УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Судовождения и промышленного рыболовства

БЕНДУС И.И.

ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА

Практикум

по выполнению расчетно-графической работы

на тему: «Определение ходовых качеств судов оборудованных винтами регулируемого шага» для курсантов специальности

26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»,

очной формы обучения

 

 

Керчь, 2017 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………  
Исходные данные к расчетно-графической работе…………………………..  
Указания к выполнению к расчетно-графической работы…………………  
1 Расчет тяговой диаграммы…………………………………………………. 2 Расчет кривых загрузки двигателя на свободном ходу…………………. 3 Расчет кривых работы ВРШ при ходе судна с тралом…………………….. Список литературы…………………………………………………………...    
   
   
   
   
   
   
   

ВВЕДЕНИЕ

Цель дисциплины «Теория и устройство судна» - получение знаний по устройству современных транспортных и рыболовных судов, основных мореходных качествах судна, судовых движителях и прочности корпуса судна..

При изучении дисциплины первоочередное значение уделяется освоению студентами требований международных руководящих документов (ПДНВ 78/95, СОЛАС- 74, МАРПОЛ 73/78) в вопросах обеспечения прочностных характеристик и мореходных качеств судна.

Задача дисциплины – научить курсантов грамотно эксплуатировать судовые устройства и системы, пользоваться судовой эксплуатационной документацией, рассчитывать и контролировать мореходных качества судна, не допуская снижения их до опасных значений, а также принимать действенные меры с целью их сохранения в случае аварии или в сложных метеорологических условиях.

Расчетно-графическая работа на тему: «Определение ходовых качеств судов оборудованных винтами регулируемого шага» выполняется курсантами дневной формы обучения в соответствии с данными методическими указаниями и позволяет закрепить полученные знания по теме «Судовые движители», согласно тематического плана дисциплины «Теория и устройство судна».

При выполнении расчетно-графической работы курсанту необходимо руководствоваться положения о порядке оформления студенческих работ II 007-2015 ФГБОУ ВО «КГМТУ».

Выполненная расчетно-графическая работа защищается курсантом, путем ответов на контрольные вопросы преподавателя (ассистента).

 

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Расчетно-графическая работа посвящается определению ходовых качеств промысловых судов, оборудованных винтами регули­руемого шага.

В процессе выполнения работы необходимо рассчитать и по­строить тяговую диаграмму, кривые загрузки двигателя на сво­бодном ходу и кривые работы ВРШ при ходе судна с тралом. Исходные данные для выполнения расчетно-графической работы при­ведены в табл. 1 к 2.

Номер варианта (табл. 1, 2) соответствует предпоследней цифре шифра, номер задания (табл. 2) — последней.

Например, если шифр заканчивается цифрами 23, то номер варианта будет 2, а задания — 3.

Из табл. 2 на пересечении варианта 2 с номером задания 3 выбирается мощность двигателя Ne и число оборотов винта п. Прочие исходные данные для соответствующего варианта бе­рутся из табл.1.

 

 

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1 Расчет тяговой диаграммы. Тяговая диаграмма представ­ляет собой зависимость максимальной тяги ВРШ от скорости судна. Каждой точке тяговой диаграммы соответствует опреде­ленное значение шагового отношения ВРШ, обеспечивающее полное использование мощности двигателя.

Последовательность расчета тяговой диаграммы приведена в табл. 3

При расчете тяговой диаграммы ВРШ H/Dи К 1находятся по расчетным диаграммам, построенным для винтов регулируемого шага. В нашем случае для определения H/D и K1 можно вос­пользоваться расчетными диаграммами, приведенными на рис. 11-20.

При пользовании диаграммами для 3-лопастных винтов не­обходимо иметь в виду, что по кривым К1Р) и К2Р) отло­жены не шаговые отношения H/D, а углы поворота лопастей γ.

Переход от γ к H/D производится с помощью графика, изображенного на рис. 21.

По данным табл. 3 строится тяговая диаграмма ВРШ (рис. 22), которая показывает, какую наибольшую тягу Ре развивает ВРШ при заданной скорости движения судна v и с ка­ким шаговым отношением H/Dпри этом необходимо установить лопасти винта. На тяговую диаграмму наносится кривая бук­сировочного сопротивления R(v). Точка пересечения кривых Pe(v) и R(v), спроецированная на ось абсцисс, определяет наибольшую возможную скорость свободного хода судна v S max (см. рис. 22).

 


 

Таблица 1 - Исходные данные для выполнения расчетно-графической работы

 

      Обозначение Размер­ность Предпоследняя цифра шифра
Наименование величин                    
                         
Буксировочное сопротивление   R(v S)   кгс   Рис 1   Рис. 2   Рис. 3   Рис. 4   Рис. 5   Рис. 6   Рис. 7   Рис. 8   Рис. 9   Рис.10
Диаметр ВРШ D м 2.36 1.85 1.80 2.15 1.90 2.27 1.50 3.05 3.12 2.73
Число лопастей z                    
Конструктивное шаговое отношение Hк/D 0.700 1.179 0.762 0.700 0.700 1.179 0.966 0.700 0.900 0.700
Дисковое отношение θ 0.48 0.66 0.66 0.48 0.48 0.66 0.66 0.48 0.48 0.48
Коэффициент засасывания t 0.16 0.16 0.22 0.21 0.21 0.16 0.16 0.18 0.21 0.16
Коэффициент попутного потока w 0.18 0.18 0.24 0.23 0.23 0.18 0.18 0.20 0.23 0.18
Коэффициенты влияния неравномерности i1                    
потока в диске винта i2                    
  i3                    
КПД валопровода   η 0.97 0.97 0.97 0.97 0.97 0.97 0.97 0.97 0.97 0.97
Скорость траления v S уз 4.0 3.5 3.5 4.0 4.5 4.5 3.5 5.0 5.0 5.0

 

 

Окончание таблицы 1

 

                         
  Сопротивление тралов R тp1 кгс                    
R тp2 кгс                    
R тp3 кгс                    
R тp4 кгс                    
R тp5 кгс                    
                       

Таблица 2- Выбор мощность двигателя Ne и число оборотов винта п

 

                 
Последняя цифра шифра Предпоследняя цифра шифра
         
Ne, л. с. n н, об/мин Ne, л. с. n н, об/мин Ne, л. с. n н, об/мин Ne, л. с. n н, об/мин Ne, л. с. n н, об/мин
                     
                     
                  945  
                  970 370
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Окончание таблицы 2

 

Предпоследняя цифра шифра
Последняя цифра шифра          
Ne, л. с. n н, об/мин Ne, л. с. n н, об/мин Ne, л. с. n н, об/мин Ne, л. с. n н, об/мин Ne, л. с. n н, об/мин
          2X885          
          2X935          
          2X985          
          2Х1100          
          2Х1160          
          2X1230          
          2X1300          
          2X1370          
          2X1440   .2970      
          2X1520          

Рисунок 1 - Буксировочное сопротивление

 

Рисунок 2 - Буксировочное сопротивление

 

Рисунок 3 - Буксировочное сопротивление

 

Рисунок 4 - Буксировочное сопротивление

 

 


 

 

Рисунок 5 - Буксировочное сопротивление

 

 

Рисунок 6- Буксировочное сопротивление

 

 


 


Рисунок 7 - Буксировочное сопротивление

Рисунок 8 - Буксировочное сопротивление

Рисунок 9 - Буксировочное сопротивление

 

Рисунок 10 - Буксировочное сопротивление

 


Для траулеров на тяговой диаграмме строится кривая тяги на гаке T(v)=Pe(v) - R(v). Если теперь на диа­грамму нанести кривую сопротивления трала R тр (v), то точка пересечения кривых R тр(v) и T(v)даст наибольшую скорость траления v тр (см. рис. 22). Спроецированные на ось ординат точки пересечения проведенных через v тp и v Smax вер­тикалей с кривой H/D (v) показывают, с каким шаговым отно­шением необходимо установить лопасти винта, чтобы обеспе­чить скорости движения судна с тралом v три свободного хода vS max.

 

2 Расчет кривых загрузки двигателя на свободном ходу. Кривые загрузки двигателя на свободном ходу дают связь меж­ду мощностью двигателя Ne, числом оборотов п, шаговым отношением винта H/D и скоростью судна v S, т. е. они позволяют определить ходовые качества судна с ВРШ на свободном ходу. Порядок расчета кривых загрузки двигателя приведен в табл.4

Шаговое отношение H/Dи коэффициент момента К 2табл.3 определяются по указанным выше расчетным диаграммам. Скорость vS (см, табл. 3) должна соответствовать скорости vS max, ско­рости vS2, vS3, vS4, vS5, vS6 выбираются такими, чтобы, во-пер­вых, они выражались целыми числами и, во-вторых, разбивали диапазон скоростей от самого малого до полного хода пример­но на равные промежутки. Число оборотов n min соответствует минимально устойчивому числу оборотов двигателя, n maх – но­минальному числу оборотов n н. Число оборотов n 2, n 3 ... долж­ны заканчиваться цифрой 0 или 5 и делить диапазон n minn max примерно на одинаковые промежутки.

По данным табл. 6 в координатах Ne строится кривые Ne (H/D) при n = const и vS =const (рис. 23а). Эти кривые ока­зываются не совсем удобными для практических целей. Поэтомуих перестраивают в кривые, вид которых изображен на рис. 23 б. Эти кривые называются кривыми загрузки двигателя. Порядок построения кривых загрузки двигателя следующий:

а) находят точки пересечения кривых

vS2, vS3, vS4 ..., и ординат H1/D, H2/D, H3/D.с линиями постоянных значений чисел обо­ротов n min, n 1, n 2 ... (см. рис. 23 а);

б) найденные точки пересечения сносят на соответствующие ординаты n min, n 1, n 2..., приведенные на рис. 23 б;

в) соединяют одноименные точки плавными линиями, в ре­зультате получают два семейства кривых: кривые Ne в зависи­мости от п при

H/D =const и кривые Ne в функции от n при vS = const.

 

 

Таблица 3-Расчет тяговой диаграммы ВРШ

 

vS (задаемся)   vS1 ··· vSn
               
       
       
       
       
         

Таблица 4 - Расчет кривых загрузки двигателя на свободном ходу

 

vS (задаемся) vS1     vS6
R        
       
       
п (задаемся) n min n 1 ··· n4 n max ··· n min n 1 ··· n4 n max
                                           
                     
                       
                       
                       


Рисунок 11 - Диаграмма для ВРШ с z = 3, ,


 

Рисунок 12 - Диаграмма для ВРШ с z = 3, , >

 


 

 

 

Рисунок 13- Диаграмма для ВРШ с z = 3, ,


Рисунок 14 - Диаграмма для ВРШ с z = 3, ,


Рисунок 15 - Диаграмма для ВРШ с z = 3, ,


 

 

Рисунок 16 - Диаграмма для ВРШ с z = 3, ,


 

Рисунок 17 - Диаграмма для ВРШ с z = 4, ,


Рисунок 18 - Диаграмма для ВРШ с z = 4, ,


 

Рисунок 19 - Диаграмма для ВРШ с z = 4, ,


Рисунок 20 - Диаграмма для ВРШ с z = 4, ,


Рисунок 21 - График зависимости шагового отношения от углов поворота лопасти для серии ВРШ с z = 3

 

Рисунок 22 - Тяговая диаграмма судна с ВРШ


 

3 Расчет кривых работы ВРШ при ходе судна с тралом. Кривые работы ВРШ при ходе судна с тралом дают связь меж­ду мощностью двигателя Ne, числом оборотов n, шаговым отношением винта H/D и сопротивлением трала R тр, т. е. они позво­ляют произвести расчет ходовых качеств траулера с тралом.

Порядок расчета кривых ВРШ при ходе судна с тралом по­казан в табл.5. Скорость траления и сопротивления тралов Rтр1, Rтр2 принимаются в соответствии с вариантами задания по табл. 1. Число оборотов п 1соответствует минимально устойчивому числу оборотов двигателя, n 6 — номинальному числу оборотов n н. Числа оборотов n 2, n 3 ... должны делить диапазон n minn н примерно на равные промежутки и заканчиваться цифрой 0 или 5.

По данным табл. 5 строятся кривые, вид которых показан на рис. 24.

На кривых работы ВРШ при ходе судна с тралом показыва­ются зависимости H/D в функции от R ТРи Ne в функции от H/D при n = const.

После построения тяговой диаграммы, кривых загрузки дви­гателя на свободном ходу и кривых работы ВРШ при ходе суд­на с тралом необходимо решить следующие задачи:

1. Найти по тяговой диаграмме наибольшую скорость судна и соответствующее шаговое отношение.

2. Используя кривые загрузки двигателя, определить по выбранным значениям:

п и vS, –шаговое отношение H/D и мощность Ne;

n и H/D – скорость vS и мощность Ne;

п и Nе – скорость vS и шаговое отношение H/D;

vS и H/D – число оборотов п и мощность Ne.

3.Для хода судна с тралом по выбранным значениям Rтр и п найти H/D и Ne.

4.Определить по выбранным значениям Ne и п, с каким тралом может работать судно при заданной скорости трале­ния v ТР.

5.Найти по выбранному значению vS число оборотов п и шаговое отношение винта H/Dпри которых мощность двигателя будет наименьшей.

6. По выбранным значениям Rтр и vS найти п и H/Dпри ко­торых мощность двигателя будет минимальной.

 


 

 

Рисунок 23 - Кривые загрузки двигателя


Таблица 5 - Расчет ходовых качеств судна с тралом

 

Скорость траления v ТР
Скорость воды в диске винта
Сопротивление трала R ТР1 R ТР5
Суммарное сопротивление R + R ТР1 R + R ТР5
  Упор ВРШ    
n (задаемся) n 1 n 6 n 1 n 6
                 
                 
                 
                 
                 

 

 

 

Рисунок 24 - Кривые работы ВРШ при ходе судна с тралом

 


Список литературы

Основная литература:

1. Бендус И. И. Теория и устройство судна, часть 1: Учебное пособие – 2-е изд. / И. И Бендус. - Керчь.: КГМТУ, 2008. – 243с., ил.

2. Бендус И. И. Теория и устройство судна, часть 2: Учебное пособие / И. И Бендус. - Керчь.: КГМТУ, 2011. – 152с., ил.

3. Бендус И.И. Теория и устройство судна: методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине ТУС / И.И. Бендус. – Керчь.: КГМТУ, 2016. – 38 с.

4. Бендус И.И. Теория и устройство судна: методические указания к практическим занятиям по дисциплине ТУС / И.И. Бендус. – Керчь.: КГМТУ, 2016. – 69 с.

5. Бендус И.И. Теория и устройство судна: методическое руководство по выполнению курсовой работы на тему «Расчет посадки и остойчивости судна в эксплуатационных условиях» / И.И. Бендус. – Керчь.: КГМТУ, 2016. – 37 с.

6. Друзь Б.И. Задачник по теории, устройству судов и движителям: уч. пособие/ Б.И. Друзь. - Л.: Судостроение, 1986. – 240 с.

 

Дополнительная литература

7. Донцов С.В. Основы теории судна. – Изд. 2-е, стереотипное.- О.: Феникс, 2007. – 142 с.

8. Кацман Ф.М. Теория и устройство судов: учебник/ Ф.М Кацман. - Л.: Судостроение, 1991. – 416 с.

9. Кулагин В.Д. Теория и устройство морских промысловых судов: уч. пособие/ В.Д. Кулагин. - Л.: Судостроение, 1986. – 392 с.

10. Семенов-Тян-Шанский В.В. Статика и динамика корабля: уч. пособие/ В.В. Семенов-Тян-Шанский - Л.: Судостроение, 1973. – 607 с.

11. Международная конвенция о грузовой марке 1966 года – М.: Транспорт, 1986. – 146 с. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). (Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками), - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010 г. - 992 с. (2 экз.);

12. Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78) с поправками (консолидированный текст), - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010 г. - 806 с. (4 экз.);

Информационные ресурсы

- библиотека КГМТУ // https://kgmtu.edu.ua/res_bibl;

- https://www.morkniga.ru;

- конструкция корпуса морского судна / компьютерная программа в среде Windows 98, 2000, XP, 7. https://hmurp.ucoz.ru/load/konstrukcija_korpusa_morskogo_sudna/1-1-0-32;

- о плавучести и остойчивости судна (https://science.kamchatgtu.ru).


 

 

Игорь Иванович Бендус

 

 

«ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА»

 

Практикум

по выполнению расчетно-графической работы

на тему: «Определение ходовых качеств судов оборудованных винтами

регулируемого шага»

для курсантов специальности

26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»,

очной формы обучения

 

 

Тираж_____экз. Подписано к печати____________

Заказ №_________ Объем 0,41 п.л.

Изд-во «Керченский государственный морской технологический университет»

298309 г. Керчь, ул. Орджоникидзе 82



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: