Коммуникативный и этический аспекты культуры речи
Единицы общения. Условия эффективности речевой коммуникации
Наше речевое общение с окружающими не является беспрерывным. Оно состоит из отдельных единиц, которые называются речевыми актами (речевыми событиями). Их примерами могут быть разговор по телефону, беседа за завтраком, диалог с продавцом в магазине и др.
Речевой акт – это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. У него две основные составляющие: 1) речевое поведение, т.е. сама речь и то, что ее сопровождает; 2) речевая ситуация.
Речевое поведение складывается из: 1) вербального поведения – собственно слов; 2) акустического поведения – звучания речи (громкости, темпа, пауз); 3) жестово-мимического поведения; 4) пространственного поведения – того, как партнеры используют пространство (как близко находятся).
Речевая (коммуникативная) ситуация – это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует. Структура речевой включает много элементов. Это, прежде всего, сам говорящий, его собеседник (или слушающий), отношения между ними, цели общения, внешние обстоятельства, в которых протекает общение.
Обстоятельства, в которых происходит общение, можно описывать с разной степенью подробности. Не все они одинаково важны. Существенны только те из них, которые в той или иной мере обусловливают содержание и форму речи. Это, в первую очередь, место, время и состояние общающихся. Скажем, вряд ли будет эффективным обсуждение договора о деловом сотрудничестве поздним вечером в парке.
Участники речевого общения реализуют свои цели – коммуникативные намерения. Целью говорящего является тот результат, которого он сознательно или неосознанно хочет добиться в результате своей речи: поделиться информацией, объяснить, предъявить требования, оправдаться, добиться действия и т.д. Коммуникативные цели определяют выбор и организацию языковых средств.
Осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия – это успешность (эффективность) речевого общения.
К условиям успешного общения относятся:
1) коммуникативная заинтересованность, т.е. потребность в общении, желание вступить в разговор и поддерживать его; заинтересованность приводит к паритетности участников общения вне зависимости от их социальных статусов и ролей (так, в действительно заинтересованном обсуждении семейного торжества принимают равное участие и родители, и дети);
2) настроенность на внутренний мир собеседника. Тут есть два варианта. Первый – реальная близость мировосприятия людей, имеющих сходный жизненный опыт, одинаковые интересы. Таким собеседникам легче найти взаимопонимание. В противном случае от говорящего требуется умение представить внутренний мир слушающего и в соответствии с ним организовать свою речь (начиная от выбора обращения, интонационного рисунка, темпа речи);
3) актуальность темы для обоих собеседников;
4) способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного события. Он должен строить свою речь, ориентируясь на конкретного адресата. Это касается и формы речи (отбор слов, грамматических форм и конструкций, экспрессивных средств), и ее содержания (осведомлен ли собеседник о событии, на которое ссылается говорящий, знает ли он упомянутого человека и т.п.);
5) коммуникативная компетентность говорящего, предполагающая в числе прочего знание социокультурных норм и стереотипов речевого поведения (например, норм выражения оценки, приемов диалогизации речи), норм речевого этикета (например, норм выбора обращения к собеседнику, формул привлечения внимания и т.п.;
6) соответствующие коммуникативной задаче внешние обстоятельства общения: канал общения (непосредственное общение, телефонный разговор, письмо), наличие посторонних, настроение собеседника, место и время (см. выше).
Этические нормы речевого общения
Этические нормы воплощают систему нравственных ценностей и регулируют их проявление в речи. Они требуют соответствия речи нравственным законам общества. Например, этические нормы предполагают, что собеседника по возможности надо подготовить к неприятному для него известию.
Этические нормы тесно связаны с коммуникативными, но важнее их.
В общении неизбежно проявляются основные личностные качества человека: честность / нечестность, доброта / озлобленность, правдивость / лживость и т.д. Поэтому этические нормы речи отражают основные требования к нравственной личности.
К этическим нормам речевого общения относятся уместность речи, правдивость говорящего, его искренность в выражении своего мнения, понятность, содержательность речи, ее краткость в меру необходимости, вежливость, доброжелательное отношение к собеседнику, уважение к нему и т.п. Главный этический принцип речевого общения – паритетность.
Абсолютно обязательной этической нормой является запрет на причинение зла другому человеку (как участвующему, так и не участвующему в разговоре), на унижение и оскорбление человеческого достоинства, а также требование сдерживать негативные эмоции.
Сигналами внимания к собеседнику, а значит, уважения к нему, настроенности на сотрудничество являются и слова, и паралингвистические средства (улыбка, мимика, взгляд, жесты, поза).
Несоблюдение этических норм наносит моральный ущерб не только адресату речи, но и самому говорящему. (Подумайте, почему.)
Этические нормы речевого общения регулируют весь процесс общения: от мотива (цели) речи до последней реплики разговора. Они воплощаются в специальных речевых формулах – формулах речевого этикета, которые используются на всем протяжении разговора – начиная с обращения и приветствия и кончая прощанием.
Коммуникативные нормы
Коммуникативные нормы – это правила, которые помогают осуществить оптимальное общение. Они являются результатом многовековой речевой практики людей разных культур.
Коммуникативные нормы направлены на регулирование процесса общения; это нормы выбора видов, уровней и средств общения. Они действуют на всех этапах речевой деятельности: от постановки цели до достижения запланированного результата. При этом данные нормы предписывают вести общение так, чтобы в нем не нарушались нормы этические.
Коммуникативные нормы более других вариативны. В большинстве случаев они имеют характер рекомендаций. Главные из них можно назвать принципами. Это:
1) принцип кооперации, который определяет установку на сотрудничество;
2) принцип целесообразности, который определяет отбор собеседников (у кого попросить совета, к кому стоит обращаться с просьбой, с кем можно обсудить какую-то проблему и т.п.), выбор обстановки и т.д.;
3) принцип гармоничности общения, который требует, во-первых, соблюдения речевых ролей, во-вторых, правильного выбора степени и форм привлечения внимания к себе и направленности речи на партнера (следует чаще называть собеседника по имени, говорить о том, что интересно ему, интересоваться проблемами и мнением партнера, подчеркивать общность с собеседником – мы с вами и т.п.);
4) принцип структурирования информации. Структурирование высказывания облегчает восприятие и понимание сообщения, косвенно влияет на ответное высказывание.
Нарушение названных принципов приводит к неудачам в общении. Коммуникативная неудача – это недостижение инициатором общения коммуникативной цели, а также отсутствие взаимопонимания и согласия между участниками общения.
Причины коммуникативных неудач очень разнообразны:
– социокультурные, обусловленные особенностями национального речевого этикета, менталитета, особенностями социальной среды;
– психологические (особенности человека, обусловленные его возрастом, полом, нравственными убеждениями, системой ценностей, воспитанием и т.п.);
– лингвистические (незнание отдельных слов, плохое владение интонацией);
– физиологические и физические (плохая артикуляция, различные помехи в канале связи, например, шум в телефоне).
К коммуникативной неудаче может привести чуждая (непривычная, а тем более враждебная) коммуникативная среда, присутствие при общении третьих лиц, а также нарушение других условий эффективного общения.
В разных сферах общения коммуникативные нормы различаются. Так, нормы официального (особенно дипломатического, законодательного, юридического) общения гораздо жестче (регламентированнее), чем общения повседневного. В названных сферах употребление определенных речевых штампов порой предписано протоколом.