимость и «жесткость» которых зависит от «тяжести» допущенных нарушений. Поэтому по своей сути контроль всегда нацелен на улучшение качества и повышение эффективности управления[21].
Важно отметить, что одной из сущностных черт контроля является добровольное соблюдение людьми определенных ограничений, регулирующих поведение. Причины такого отношения различны: оно может быть привычной нравственной нормой, традицией, может вытекать из преследования каких-то собственных интересов и т.п.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что трактовка понятия «контроль в управлении» или (что одно и то же) контроля как функции управления представлена в нескольких аспектах.
1. Контроль — это властное целенаправленное воздействие одних людей на поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего-либо.
2. Контроль — это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданными параметрами.
3. Контроль — это процесс, при помощи которого субъект управления определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.
4. Контроль — важная составляющая управленческого воздействия (сознательного, продуманного, преднамеренного и зафиксированного в соответствующих правовых и других нормативных управлениях, обязательных для исполнения) на людей через специально созданные структуры, институты.
5. Контроль — неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений (от его начала и до завершения).
6. Контроль и оперативное информирование — составная часть управленческой деятельности, которая помогает исполнять управленческие решения[22].
Контроль взаимодействует со всеми другими функциями управления, играет ключевую роль в достижении управляемой системой запланированных результатов деятельности и сохранения ею требуемых характеристик.
Контроль предусматривает соблюдение стандартов, измерение фактически достигнутых результатов, соотнесение их со стандартами и осуществление корректирующего воздействия в случае, если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов. Контроль способствует тому, чтобы фактически полученные результаты были как можно ближе к требуемым или желаемым целевым ориентирам[23]..
Таким образом, контроль представляет собой сложное, многогранное управленческое и социальное явление. Он абсолютно необходим для упорядочения жизнедеятельности людей во всех ее областях.