Рухленко Надежда Юрьевна
Академия при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС,
Липецкий филиал
Научный руководитель- Солодовник Ю.А., доц.
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: КРИЗИС ИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ.
Выбранная мною тема является весьма актуальной на сегодняшний день, в связи с возникшим в 2008 году мировым финансово-экономическим кризисом, который наихудшим образом сказался на развитии многих компаний России. Около 60 тыс. компаний подверглись кризисному состоянию, характерными чертами которого является убыточность хозяйственной деятельности, отсутствие финансовой устойчивости и низкой ликвидности, а также рост кредиторской задолженности.
При наступлении кризиса компания в первую очередь ставит перед собой самую главную задачу- не дать производству «пойти на дно», сохранив при этом основной капитал и ключевые технологии, рабочий персонал, то есть улучшить свое положение в бизнесе хотя бы до кризиса. Для этого менеджеры компании проводят такие мероприятия, за счет которых возможно восстановить деятельность компании в более менее короткие сроки. Дабы избежать кризис предприятия, менеджеры часто прибегают к оперативным мероприятиям и попадают в тупик, из-за отсутствия общей стратегии антикризисного управления, благодаря которой определяются долгосрочные цели и относительно долговременные мероприятия по стабилизации и развитию организации.
Итак, самым наилучшим методом в борьбе с кризисом является определение стратегии антикризисного управления компании, которая будет выполнять роль направляющего вектора и оказывать мощное влияние на развитие всей системы антикризисного управления предприятия.
|
По справедливому замечанию И. Ансоффа[1], «стратегия — сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям. Но это — непростое орудие, и его внедрение и использование обходятся недешево. Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности».
Поиском решений по данной ситуации занимался и Роберт Хит[2]. В своих научных трудах он приводит примеры разных антикризисных стратегий, в основе которых положено «кризисное мышление», понимаемое как процесс, способствующий совершенствованию выбора действий и принятия решений, подразумевающих: уменьшить ущерб, выиграть время и завладеть информацией. Так, он выделяет:
1.Стратегию экономии времени. Она подразумевает поиск резерва времени за счет максимального учета требований ситуации и сосредоточения внимания на доступе к вероятным «горячим точкам», которые уязвимы для кризиса или жизненно важны для предприятия.
2.Стратегию отсрочки событий, которая направлена на то, чтобы за счет задержки кризисной ситуации заполучить как можно больше информации, сэкономить ресурсы, принять оптимальные решения.
3.Сифонная стратегия, служит для изъятия внутренней и внешней информации, подверженной кризису.
4.Стратегия обсуждения факта, направлена на сбор информации о кризисной ситуации, которая ведется виде обсуждения.
5.Стратегию сбережения ресурсов, которая направлена на: сбережение ресурсов, которым угрожает кризис или его последствия; сбережение средств, используемых для разрешения кризиса или устранения его последствий; распределение запасов с целью разрешения кризиса и устранения кризисных последствий.
|
На мой взгляд, стратегия эффективного антикризисного управления включает в себя стратегию недопущения кризиса и стратегию преодоления кризиса. Антикризисное управление- это сплетение воедино оперативного менеджмента и стратегического управления.
Любую ситуацию, на исход которой предприятие не способно повлиять, в силу своей неподготовленности, считают кризисной. Чтобы избежать этого, необходимо вовремя понять причины кризиса экономики предприятия и принять меры еще до внешнего проявления финансовых сложностей.
Причины, в силу которых предприятие попадает в кризис, можно разделить на две группы[3]:
1.Внешние, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени.
2.Внутренние, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.
Крайним проявлением кризисного состояния предприятия является банкротство, оно означает его финансовую несостоятельность, то есть исключение возможности предприятия отвечать по своим долгам. На основании Федерального Закона о банкротстве данную ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: крах отечественной индустрии; множество людей, потерявших работу; неактуальность материально-технической базы общественного производства[4].
Вместе с циклическими изменениями в рыночной экономике часто возникают и кризисы, которые выражаются ростом банкротств организаций. В нашей стране произошел резкий скачок от планового централизованного хозяйства к рыночной экономике, что и повлияло на внезапное проявление экономического кризиса. Государственные комплексы с большим трудом влились в рыночную сферу хозяйствования. Многие прошли процедуры банкротства и переформирование деятельности.
|
Давайте разберемся, почему же предприятия оказываются неликвидными? Причинами кризисного состояния организации могут быть: перемены рыночных условий; увеличение конкуренции; большое количество сотрудников; введение новых законов или других нормативных актов, изменения политической сферы деятельности, вызванные перераспределением власти; стихийные бедствия; чрезвычайные ситуации и так далее. Каковы бы ни были явные причины ухудшения финансового состояния, первой причиной любого кризиса в организации является низкий уровень профессионализма менеджмента компании.
Опыт крупных российских компаний показывает, что есть определенные средства преодоления банкротства. Прежде всего это изменения следующего характера[5]:
1.Смена собственника компании.
2. Переход на новую продукцию.
3. Изменение организационно-правовых форм.
В большинстве случаев предприятие восстанавливает свою платежеспособность за счет смены собственника
На основе вышесказанного можно сделать следующий вывод. Для того, чтобы вывести компанию из кризисного положения, необходимо прибегнуть к следующим действиям, а именно:
1.Провести строгий контроль движения наличности на предприятии, ведь наша цель- увеличить доход компании.
2.Сформировать команду менеджеров по выведению предприятия из кризиса, выслушав все предложения «за» и «против» и, приняв взвешенное решение.
3.Наладить контакты с акционерами и поставщиками, то есть создать необходимую атмосферу уверенности среди них.
4.Составить бизнес-план по выводу предприятия из кризиса и выполнить поставленные задачи.
5.Подготовить финансовый план. Выявить задолженность и найти дополнительные средства для преодоления кризиса.
Итак, проанализировав структуру компании в условиях кризиса необходимо отметить тот факт, что только внедрение эффективной стратегии антикризисного управления способно предотвратить кризис на предприятии.
[1] Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф; пер с англ. — М.: Питер, 2011. — С. 158
[2] Хит, Роберт Антикризисное управление для руководителей и менеджеров.— М.: изд-во «ЛОРИ», 2012. — С. 371
[3] Балдин, К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень / К.В. Балдин, В.С. Зверев, А.В. Рукосуев. — М.: Дашков и К, 2013. — С. 280
[4] Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)//СПС Консультант Плюс
[5] "Антикризисное управление". Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., — М.: "ИНФРА-М", 2010, С. 432.