Правовое регулирование пользования животным миром, правовые меры его охраны; правовое значение Красной книги животных РФ.




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине _________________________________________

Выполнил______________________________________________

Специальность__________________________________________

 

 

Вариант № _____

Курс __________

Шифр _________

 

 

Проверил преподаватель:________________________________

 

 

Киров 2016

Содержание

1. Правовое регулирование пользования животным миром, правовые меры его охраны; правовое значение Красной книги животных РФ.

2. Понятие и формы экологического контроля; система государственных органов, осуществляющих управление и контроль в области природопользования и охраны природы; основные функции, выполняемые Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов.

3. Задача

4. Источники информации

 

Правовое регулирование пользования животным миром, правовые меры его охраны; правовое значение Красной книги животных РФ.

Животный мир - охраняемый компонент природный среды, возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно обитающих на территории РФ или временно её населяющих, в том числе диких животных в неволе.

Признаки животного мира:

1) Нахождение в состоянии естественной свободы

2) В состав животного мира входят только дикие животные

3) Нахождение объектов животного мира в пространственных пределах государства

Охрана объектов животного мира – это деятельность, направленная на сохранение, восстановление среды обитания объектов животного мира в целях обеспечения естественного воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира. Охрана среды обитания объектов животного мира, деятельность, направленная на сохранение, восстановление среды обитания объектов животного мира в тех же целях.

Охрана животного мира осуществляется путём:

1) Установление правил и норм по охране, рациональному использованию и воспроизводству объектов животного мира.

2) Установление ограничений и запретов пользования животным миром.

3) Организация охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

4) Ограничение прав и возложение обязанностей на пользователей объектов животного мира в интересах его охраны.

5) Создание особо охраняемых природных территории.

6) Учёта охраны и разведения в неволе редких, находящихся под угрозой исчезновения видов животных и др.

Государственный контроль осуществляют государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте, Минприроды. Государственный кадастр животного мира осуществляет Минприроды и Национальная Академия наук.

Одним из направлений сохранения видового разнообразия является создание зоологических коллекций.

Зоологическая коллекция – это определённым образом упорядоченная документированная совокупность диких животных, их частей или дериватов, представляющую научную, образовательную, историческую или эстетическую ценность, либо имеющая значение для сохранения генетического фонда, биологического разнообразия диких животных, редкие и исчезающие виды животных в Красной Книге. Мониторинг проводят те же, что и государственный кадастр. Пользователи могут быть физические и юридические лица.

Виды пользования:

1) Любительское пользование (охота)

2) Добыча охотничьих животных в целях их использования в экономической деятельности, осуществляемая пользователем охотничьих угодий (промысловая охота)

3) Любительское рыболовство

4) Промысловое рыболовство

5) Добыча и заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства

6) Пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях

7) Пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира (естественные санитары среды, опылители растений, а также другие полезные свойства животных без изъятия их из среды)

8) Пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира (мёд, воск)

Пользование объектами животного мира осуществляется в порядке общего и специального пользования. К общему пользованию относится всё вышеперечисленное, кроме промысловой охоты и рыболовства.

Правовые меры по охране животного мира включают:

1) разработку, принятие и применение законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром;

2) установление лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды обитания;

3) создание правовой базы для охраны отдельных категорий животных и среды их обитания, для регулирования охраны особых территорий;

4) установление системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания;

5) проведение правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания;

6) правовое воспитание и профилактику нарушений.

Важным моментом в Федеральном законе является экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира. Оно предусматривает установление и регулирование экономических отношений в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между пользователями животным миром и пользователями другими видами природных ресурсов.

Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает в себя: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; экономически обоснованную систему размеров штрафов и исков в возмещении вреда за нарушение законодательства РФ о животном мире; целенаправленное использование средств, полученных от конфискации орудий незаконного добывания объектов животного мира, транспортных средств и продукции.

В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных особо охраняемых территорий. Здесь запрещено пользование животным миром и установлена более строгая ответственность.

Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга РФ, Красные книги субъектов РФ.

Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.

В Красную книгу заносят виды растений и животных, которые постоянно или временно растут либо обитают в естественных условиях на определенной территории (преимущественно территории отдельно взятой страны), и находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесенные в Красную книгу подлежат особой охране на всей отдельной взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.

Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

Понятие и формы экологического контроля; система государственных органов, осуществляющих управление и контроль в области природопользования и охраны природы; основные функции, выполняемые Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Экологический контроль - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

 

 

Виды экологического контроля:

1) Государственный – самый эффективный, сложный важный. Осуществляется ФОИВ РФ и ОИВ субъектов. Существуют специальные положения Правительства, которые регулируют более специфические, отраслевые виды экологического контроля. Перечень объектов должен быть сформулирован Правительством РФ. Такие постановления существуют. Вводится такая должностная единица как государственный инспектор в области охраны ОС. Этот инспектор наделён следующими правами: посещать в целях проверки любые объекты всех форм собственности; знакомиться с необходимыми документами; обязан наблюдать соблюдение нормативов, стандартов и технических регламентов; вправе проверять работу очистных сооружений; проверять деятельность предприятия в целом; вправе предъявлять требования и предписания об устранении; вправе привлекать виновного к административной ответственности.

Установлен порядок проведения проверок. Все проверки делятся на плановые (3 года, для источников повышенной опасности – 2 года) и внеплановые – могут проводиться по различным основаниям. При внеплановой проверке проверяемый должен быть минимум за 2 недели. Проверки могут быть фактическими, а могут быть письменными. Достаточно подробно урегулирован порядок проведения этих проверок; проверяемый всегда может присутствовать при проверке.

При широчайшем объёме правомочий, инспекторам могут стать известны некоторые виды информации, которые не находятся в открытом доступе. Он обязан сохранять в тайне эти сведение.

2) Производственный. Кроме того, существуют два специальных стандарта. На любом предприятии создаётся специальная служба – экологическая служба. Количество специалистов, которое в него входит – индивидуально. Контроль осуществляется работниками самого предприятия. Если экологические требования не соблюдается, то экологическая служба должна проинформировать об этом руководство; если руководство не реагирует, то служба должна обратиться к государственному экологическому инспектору.

Производственный контроль динамично развивается. Помимо специалистов на предприятиях, создаются ещё и специальные лаборатории. Производственный экологический контроль собственно является содержанием понятия экологический менеджмент.

3) Общественный экологический контроль. Реализуется самим гражданами индивидуально или общественными объединениями в области охраны окружающей среды. Нужно понимать, что здесь всё зависит от активности жизненной позиции гражданина.

Принцип многообразия форм экологического контроля создан, чтобы наиболее всестороннее и полно выявлялись нарушение в сфере охраны окружающей среды.

Деятельность СПб в области экологического контроля. Раньше был принят специальный закон, сейчас от его действия отказались. Результатом введения этого закона появилось новое явление: введение экологического паспорта – информационно-аналитического программного комплекса о состоянии окружающей среды на территории СПб. Это экологический паспорт способствует реализации общественного экологического контроля.

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

1) органы общей компетенции;

2) специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;

3) иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

1) Президент России;

2) Правительство России;

3) Правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

1) определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;

2) нормотворчество;

3) организацию системы центральных органов исполнительной власти России;

4) гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;

5) обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера - федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

2) осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

3) проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы Система органов государственного экологического управления неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

1) федеральные министерства;

2) федеральные агентства;

3) федеральные службы.

Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:

1) Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2) Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.

3) Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

1) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

а) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

в) Федеральное агентство водных ресурсов;

г) Федеральное агентство по недропользованию.

2) Министерство сельского хозяйства РФ:

а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

3) Министерство экономического развития РФ:

а) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

б) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

4) Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

5) Федеральное агентство по рыболовству.

6) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

7) Федеральное агентство лесного хозяйства.

В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач.

К таким органам относятся, в частности:

1) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (находится в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

2) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

3) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

4) Федеральная таможенная служба;

5) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Задача

Гражданин Федин совершил противоправное деяние, а именно незаконную охоту в отношении птиц на особо охраняемой природной территории с применением незаконно принадлежащему ему ружья.

За незаконную охоту на охраняемой территории согласно статье 258 УК РФ, ему грозит наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Согласно статье 222 УК РФ Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

 

Источники информации

1. Конституция РФ

2. Уголовный Кодекс РФ

3. Бринчук М.Н. Экологическое право. – М.: 2007г.

4. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник.: М.: БЕК, 2007г.

5. «Консультант плюс»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: