Основные сложности в управлении миграцией




 

Внутренние перемещения граждан значительно ограничены неразвитостью институтов российского рынка жилья. При этом тормозом на пути повышения миграционной мобильности населения является уже не отсутствие рынка жилья как такового, не невозможность снять или поменять жилье, а совокупность институциональных (неразвитость ипотечного кредитования, узость рынка дешевого жилья в сочетании с низкой ценой труда и практически полной невозможностью накопить средств на покупку квартиры для большинства граждан), и географически закономерных барьеров (широкий ценовой диапазон на жилье в разных регионах и в разных типах населенных пунктов). Сейчас, если человек переезжает из региона в регион, арендовать муниципальное жилье невозможно - для этого годы состоять "в очереди", у предприятий практически не осталось общежитий. Единственная альтернатива - купить или снять жилье на рыночных условиях, которое в десятки и сотни раз дороже, чем муниципальное.

Необходимо преодолеть закрепощенность населения неразвитостью институтов жилищного рынка. Решение этой задачи может быть обеспечено следующими методами: содействие широкому распространению и развитию института ипотеки; содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья; содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья; государственная поддержка девелоперских компаний (с учетом потребностей региона в населении и рабочей силы). Должна быть обеспечена максимальная доступность жилья на рыночных условиях для подавляющего большинства населения. Среднеоплачиваемый работник, нашедший работу в конкретном регионе, должен иметь возможность на свою заработную плату найти приемлемое жилье и при этом не голодать, не ходить в обносках и не жертвовать образованием детей. Необходимо также разработать механизм действенного обеспечения защиты частной собственности, прежде всего, жилищной, поскольку в настоящее время владельцы жилья часто отказывают квартиросъемщикам в регистрации из-за боязни потерять жилье.

Создание эффективного рынка жилья приведет к тому, что приоритетным при выборе места будет уже наличие свободных вакансий в данном регионе и предлагаемый уровень зарплаты. Последнее позволит сформировать в России эффективный межрегиональный рынок труда. Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Как показывает анализ, в настоящее время во внутрироссийских миграционных потоках преобладает внутрирегиональной миграции (почти 60%). Следствием последнего является уменьшение влияния внутрироссийской миграции на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов путем перераспределения рабочей силы между регионами. В итоге в современной России вместо "единого рынка труда" существуют относительно замкнутые, независимые и автономно развивающиеся региональные рынки труда. Кроме того, в России не существует развитой информационной базы об имеющихся вакансиях, значительная часть людей (особенно в регионах) вынуждено искать работу через друзей, знакомых, используя другие неформальные каналы поиска работы.

Повышению миграционной подвижности индивидов будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского банка вакансий (национального банка вакансий) и национального банка граждан, готовых сменить место жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний; создание федеральной системы учета сведений о потребностях в рабочей силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под самозанятость и мелкое предпринимательство. Важным представляется объединить усилия государственных служб и негосударственных информационных посредников, в первую очередь на электронном рынке трудоустройств. Основной задачей межрегиональных трудовых центров должно стать предоставление гражданам-потенциальным мигрантам информации о возможностях внутрироссийских переселений; о перспективных либо не рекомендуемых для расселения территориях и населенных пунктах; оказание поддержки переселенцам из неперспективных населенных пунктов, позволяющей мигрантам осознанно и целенаправленно принимать решение о переселении. В межрегиональных трудовых центрах, а также территориальных управлениях службы занятости должна быть база данных об имеющихся вакансиях по всей стране, перечень ведущих предприятий и организаций данного региона с характеристикой их отраслевой структуры и профессионально-квалификационными требованиями к работникам; перспективных направлениях развития частного предпринимательства и малого бизнеса. По возможности, банк данных должен включать сведения о наличии и возможности получения жилья, список. Поскольку в настоящее время предприятия не всегда предоставляют сведения об открывшихся вакансиях в службу занятости, то, возможно, необходимо законодательно закрепить обязанность компании при открытии вакансии предоставлять информацию о ней в службу занятости.

В рамках реализации третьей фундаментальной цели необходимо создать условия для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Произошедшее в 1990-е годы кардинальное изменение по сравнению с предыдущими десятилетиями направлений внутрироссийских миграционных потоков привело к значительному сокращению численности населения в стратегически важных с точки зрения интересов национальной безопасности регионах России. Снижение численности население северных и восточных регионов России, в свою очередь, разрушает трудовой потенциал, адаптированный к природным условиям этих регионов и в перспективе может стать угрозой реализации крупных инвестиционных проектов.

Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, предоставления налоговых льгот и субсидий; на развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры, жилищное строительство в указанных регионах.


Заключение

 

Таким образом, повышение внутренней мобильности населения является необходимым условием для обеспечения устойчивого социально-экономического развития России. При этом необходим системный подход к регулированию внутренних миграционных потоков и организации взаимодействия федеральных органов государственной власти с органов власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и бизнес-сообществом. Цели и задачи миграционной политики Российской Федерации должны быть согласованы с прогнозами и программами социально-экономического и демографического развития отдельных территорий и субъектов Федерации; миграционная политика должна проводиться в тесной связи с государственной политикой в области занятости населения и политикой в области регионального развития. Практика латания миграционных дыр должна уступить место комплексной, взвешенной миграционной политике, ориентированной на поощрение внутренней миграционной подвижности граждан с учетом приоритетов социально-экономического развития страны. В свою очередь, повышение мобильности населения позволит более оперативно реагировать на вызовы, связанные с реализацией политики модернизации экономики и содействием устойчивому экономическому росту, включая повышение роли перерабатывающих и инновационных секторов в экономическом развитии.


Список литературы

 

1. Алешковский И.А. Внутренняя миграция населения в современной России: тенденции, детерминанты, политика. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008.

2. Воробьева О.Д. Миграционная политика. Серия "Миграция населения". Приложение к журналу "Миграция в России". Выпуск 6.М., 2001.

3. Мукомель В.И. Миграционная политика России: постсоветские контексты / Институт социологии РАН. М.: Диполь-Т, 2008.

4. Регент Т.М. Миграция в России: проблемы государственного управления. М.: Издательство ИСПЭН, 2007.

5. Справочная правовая система "Гарант" на DVD. Платформа F1 от 21.01.2006.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: