ПОЛОЖЕНИЕ
О разработке и реализации специальной
Индивидуальной программы развития (СИПР)
Для детей с тяжёлыми множественными
Нарушениями в развитии (ТМНР)
в рамках введения ФГОС ОВЗ
1.1.Настоящее Положение о специальной индивидуальной программе развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - Положение) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа п. Крылово» Правдинского городского округа (далее по тексту - МБОУ «Средняя школа п. Крылово») разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года №26;
|
1.2. Положение регламентирует порядок разработки и утверждения специальной индивидуальной программе развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее по тексту - СИПР), определяет структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения.
1.3. Специальная индивидуальная программа развития - документ, разрабатываемый МБОУ «Средняя школа п. Крылово» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и адаптированной основной общеобразовательной программы, учитывающий индивидуальные специфические образовательные потребности обучающихся.
1.4. Цель разработки СИПР - создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития для обретения обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
|
1.5. Временной период реализации СИПР составляет один учебный год.
1.6. В разработке СИПР принимают участие все специалисты, работающие с учащимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития в МБОУ «Средняя школа п. Крылово», и его родители.
1.7. Структурно-содержательная форма СИПР обучающегося единая, соответствует требованиям ФГОС (Приложение №1).
2. Структура специальной индивидуальной программы развития
2.1. Структура СИПР включает:
1. титульный лист;
2. общие сведения о ребенке;
3. характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;
4. индивидуальный учебный план;
5. содержание образования в условиях организации и семьи;
6. условия реализации потребности в уходе и присмотре;
7. перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
8. перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося (программа сотрудничества школы и семьи);
9. перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
10. средства мониторинга и оценки динамики обучения;
11. программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения учащимся в домашних условиях.
|
3.Требования к разделам специальной индивидуальной программы развития
Титульный лист должен содержать:
- наименование общеобразовательного учреждения (согласно Уставу);
- наименование программы; срок реализации СИПР; адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс); согласование программы с родителями обучающегося;
- год разработки СИПР;
В правом верхнем углу ставится гриф утверждения директора МБОУ «Средняя школа п. Крылово».
3.1.Общие сведения содержат персональные данные об учащемся и его родителях;
3.2.Характеристика учащегося составляется на основе психолого - педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами МБОУ «Средняя школа п. Крылово», с целью оценки актуального состояния развития обучающегося.
Характеристика должна отражать:
1. бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
2. заключение ТПМПК;
3. данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4. особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
5. состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
6. характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
7. сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях);
8. потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9. выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
3.3. Индивидуальный учебный план должен отражать учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
Индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности определяет МБОУ «Средняя школа п. Крылово».
3.4. Содержание образования в условиях школы и семьи СИПР включает:
- конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из:
- программы формирования базовых учебных действий;
- программ учебных предметов, коррекционных занятий;
- программы нравственного развития;
- программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
- программы внеурочной деятельности;
Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на год.
3.5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра.
Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре, которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
3.6. Перечень специалистов, участвующие в разработке и реализации СИПР:
учитель класса;
учитель музыки;
учитель физкультуры или адаптивной физкультуры;
учитель-логопед,
педагог-психолог, тьютор и др.
3.7. Программа сотрудничества школы с семьей обучающегося (перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося) включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.
3.8. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
3.9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
3.9.1. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
3.9.2. В ходе мониторинга специалисты МБОУ «Средняя школа п. Крылово» оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
3.9.3. Оценивание уровня сформированности представлений, действий/операций осуществляется по критериям:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление: «узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
3.9.4. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются в форме характеристики за учебный год.
3.9.5. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
3.9.6. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи учащемуся, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения учащегося.
4. Порядок согласования и утверждения специальной индивидуальной
программы развития
4.1. СИПР разрабатывается учителем класса, учителем музыки; учителем физкультуры или адаптивной физкультуры, учителем-логопедом, педагогом - психологом и др.
4.2. Ответственным за разработку и реализацию СИПР назначается классный руководитель.
4.3. В обязанности ответственного входит:
- объединение усилий специалистов при подготовке СИПР;
- оформление СИПР и утверждение ее директором МБОУ «Средняя школа п. Крылово»;
- согласование СИПР с родителями обучающегося;
- внесение корректив в содержание СИПР и другие функции.
4.4. СИПР в обязательном порядке следует согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием СИПР родителю следует поставить подпись.
4.5.СИПР обучающегося обязательно утверждается директором МБОУ «Средняя школа п. Крылово». При этом на титульном листе СИПР ставится соответствующий гриф об утверждении программы.
4.6.СИПР согласовывается с председателем психолого-медико-педагогического консилиума.
4.7.По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со специалистами психолого-медико - педагогического консилиума в ее содержание могут вноситься коррективы.
По итогам промежуточной аттестации осуществляется обсуждение успешности реализации СИПР обучающегося на итоговом психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ «Средняя школа п. Крылово».
Приложение 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Калининградская область
Администрация муниципального образования «Правдинский городской округ»
Управление образования и воспитания молодежи