СМ-1. Основные виды кризисов: травматические, кризисы утраты, биографические кризисы, кризисы развития
1. Кризисы возрастного развития (подробно рассматриваются в возрастной психологии). Структура и новообразования возрастного кризиса.
2. Кризисы утраты: утрата ближнего, развод или утрата семьи, утрата здоровья, работы, социального статуса и др. Краткая характеристика, специфические особенности протекания.
3. Биографические кризисы:
· кризис нереализованности,
· кризис опустошенности,
· кризис бесперспективности.
4. Травматические кризисы.
· Психологическая травма, определение и основные характеристики. Особенности травматического события, травматические стрессовые реакции.
· Виды травматических кризисов в зависимости от источника психотравмы.
Рекомендуемая литература:
1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации/ И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. - 960 с. - (Справочник практического психолога)
2. Психология экстримальных ситуаций: Хрестоматия/ Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - Мн: Харвест, 2002. - 480 с.. - (Библиотека практической психологии)
3. Самоукина Н.В. Экстремальная психология/ Н.В. Самоукина. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ", 2000. - 288 с
СМ-2. Травмированная личность.
1. Насилие. Виды насилия: физическое, экономическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное.
2. Домашнее насилие и его категории: жестокое обращение с детьми, насилие, направленное против супруга/супруги, насилие в отношении престарелых людей.
3. Характерологические особенности личностей агрессора и жертвы домашнего насилия.
4. Факторы, способствующие насилию: социальные мифы, влияние средств массовой информации, безнаказанность, недостаточность информации, политические и социальные проблемы общества. Комплекс жертвы.
Рекомендуемая литература:
1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации/ И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. - 960 с. - (Справочник практического психолога)
2. Психология экстримальных ситуаций: Хрестоматия/ Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - Мн: Харвест, 2002. - 480 с.. - (Библиотека практической психологии)
3. Самоукина Н.В. Экстремальная психология/ Н.В. Самоукина. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ", 2000. - 288 с
СМ-3. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования.
- Культурологическое виденье суицида.
- Формы присуицида, парасуицидальное поведение.
- Помощь при потенциальном суициде.
Рекомендуемая литература:
1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации/ И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. - 960 с. - (Справочник практического психолога)
2. Психология экстримальных ситуаций: Хрестоматия/ Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - Мн: Харвест, 2002. - 480 с.. - (Библиотека практической психологии)
3. Самоукина Н.В. Экстремальная психология/ Н.В. Самоукина. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ", 2000. - 288 с
Самостоятельная работа №1. Тема: Травматический стресс.
Задание: Составить краткий конспект.
Вопросы для подготовки:
1. Понятие стресса в различных психологических школах.
2. Механизмы формирования стресса.Типы чрезвычайных ситуаций (природные, техногенные).
3. Психологическая травма и ее влияние на организм и личность пострадавшего.
4. Стратегии поведения людей, переживших психотравму.
5. Факторы, усиливающие разрушительное воздействие психотравмы
Самостоятельная работа №2. Тема: Механизмы защиты.
Задание: Составить краткий конспект
Вопросы для подготовки:
- Механизмы психологической защиты травмированной личности.
- Механизмы защиты: «регрессия», «вытеснение» с точки зрения различных теоретических школ.
Самостоятельная работа №3. Тема: Травмированная личность.
Задание: Составить краткий конспект.
Вопросы для подготовки:
1. Насилие. Виды насилия: физическое, экономическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное.
2. Домашнее насилие и его категории: жестокое обращение с детьми, насилие, направленное против супруга/супруги, насилие в отношении престарелых людей.
3. Характерологические особенности личностей агрессора и жертвы домашнего насилия.
4. Факторы, способствующие насилию: социальные мифы, влияние средств массовой информации, безнаказанность, недостаточность информации, политические и социальные проблемы общества. Комплекс жертвы.
Самостоятельная работа №4. Тема: Психология горя.
Задание: Составить краткий конспект.
Вопросы для подготовки:
- Горе как естественный и патологический процесс.
- Стадии горевания.
3. Симптомы переживания горя
- Психологическая помощь при переживании горя
Самостоятельная работа №5. Тема: Проблема критической ситуации.
Задание: Составить краткий конспект.
Вопросы для подготовки:
1. Охарактеризуйте основные периоды стрессогенного воздействия на человека при стихийном бедствии.
2. Выделите и охарактеризуйте основные фазы в поведении человека, пережившего стихийное бедствие.
3. Какие стратегии поведения личности, пережившей психотравмирующую ситуацию, выделяют исследователи?
4. Перечислите факторы, усиливающие воздействие психотравмы.