Автоматизированная система контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ)




Современное предприятие, это крупный потребитель энергетических ресурсов, необходимых для технологических процессов производства продукции, а также для нормального функционирования структурных подразделений. Под энергетическими ресурсами мы понимаем все возможные ресурсы, которые расходуются в процессах производства и жизнедеятельности предприятия, которые участвуют во взаиморасчётах с внешними поставщиками и между подразделениями. К ним мы относим электроэнергию, тепловую энергию, различные технические газы и специальные жидкости, сточные воды. Тысячи киловатт-часов и большое количество гигакалорий тепла и других энергоресурсов потребляет современнoе промышленное предприятие. Как расходуются эти постоянно дорожающие ресурсы внутри предприятия? Какие подразделения расходуют их экономно, а какие превышают свои лимиты и почему? Если причины перерасходов объективны, то какие мероприятия нужно провести для исключения перерасходов? Как сэкономить на ресурсах? Это лишь несколько вопросов ответы, на которые интересуют руководителей предприятий.

Учитывая особенности климата нашей страны, когда отопительный сезон составляет примерно 7 месяцев, экономия энергоресурсов даже на несколько процентов позволит высвободить предприятию значительные финансовые средства.

Имея данные о том, где конкретно и сколько, оперативно, в течение рабочего дня, смены, можно в реальном времени предотвращать перерасходы и значительно сократить затраты, а следовательно, снизить себестоимость основной продукции предприятия.

Собрав информацию со счётчиков в конце месяца, когда время на оперативное устранение имевшего место перерасхода уже безвозвратно упущено, получить экономию трудно, а провести детальный анализ причин случившегося перерасхода, может быть невозможно. Поэтому, задача оперативной доставки информации об энергопотреблении энергетическому диспетчеру весьма актуальна и её решение позволит:

1. Сэкономить энергоресурсы, за счёт сокращения перерасходов.

2. Сэкономить финансовые ресурсы, за счёт уменьшения финансовых выплат поставщикам (штрафы за превышение заявленных мощностей, могут составлять до 50%).

3. Снизить себестоимость основной продукции и повысить конкурентоспособность предприятия, что особенно актуально в преддверии вступления нашей страны в ВТО. Полyчить оперативную картину энергопотреоления по всем ресурсам одновременно.

Взаиморасчёты между постащиками и потребителями энергоресурсов, на основе приборно-измеренных знaчений, ceйчac практически стали нормой. Таким образом, узлы учёта основных энерroресурсов на предприятиях имеются, но вот оперативность её доставки нужно доводить до современных требований. Трудоёмкость доставки информации и исключение ошибок при снятии показаний счетчиков (человеческий фактор), также требует минимизации.

Из вышесказанного следуют цели создания АСКУЭ:

получение оперативной информации по энергопотреблению структyрными подразделениями промышленного предприятия и своевременное выявление перерасходов;
централизация оперативного управления тепло-энергоснабжением, территориально распределённых структурных подразделений промышленных предприятий;
повышение надежности и устоичивости работы системы тепло-энергоснабжения за счет фиксирования в архивах нештатных и критических ситуаций, определение первопричины аварийных ситуаций на основании оперативных данных;
представление собранной информации в виде графиков, трендов, отчетов;
оперативное прогнозирование и планирование энергопотребления питающим пунктом;
контроль работоспособности первичных приборов учета энергоносителей;
минимизация затрат на получение информаиии по энергопотреблению от структурных подразделений промышленного предприятия.

Основные функции системы:

1. Функция сбора информации:

Система регулярно опрашивает текущие и архивные параметры с контролируемых пунктов, по индивидуальным каналам связи, и передаёт их в базы данных с привязкой по времени;
Передача информации по каналам связи производится автоматически, с заданным интервалом времени, и по запросам из диспетчерской;
Система обеспечивает корректность, а также непрерывность данных в базе;
Cиcтeмa фиксирует все события, происходящие в ней, в журналах событий (корректировки времени, потери и восстановления связи между компанентами системы, отключения и восстановление питания устройств, время переконфигурирования контролируемого пункта, несанкционированное вмешательство и т.д.);
Система обеспечивает автоматическое и корректное заполнение базы послe различных сбоев в системе (связь, счётчики, аппаратура и т.п.); В системе предусмотрена возможность указать, для каждого зарегистрированного счётчика, необходимость автоматического сбора данных или её отсутствие (заблокировать сбор данных).

2. Функция контроля:

контроль отклонения измеряемых параметров от заданного интервала значений;
контроль регулярности поступления информации от кабельной лини;
контроль срабатывания аварийной сигнализации;
контроль попытки несанкционированного доступа;
контроль исправности приборов учета;
контроль отклонений в функционировании компонентов системы (журнал регистрации).

3. Функция управления:

Система осуществляет управление исполнительными механизмами контролируемого пункта по командам диспетчера, проверяет правильность исполнения команд, позволяет дистанционное изменение разрешенных параметров. Важное требование, предъявляемое к системе - надежность режима телеуправления. После поступления команды контроллер переходит в соответствующий режим. Затем центральный процессор тестирует субблоки телеуправления, проверяя в каждом исправность ключей, управляющих силовыми реле, и наличие напряжения питания оперативных цепей. Результаты тестирования передаются в пункт управления. Если результаты тестирования положительны, т.е. ключи исправны и имеется напряжение питания оперативных цепей, то команда телеуправления выполняется.

4. Функция хранения информации:

Вся информация о параметрах энергопотребления объектов, о состоянии системы, о событиях хранится в базах данных на сервере системы. Срок хранения информации на сервере системы до 5 лет.

5. Функция отображения информации:

Позволяет отображать общую схему энергопотребления, осуществить выбор контролируемого пункта из общей схемы и обеспечивать вывод на монитор технологической мнемосхемы конкретного контролируемого пункта, с отображением на ней состояния текущих технологических и аварийных параметров, а при ручном запросе оператора отображает архивные значения потребления в отдельном окне. Сообщения об аварийных событиях в системе автоматически оперативно отображаются на автоматизированное рабочее место диспетчера. Конкретные видеокадры и их взаимозависимости определяются при проектировании.

6. Функции программного обеспечения:

Программное обеспечение системы осуществляет: опрос текущей и архивной информации датчиков, счетчиков, исполниетльных механизмов установленных на контролируемых пунктах. Ведение групп учета, составление форм отчетных документов, просмотр отчетов по учету. Просмотр отчетов событий для оборудования, установленного на контролируемом пункте (отказы, наработка, несанкционированное вмешательство и т.п.). Тестирование отдельных компонентов системы.

Оперативное отображение и доступ ко всем оперативным данным и обработка тревог. Система предоставляет достаточные средства авторизации доступа к данным системы, к конфигурации, на основании настраиваемых привилегий. Все изменения в конфигурации системы фиксируются на сервере системы со временем изменения и лица, сделавшего изменения. Обеспечивается возможность возврата к предыдущей конфигурации без потери информации и архивных данных.

7. Функция синхронизации времени

Система обеспечивает единое время во всех частях систeмы. Обеспечена вазможность автоматической или ручной корректировки системного времени, как на всех контролируемых пунктах одновременно (например, переход на летнее время), так и на каждом в отдельности, для счетчиков имеющих такую возможность.

При возникновении нештатных ситуаций диспетчеру выводятся сообщения с указанием времени, места, вида и причины возникновения нарушения функционирования системы. На уровне контролируемого пункта самодиагностику проходят все субблоки контроллера и связь. При неисправности в журнал записывается код ошибки.

ункции АСУ ТП довольно обширны и зависят от конкретного объекта автоматизации. Однако все эти функции принято делить на три категории: информационные, управляющие и вспомогательные функции АСУ ТП.

К информационным относят функции, главным содержанием которых является сбор, предварительная обработка, хранение, передача и представление информации пользователям в удобном для них виде. Пользователями могут быть люди, а также различные функциональные задачи.

В состав типовых информационных функций АСУ ТП входят:

· сбор информации о технологических параметрах и состоянии оборудования;

· фильтрация входных сигналов от высокочастотных помех измерения;

· пересчет сигналов в физические величины;

· контроль технологических параметров на физическую достоверность, на соответствие технологическому регламенту, на достижение аварийных границ;

· косвенные измерения параметров (получение оценки технологического параметра, который непосредственно не измеряются, в результате математической обработки измеряемых сигналов, функционально связанных с этим параметром). Примером косвенных измерений является оценка концентрации серной кислоты по результатам измерения её плотности и температуры;

· оценка состояния оборудования;

· ручной ввод информации в систему с использованием пульта оператора или клавиатуры;

· обмен информацией между вычислительными средствами АСУ ТП (контроллеры, станции распределенной периферии, рабочие и инженерные станции, серверы);

· формирование и выдача сигналов световой и звуковой сигнализаций;

· визуализация информации в удобном для оперативного персонала виде;

· архивирование информации о ходе технологического процесса, о нарушениях технологического регламента, о возникновении аварийных ситуаций;

· ведение базы данных реального времени;

· подсчет технико-экономических показателей производства;

· прогнозирование аварийных ситуаций (например, формируется сообщение: «Температура подшипника растет, через 15 минут будет достигнут максимально допустимый уровень»);

· обмен данными со смежными и вышестоящими системами управления;

· формирование сменных и суточных отчетов.

К управляющим функциям АСУ ТП относятся функции, результатами которых является выработка и реализация управляющих воздействий на объект управления.

Типовыми управляющими функциями АСУ ТП являются:

· определение и реализация оптимального режима функционирования каждого из технологических агрегатов;

· стабилизация технологических параметров (давлений, температур, уровней);

· программное управление изменением технологических параметров (реализация заданного графика изменения температуры в печи);

· поддержание определенного соотношения между параметрами (например, соотношение газ/воздух на горелке, соотношение руда/вода в мельнице мокрого самоизмельчения);

· логическое управление оборудованием (например, при достижении заданного уровня воды в емкости № 1, выключить насос № 1, включить нагреватель емкости № 1, проверить уровень в емкости № 2, если он ниже нормы, включить насос № 2);

· пуск и останов отдельных агрегатов и технологической линии в целом;

· аварийное отключение (например, отсечка подачи газа на горелку при снижении давления в газовой магистрали, продувка камеры сгорания воздухом);

· выдача оператору рекомендаций по управлению процессом (например, «Рекомендуется снизить подачу руды в мельницу на 25 т/час из-за угрозы завала»).

Вспомогательные функции АСУ ТП состоят в контроле функционирования технических и программных средств самой системы автоматизации. Контроллеры, станции распределенной периферии, панели оператора, инженерные станции, SCADA системы имеют в своем составе развитые средства диагностики.

Главное преимущество ГИС перед другими информационными технологиями заключено в наборе средств создания и объединения баз данных с возможностями их географического анализа и наглядной визуализации в виде различных карт, графиков, диаграмм, прямой привязке друг к другу всех атрибутивных и графических данных. ГИС используется в разных областях бизнеса: для анализа и отслеживания текущего состояния и тенденций изменения сегментов рынка; при планировании деловой активности; для оптимального по разным критериям выбора местоположения новых филиалов фирмы или банка, торговых точек, складов, производственных мощностей; с целью поддержки принятия решений; для выбора кратчайших или наиболее безопасных маршрутов перевозок и путей распределения продукции; в процессе анализа риска материальных вложений и урегулирования разногласий; для демографических исследований, определения привязанного к территории спроса на продукцию; при создании и географической привязке баз данных о земле-и домовладении.

С ГИС Вы можете достичь значительно большего, чем просто отобразить ваши данные на карте. ГИС объединяет средства обычных пакетов картографического отображения, функции тематического представления информации на основе привязки табличных данных к адресам и улицам, возможности анализа географических местоположений с учетом дополнительной информации по находящимся в этих местах объектам. Эта технология связывает воедино инструменты графического отображения, работу с электронными таблицами, базами и хранилищами данных. Функции пространственного анализа позволяют, например, с помощью ГИС решить, где следует открыть новый магазин или отделение банка, основываясь на новых демографических данных и планах развития города. Вы можете сразу получить нужную информацию об объекте, щелкнув на нем на электронной карте, либо создать и отобразить карту на основе информации, выбранной в базе данных. Причем связь карты с данными динамическая. Созданные вами карты не привязаны к отдельному моменту времени. В любой момент Вы можете обновить информацию, привязанную к карте, и внесенные изменения автоматически отразятся на карте. И для этого не нужно специальной подготовки.

Теперь ГИС, больше чем когда-либо, означает реальный бизнес. Ее внедрение приносит доход и, порой, немалый. Многонациональные корпорации и малые предприятия, магазины и больницы, риэлтерские фирмы и транспортные предприятия, страховые общества и предприятия энергетического комплекса, телефонные и телекоммуникационные фирмы - самые разные компании все чаще используют возможности географического анализа для решения свои деловых задач. За счет этого они получают преимущество в конкурентной борьбе, так как быстрее находят оптимальные решения, выявляют новые рынки и новые перспективные области сбыта своих товаров и услуг, лучше обслуживают заказчиков, точнее направляют рекламные компании, лучше контролируют и оптимально перераспределяют материальные и финансовые ресурсы.

Информационно-управляющая система (ИУС) — цифровая система контроля или управления некоторым реальным объектом.

Универсальными вычислительными системами (ВС) решаются задачи, не связанные с необходимостью принятия решения в реальном времени (расчет, моделирование, офисные задачи). Все остальные задачи попадают в область ИУС. Хотя разделение задач достаточно условно, ИУС, решающие разные задачи, имеют четко выраженную специфику.

· работа в реальном масштабе времени;

· специфические требования по надежности и безопасности функционирования;

· эксплуатационные и инструментальные особенности;

· непрерывный режим функционирования;

· оператор часто отсутствует;

· нештатные ситуации должны корректно разрешаться самой ВС;

· специфические требования к проектированию и отладке.

 

 

Контроль параметров объектов (устройств) должна обеспечивать надежная измерительная система. Различные информационно-измери­тель­ные системы (ИИС) промышленной автоматики представляют собой законченные программно-аппаратные решения, значительно отличающиеся по своим параметрам и сферам применения. Основой их построения являются проводные шины, связывающие различные датчики и исполнительные механизмы. Внедрение беспроводных технологий на уровне промышленных сетей позволяет получить значительный экономический эффект от сокращения расходов на кабельное и вспомогательное оборудование, от уменьшения трудозатрат на монтаж оборудования, на прокладку самой кабельной сети.

Измерительная система – совокупность определенным образом соединенных между собой средств измерений и других технических устройств, реализующая процесс измерений и обеспечивающая автоматическое или автоматизированное получение данных об изменяющихся во времени и распределенных в пространстве физических величинах, характеризующих определенные свойства или состояния объекта измерений. В зависимости от назначения измерительные системы разделяют на информационные, контролирующие, управляющие и смешанные.

Информационно-измерительные системы выполняют следующие функции:

- получение исходной информации в результате взаимодействия первичных измерительных преобразователей (сенсоров) с объектом измерений;

- преобразование измерительной информации с заданной и гарантированной точностью;

- сопоставление информационных сигналов с размерами общепринятых единиц, оценку значений измеряемых величин.

Каждому конкретному виду ИИС присущи многочисленные особенности, определяемые узким назначением систем и их технологически конструктивным исполнением. В силу многообразия видов ИИС до настоящего времени не существует общепринятой классификации. Наиболее распространенной является классификация ИИС по функциональному назначению. В зависимости от выполняемых функций ИИС реализуются в виде измерительных систем (ИС), систем автоматического контроля (САК), технической диагностики (СТД), распознавания образов (СРО). По характеру взаимодействия с объектом исследования и обмена информацией между ними ИИС могут быть разделены на активные и пассивные. Пассивные системы только воспринимают информацию от объекта, а активные, действуя на объект через устройство внешних воздействий, позволяют автоматически и наиболее полно за короткое время изучить его поведение. В зависимости от характера обмена информацией между объектами и активными ИИС различают системы без обратной связи и с обратной связью по воздействию.

Измерительные системы используются для различного рода комплексных исследований, в том числе научного характера. Цель создания таких систем заключается в получении максимального количества достоверной измерительной информации об объекте для составления алгоритмического описания его поведения.

Системы автоматического контроля предназначены для конт­роля технологических процессов, при этом характер поведения и параметры их известны. Эти системы осуществляют контроль соотношения между текущим состоянием объекта и установленной «нормой поведения» по известной математической модели. По результатам обработки полученной информации выдается суждение о состоянии объектов конт­роля. Таким образом, задачей САК является отнесение объекта к одному из возможных качественных состояний, а не получение только количественной информации о нем, что характерно для ИС.

В системах технической диагностики выполняемые измерения составляют базу для логической процедуры диагноза. Цель диагностики – определение класса состояний, к которому принадлежит состояние обследуемого объекта. В СТД преимущественно применяются косвенные методы измерения и контроля. В отличие от ИС и САК системы технической диагностики имеет иную организацию элементов структуры и другой набор используемых во входных цепях устройств и преобразователей информации. В СТД определение состояния объекта осуществляется программными средствами диагностики.

Системы распознавания образов (СРО) предназначены для определения степени соответствия между исследуемым объектом и эталонным образом. Эти системы осуществляют распознавание образов через количественное описание признаков, характеризующих объект исследования. Процесс распознавания реализуется комбинацией устройств обработки и сравнения обработанного изображения с эталонным образом, находящимся в устройстве памяти. Распознавание осуществляется по определенному, заранее выбранному, решающему правилу.

Интеллектуальная информационная система (ИИС) - комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для реализации основной задачи – осуществления поддержки деятельности человека и поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке.[1] ИИС являются разновидностью интеллектуальной системы, а также одним из видовинформационных систем.

Функции ИИС

· Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для экспертных систем. Под интерпретацией понимается процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.

· Диагностика. Под диагностикой понимается процесс соотношения объекта с некоторым классом объектов и/или обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность — это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. Важной спецификой является здесь необходимость понимания функциональной структуры («анатомии») диагностирующей системы.

· Мониторинг. Основная задача мониторинга — непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы — «пропуск» тревожной ситуации и инверсная задача «ложного» срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимость учёта временного контекста.

· Проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определёнными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов—чертёж, пояснительная записка и т.д. Основные проблемы здесь — получение чёткого структурного описания знаний об объекте и проблема «следа». Для организации эффективного проектирования и в ещё большей степени перепроектирования необходимо формировать не только сами проектные решения, но и мотивы их принятия. Таким образом, в задачах проектирования тесно связываются два основных процесса, выполняемых в рамках соответствующей ЭС: процесс вывода решения и процесс объяснения.

· Прогнозирование. Прогнозирование позволяет предсказывать последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций. В прогнозирующей системе обычно используется параметрическая динамическая модель, в которой значения параметров «подгоняются» под заданную ситуацию. Выводимые из этой модели следствия составляют основу для прогнозов с вероятностными оценками.

· Планирование. Под планированием понимается нахождение планов действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности.

· Обучение. Под обучением понимается использование компьютера для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом «ученике» и его характерных ошибках, затем в работе они способны диагностировать слабости в познаниях обучаемых и находить соответствующие средства для их ликвидации. Кроме того, они планируют акт общения с учеником в зависимости от успехов ученика с целью передачи знаний.

Нейронные сети не программируются в привычном смысле этого слова, они обучаются. Возможность обучения — одно из главных преимуществ нейронных сетей перед традиционными алгоритмами. Технически обучение заключается в нахождении коэффициентов связей между нейронами. В процессе обучения нейронная сеть способна выявлять сложные зависимости между входными данными и выходными, а также выполнять обобщение. Это значит, что, в случае успешного обучения, сеть сможет вернуть верный результат на основании данных, которые отсутствовали в обучающей выборке.

· Управление. Под управлением понимается функция организованной системы, поддерживающая определенный режим деятельности. Такого рода ЭС осуществляют управление поведением сложных систем в соответствии с заданными спецификациями.

· Поддержка принятия решений. Поддержка принятия решения — это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимой информацией и рекомендациями, облегчающие процесс принятия решения. Эти ЭС помогают специалистам выбрать и/или сформировать нужную альтернативу среди множества выборов при принятии ответственных решений.

В общем случае все системы, основанные на знаниях, можно подразделить на системы, решающие задачи анализа, и на системы, решающие задачи синтеза. Основное отличие задач анализа от задач синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально не ограничено и строится из решений компонент или под-проблем. Задачами анализа являются: интерпретация данных, диагностика, поддержка принятия решения; к задачам синтеза относятся проектирование, планирование, управление. Комбинированные: обучение, мониторинг, прогнозирование.

Назначение, структурное построение и конкретные функ­ции информационно-поисковых языков могут стать понятны­ми при анализе устройства и функционирования сложных си­стем, в рамках которых они создаются. Речь идет об инфор­мационно-поисковых системах (ИПС).

Назначение ИПС — отыскивать информацию — явствует уже из их названия. Обычно ИПС является главной частью системы информационного обслуживания (или обеспече­ния) — сокращенно ИСО — или какой-либо системы управ­ления.- Примерами систем информационного обслуживания являются: система АСИНИТ Всесоюзного научно-техниче­ского центра (ВНТИЦ) Государственного комитета СССР по науке и технике; система АССИСТЕНТ Всесоюзного ин­ститута научной и технической информации (ВИНИТИ) ГКНТ и АН СССР, научно-технические библиотеки [22; 23; 59; 76].

Примером систем информационного обеспечения нужд уп­равления в области стандартизации является автоматизиро­ванная информационно-управляющая система (АИУС) Гос­стандарта и входящая в ее состав автоматизированная систе­ма научно-технической информации по нормативно-техниче­ской документации (АСНТИ по НТД) [25; 26].

В зависимости от характера информация, которая требу­ется абонентам систем информационного обслуживания, помещается в фонды и поисковые массивы ИПС. Последние разделяются на два основных класса: документальные (или документографические) и фактографические.

В документальных ИПС производится обработка доку­ментальных материалов с целью создания их формализован­ного описания, включающего в число прочих сведений поис­ковый образ документа (ПОД). Кроме того, в них получают формализованные описания запросы абонентов системы информационного обслуживания, называемые поисковыми предписаниями (ПП). На основе сравнения поисковых обра­зов документов с поисковыми предписаниями документаль­ная ИПС выдает абонентам документы, первоначально поме­щенные в ее фонд.

В фактографических ИПС имеет место более сложный процесс работы. Первоначально документальные материалы анализируются с целью отбора нужных сведений (или фак­тов). Отобранные сведения образуют особый фонд. Каждый факт получает в нем свое индивидуальное формализованное описание или поисковый образ [1; 2; 76]. Там же производят формализованное описание информационных запросов або­нентов, в результате чего получают поисковые предписания. После сравнения поисковых образов фактов с поисковыми предписаниями фактографическая ИПС выдает абонентам непосредственно факты, а не информационные документы, из которых эти факты были взяты.

Естественно, на практике часто встречаются комбиниро­ванные, смешанные ИПС документально-фактографического типа. Для таких ИПС характерно создание поисковых обра­зов документов. В дополнение к ним в состав формализован­ного описания документов включаются и некоторые (не все) фактографические данные, как правило, стереотипно повто­ряющегося характера для всех документов, попадающих в фонд ИПС. При сравнении формализованных описаний доку­ментов и некоторых фактографических данных с поисковыми предписаниями абоненты в зависимости от их потребностей получают из смешанной документально-фактографической ИПС либо документы, первоначально помещенные в фонд, либо факты из числа тех, которые получили индивидуальное описание.

Сопоставление документальных и фактографических ИПС друг с другом не может и не должно привести к заключению о том, какой тип из них предпочтительней. Лишь конкрет­ный, а не абстрактный анализ возможностей ИПС обоих ти­пов в сочетании с анализом требований абонентов и учетом имеющихся в распоряжении ИПС материальных и интеллек­туальных ресурсов может обеспечить правильный выбор в каждом конкретном случае.

Следует отметить (об этом будет подробно рассказано в соответствующих главах), что на практике создание доку­ментальных ИПС, как правило, предшествует созданию чи­сто фактографических систем, для реализации которых тре­буются существенно большие затраты средств и более высо­кая профессиональная и информационная квалификация персонала.

В качестве разумного компромисса, в рамках которого осуществляется полноценный поиск документальной инфор­мации и частичный поиск фактов определенного характера, широкое распространение на практике получили именно сме­шанные документально-фактографические системы. В них основной акцент делается на обеспечение выдачи докумен­тов, а в меньшей степени — на обеспечение выдачи фактов. Это не означает, что фактография в ИПС смешанного типа является неполноценной.

Будучи не всеобщей и не полной, она, тем не менее, явля­ется вполне достаточной основой для успешного решения ряда задач различных систем управления и позволяет систе­матически проводить статистическую обработку фактографи­ческих данных, характеризующих вводимые документы. Именно к этому типу ИПС относится и поисковая система АСНТИ по НТД, входящая в состав АИУС Госстандарта.

Анализ требований к ИПС со стороны системы управле­ния стандартизацией, а также запросов, предъявляемых або­нентами, показывает, что функции информационно-поисковой системы по нормативно-технической документации сводятся к следующим трем [65]:

обеспечивать тематический поиск нормативно-технических документов;

обеспечивать фактографический поиск, в частности, иден­тификацию учетно-регистрационных и библиографических данных, относящихся к НТД;

обеспечивать в результате поиска на основе ссылочных данных комплектование нормативно-технических документов, регламентирующих качество какого-либо объекта стандарти­зации и его составных частей.

Рассмотрим подробнее эти функции.

Тематический поиск, означает отыскание неизвестных або­ненту конкретных нормативно-технических документов, когда абонент в состоянии назвать лишь тематику искомых доку­ментов, т. е. одну или несколько тем. Это наиболее трудно выполнимая функция документальной ИПС, так как успех (или неуспех) поиска зависит от целого ряда факторов, мно­гие из которых недетерминированы и потому не всегда с должной определенностью и однозначностью вводятся в по­исковую систему.

Информационно-аналитическая система представляет собой сбор, обработку, анализ и оценку информации в целях повышения эффективности деятельности, включает в себя все действия по оперированию информацией. Эта функция выделяется в соответствии с общепризнанными классификационными признаками.

Важность действий субъекта управления по работе с информацией неоспорима, так как операции с информацией носят не только и не столько технический, рутинный характер, сколько требуют творческого подхода. Потому управленческие действия, составляющие названную функцию, относительно обособлены в процессе управления. Кроме того, эти действия однородны, так как сбор, обработка, анализ и оценка связаны единым предметом - информацией - и направлены на достижение одной цели - создание условий для реализации остальных функций управления. Эти управленческие действия, являясь атрибутом каждой стадии любого управленческого цикла, характеризуются стабильностью.

Рассматриваемая функция выражает природу управления, так как целенаправленное организующее воздействие основывается на информации и ее оценке. В числе других функций она как бы пронизывает стадии процесса управления. На основании этого было бы некорректно рассматривать ее в виде стадии или даже этапа одной из стадий процесса. Такая недооценка роли информации и работы с ней неизбежно приведет к негативным последствиям в практической деятельности по управлению: субъект управления в своей деятельности постоянно использует информацию. Последняя после соответствующей обработки служит основой для последующих управленческих действий на всех этапах его деятельности.

Осуществление информационно-аналитической функции заключается в создании системы сбора необходимой информации, а также проведении эмпирического исследования, в процессе которого информация анализируется и на этой основе оценивается сложившаяся ситуация. Инструментарий эмпирического исследования составляют логические методы и статистика. Управленческая деятельность по реализации информационно-аналитической функции - это не просто определенный набор технических операций, а стройная система процедур, осуществляемых субъектом управления, как руководителем, так и специально созданным в этих целях аппаратом.

Основная цель системы информационного обеспечения субъекта управления - снабжение достоверной своевременной информацией, оптимальной по объему. Если первые две характеристики управленческой информации могут быть описаны определенными призна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: