Коммуникативные качества речи – это такие ее свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. К основным коммуникативным качествам относятся правильность, уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность. Каждое из этих качеств проявляется в речи в разной степени и находится в различных соотношениях с другими.
Основу хорошей речи составляет правильность. Она определяет первый уровень культуры речи – речь правильную. Остальные качества, точнее, их проявление, характеризуют второй, более высокий уровень – речь искусную.
Правильность обеспечивает понятность речи, позволяет действовать в рамках общего языкового кода. Она создает образ языковой личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом. Она имеет большое значение в психологическом плане: если говорящий знает, что говорит правильно, он приобретает уверенность в себе.
Языковая правильность – это соблюдение всех норм современного русского литературного языка: орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических (об этом шла речь выше).
Речевая правильность – это соответствие речи коммуникативным и этическим нормам, ее правдивость, справедливость, разумность и пр.
Уместность речи – это ее соответствие всем составляющим коммуникативной ситуации. Она представляет собой безусловное требование культуры речи. Речь может быть эффективной, только если она уместна.
Уместность более других качеств ориентирована на ситуацию общения в целом и более других свидетельствует о коммуникативной компетентности говорящего.
С точки зрения уместности оцениваются:
|
– мотивы и цели каждого участника общения; они могут быть этичными/неэтичными, достижимыми/недостижимыми в рамках данной ситуации;
– коммуникативные стратегии и тактики, реализуемые в речи (например, если хочешь побудить человека к совместным действиям, вряд ли стоит начинать с претензий к нему);
– соответствие речи в целом и отдельны ее компонентов сфере общения (например, далеко не все невербальные средства общения уместны в научном докладе; неуместен громкий разговор в общественном транспорте и т.п.);
– степень проявления стереотипности и творчества (стандартные обороты речи уместны в официальной ситуации и неуместны в художественной литературе);
– учет социальных ролей и индивидуальных особенностей общающихся;
– само содержание речи (классический пример – в доме повешенного не говорят о веревке), а также количество и качество информации, ее отношение к теме высказывания;
– соответствие этическим нормам и нормам речевого этикета;
– звуковой облик устной и графический облик письменной речи, т.е. разборчивость, интонация, темп и многое другое.
Надо помнить, что речь может быть уместной/неуместной в чьих-либо устах. Человек должен иметь право на речь в данной ситуации и по данному поводу.
Умение строить уместную речь связано с умением выбирать конкретные языковые и речевые средства в рамках речевой ситуации. Уместность конкретного текста связана, в первую очередь, с выбором жанра, адекватного цели и условиям общения (например, желая побудить слушателя к действию, можно использовать приказ, просьбу, уговоры и т.д.). Выбранный жанр требует выбора соответствующего стиля речи и, следовательно, использования языковых средств, допустимых в этом стиле (официальная лексика в дружеском письме, просторечны слова в официальном документе).
|
Богатство речи – это степень разнообразия использованных в ней языковых и речевых средств.
Богатство речи – это качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства. Бедная речь говорит о невысоком уровне культуры; необоснованное, ставшее самоцелью разнообразие свидетельствует об отсутствии вкуса, вредит единству речи и затрудняет ее восприятие. Забота о богатстве речи – это и проявление уважения к адресату, так как разнообразие используемых средств способствует пониманию речи, привлекает интерес к ней.
Самый «богатый» уровень русского языка – лексика, что объясняется наличием синонимов, антонимов, многозначных слов; различием слов стилистически нейтральных, книжных и разговорных; общеупотребительных, диалектных и профессиональных; существованием историзмов, архаизмов, неологизмов; исконно русских и заимствованных слов. Отдельного внимания в этом отношении заслуживает русская фразеология.
Средства, способные разнообразить речь, есть и на других уровнях системы русского языка. В фонетике это интонация и сами звуки. Существуют приемы создания фонетически выразительной речи – звукопись (ассонанс и аллитерация) См., например: Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою (Некрасов).
На уровне морфем богатство обеспечивают разные способы и модели словообразования. Словообразовательные средства русского языка позволяют не только образовать слова разных частей с новыми (при этом разными) значениями, но и передать свое отношение к обозначаемому; создать слова разной стилистической принадлежности. Все это дает возможность выразить тонкие оттенки мыслей и чувств:
|
дом – домик, домишко, домина; домашний, домовитый;
гора – горный, гористый, горский;
дикий – дикарь, дичок; дичать;
хитрить – хитрец, хитрюга;
играть – поиграть, проиграть, доиграться, заиграться.
Богатство русской грамматики связано с возможностью выбора порядка слов, способов выражения членов предложения, иногда – выбора грамматической формы слова; типов предложений по цели высказывания и т.п.
Но богатство национального языка не обеспечивает богатства речи конкретного человека. Индивидуум достигает богатства речи только в результате осознанного стремления познать новые средства языка и активно их использовать в своей речевой практике.
Высказывание должно быть богатым и по содержанию, что предполагает разнообразие мыслей, идей, фактов, чувств, лежащих в его основе. Другими словами, если человеку есть что сказать, он будет стремиться сделать свою речь разнообразной и выразительной.
Следует подчеркнуть: богатство речи как достоинство предполагает не просто разнообразие языковых и речевых средств, но и их уместность и обоснованность выбора. Нельзя нарушать гармонии речи, нужно помнить о жанре и силе. (Например, в научной и официально-деловой речи точность гораздо важнее богатства.) Поэтому главным критерием оценки богатства является целесообразность / нецелесообразность использования тех или иных средств и их сочетаний в конкретной ситуации общения.
Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах, но проявляется, как правило, на речевом уровне. Чистой называют речь, свободной от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка.
Чистота – самое заметное для слушателей качество речи. Ее недостаток часто вызывает раздражение, неприятие, а это негативно сказывается на расположении к собеседнику и на общении в целом.
Часто к нарушению чистоты речи приводит:
– употребление слов-паразитов, т.е. слов, употребляющихся навязчиво и при этом не несущих никакой семантической нагрузки (вот, как бы, ну это, типа, так сказать и т.п.);
– употребление просторечных слов, ненормативной лексики;
– употребление жаргонизмов;
– злоупотребление иноязычными словами.
Точной речь является, если значение слов и выражений, употребленных в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи. Стремясь создать точную речь, мы заботимся о том, чтобы ее нельзя было понять неправильно или по-разному.
Точность отражает связь речи и мышления. Степень ее зависит от того, насколько полно и ясно в речи отражена действительность, и от того, насколько емко и полно эта действительность осмыслена. Поэтому точность через речь характеризует ее автора: уровень его общей культуры, культуры мысли, культуры восприятия действительности, культуры восприятия и понимания речи и др.
Точность предполагает совпадение представлений людей о том, что называется каждым словом. Поэтому для ее достижения очень важно знать значение слов и употреблять слова в полном соответствии с их значением, верно осуществлять выбор нужного слова.
Нарушения точности речи связаны:
– с употреблением лексики разных групп (однокоренных слов, синонимов, иноязычных слов, устаревшей лексики): Молодой человек быстро освоил ( надо: усвоил) новый материал; Они только выполняли свою должность ( надо: обязанности); Наконец обнаружены остатки (останки) царской семьи;
– с непродуманностью строя предложения, что создает возможность понять высказывание по-разному: Четыре подобных автомата обслуживают несколько человек.
Под логичностью в культуре речи понимается преимущественно непротиворечивость, структурная правильность и связанность высказывания, т.е. то, что облегчает незатрудненное понимание каждого предложения и текста в целом.
Логичность речи требует умения правильно мыслить и, что не менее важно, передавать свои мысли правильно и тем самым вызывать у слушателей запланированную реакцию. Чтобы речи была логичной, говорящий должен осознать свои мысли, упорядочить их, проверить их истинность и непротиворечивость, а затем выстроить определенный план речи, в которой эти мысли будут излагаться.
Для логичной речи характерно следующее:
– в ней не столько ищется, вырабатывается мысль, сколько излагается уже понятое, найденное, обдуманное;
– у нее есть заранее намеченные цели, она хотя бы частично предварительно спланирована и подготовлена;
– предложения являются полными по смыслу, объем предложений адекватен их содержанию; связь между предложениями ясно выражена;
– текст имеет четкую, строго организованную структуру: последовательность его частей, связи и переходы между ними продуманы на основе какой-либо логической схемы; переходы от одной мысли к другой обозначены, текст верно разделен на части (абзацы, параграфы и т.д.);
– автор заботится о соблюдении принципов «необходимое и достаточное» и «ничего лишнего, несущественного.
Доступность предполагает такое построение речи, при котором уровень ее сложности (и в терминологическом, и в содержательном, и в структурном отношении) соответствует уровню понимания адресата. По сути, это требование использовать только те средства, который адресат может воспринять, понять и на какие от в состоянии ответить. Поэтому доступность целиком ориентирована на адресата. Она имеет свои пределы: нужно соблюдать чувство меры, чтобы избежать упрощенности и примитивизма и не нарушить этических законов общения, недооценив партнера.
Языковая доступность обеспечивается целесообразным использованием языковых единиц. Средства речевой доступности разнообразны: отбор темы речи, объема информации, степень глубины и полноты изложения, структура речи, использование невербальных средств и т.д.
Умение просто говорить о сложном складывается как минимум из трех составляющих:
1) ясного понимания сути речи говорящим;
2) ясного представления о том, что может понять адресат;
3) использования соответствующих языковых и речевых средств.
Препятствуют доступности речи:
– недостаточная компетентность говорящего в той области, о которой идет речь;
– новизна или чересчур высокий уровень сложности предмета речи;
– намерение говорящего «поумничать» или скрыть какую-то информацию;
– недостаточное внимание говорящего к адресату, неспособность или нежелание учесть его особенности: возраст, запас знаний (общий и специальный), характер, взгляды на мир, эмоциональное состояние; например, использование слов, неизвестных адресату.
Выразительность речи обычно подразумевает ее яркость, оригинальность, неповторимость, неожиданность. Именно такая речь может вызвать интерес и одобрение у тех, кому она предназначена. Вывод о выразительности/невыразительности речи может сделать только адресат. Поэтому главный критерий оценки этого качества – впечатление адресата: если речь вызвала отклик, произвела благоприятное впечатление, то она обладает выразительностью.
Выразительность является не просто качеством речи, а ее достоинством. Она удовлетворяет потребности человека в творчестве, причем это относится как к говорящему, так и к слушающему.
Главное условие выразительности – индивидуальность автора речи, наличие у него своих мыслей, чувств, своей позиции, своего стиля. Как выразительное оценивается всё то, что воспринимается как нестандартное, выбивающееся из привычных представлений, из обычных рамок. Однако речь не может быть абсолютно нестандартной. В ней обязательно переплетаются стереотипное и оригинальное, индивидуальное. Но если человек говорит преимущественно штампами, он уничтожает свою индивидуальность. В ситуациях развернутого неритуального общения речь обязательно должна включать творческий компонент; при этом обязательны вкус и чувство меры, соблюдение коммуникативных и этических норм.
Выразительность тесно связана с оценочностью, эмоциональностью, образностью речи. Однако связь эта не прямолинейная. По наличию/отсутствию оценочных слов (хорошо, плохо, старикашка, молоденький) или средств словесной образности (метафор, сравнений, эпитетов и т.п.) еще нельзя судить о выразительности речи. Средством выразительности может стать любое речевое средство.
Набор средств выразительности зависит от жанра, от стиля текста. Например, слова с переносным значением, стилистические фигуры, которые приветствуются в художественной литературе, не используются в официальных документах. Есть средства выразительности, специфические для той или иной формы речи. Для устной речи таковыми являются прежде всего невербальные средства (мимика, жесты и т.п.), для письменной – варианты графического оформления текста (выделения шрифтом, цветом; разная величина межстрочного интервала и др.).
Вопросы и задания для самопроверки
1. Каковы составляющие речевого поведения? Речевой ситуации?
2. Докажите, что при общении роль собеседника не менее важна, чем роль говорящего.
3. Что понимается под эффективностью речевого общения?
4. Каким образом можно проявить коммуникативную заинтересованность?
5. Как вы понимаете выражение «коммуникативная компетенция»?
6. Покажите, что на форму и содержание речи влияет выбор «канала связи».
7. Что такое коммуникативные нормы? Охарактеризуйте важнейшие из них.
8. В чем заключается коммуникативная неудача? По каким причинам она может постичь говорящего?
9. Покажите, что уровень владения языком влияет на результат речевого общения.
10. Какие цели (мотивы) речи не могут быть признаны соответствующими этически нормам?
11. Что понимается под речевым этикетом? Докажите (покажите), что речевой этикет имеет национальное своеобразие.
12. Что относится к невербальным (визуальным и акустическим) средствам общения? Покажите их влияние на эффективность речевого общения.
13. Каковы основные качества хорошей речи?
14. Какая речь может быть признана уместной?
15. Обоснуйте важность доступности речи педагога.
16. Как вы думаете, в каких ситуациях точность и логичность речи важнее ее выразительности?