Под сенью студии музейной




/Работа Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника по сохранению и развитию традиционных видов народного искусства/

 

Народное искусство и художественные ремесла вологодского края имеют древние корни и заслуженно привлекают внимание. Этот огромный пласт культуры до конца еще не изучен и не исследован. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник уделяет большое внимание сохранению историко-культурного наследия, восстановлению и развитию многих видов традиционных ремесел края. Одной из форм деятельности музея в этом направлении стала организация студии «Вологодские росписи».

Организована студия в 1980 г. по рекомендации Министерства культуры РСФСР.
При организации студии в Вологде учитывался опыт работы литовской народной студии традиционных ремесел «Бауска», которая к тому времени уже более 20 лет работала при краеведческом музее города Бауска. Для изучения специфики работы музейной студии в Прибалтику была направлена Л.М. Харлапенкова, старший научный сотрудник отдела древнерусского и народного искусства Вологодского областного краеведческого музея1, которая и стала первым куратором новой музейной студии.

Образование студии при Вологодском музее было обусловлено рядом причин. Во-первых, в фондах музея к тому времени был накоплен огромный материал по истории развития многих традиционных видов народного искусства Русского Севера. Этнографические же предметы являются прекрасным источником для углубленного изучения, они характеризуют быт и культуру народа, подчеркивают своеобразие и самобытность края, поэтому при работе с подлинниками быстрее и качественнее проходит процесс обучения. Во-вторых, в 1980-е гг. в Москве активно работал Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП), специалисты которого создавали и внедряли в производство на художественных предприятиях страны новые изделия, они также изучали древние технологии многих, не исследованных ранее, традиционных видов ремесел, существовавших в различных локальных центрах, разрабатывали рекомендации к восстановлению их на местах.
В-третьих, правительственные постановления2 по развитию художественных промыслов и государственная инвестиционная политика стимулировала строительство специализированных корпусов для развития в стране художественного традиционного творчества. Новые помещения оснащались оборудованием, расширялись производственные мощности, расширялся и штат сотрудников, требовались опытные специалисты, знающие народную культуру края, владеющие тем или иным видом традиционного искусства. Однако многие молодые мастера в то время остро нуждались как в методической помощи,
так и в образовательных программах по народной культуре. Музейная студия
с момента ее создания призвана была выполнить определенную функцию - стать базой для изучения народной культуры, своеобразным обучающим
и методическим центром для многих поколений мастеров.

В организации студии и разработке программ обучения большую помощь оказали сотрудники НИИХП, в частности кандидат искусствоведения В.М. Вишневская. Она посоветовала сотрудникам музея сначала обратиться к богатейшему разнообразию народных росписей, бытовавших на вологодской земле в к. XIX - н. XX в. и ввести в план обучения в студии, прежде всего, «глубоковскую» роспись, исследовать ее и разработать методику письма, так как Вологодский завод опытных и художественных изделий (далее ОХИ и ВОХИЗ) под кураторством специалистов института занимался в то время выпуском продукции, украшенной этими традиционными росписями. Именно В.М. Вишневская ввела в научный оборот термин «глубоковская роспись», описывая и характеризуя графические декоративные многослойные росписи, бытовавшие в Вельском уезде Вологодской губернии в к. XIX - н. XX в. Вероника Михайловна была участницей многих экспедиций по обследованию территорий Русского Севера и опубликовала ряд статей о своеобразных росписях, отметив, что местные жители на расспросы о росписях на прялках говорили, что они созданы мастерами из деревни Глубоковка. И действительно, побывав в Понаволоцком сельсовете Вельского района, экспедиция НИИХП (а позднее и ВОКМ) выявила куст деревень в районе деревни Глубоковка3, где были еще живы старые мастера росписи.

В Вологодском крае бытовало много видов росписи по дереву, что и подтверждают фондовые коллекции музея. В помощь работе студии сотрудники отдела провели классификацию и описание расписных предметов, целенаправленно обследовали многие локальные центры и значительно пополнили музейное собрание расписного дерева. Результатом этой работы явилась организация выставки «Вологодские росписи», представляющая многообразие видов росписей Русского Севера и ярко демонстрирующая красочный эмоциональный строй местных ремесленных центров. Название выставки стало и названием студии. Необходимо отметить, что в то время в стране шло активное переосмысление понятия «культурная среда музея» и организация студии по восстановлению местных видов художественного ремесла была «новым словом» в музейном деле.

Первыми студийцами стали художники и мастера завода ОХИ - Т.Б. Абрамова, С.В. Чернявская, Г.Н. Травникова, Н.Н. Барынцева, М.Н. Стриленко и др. Но прежде, чем гостеприимно распахнулись двери музейной студии, была проделана кропотливая работа по со­зданию методических учебных пособий, сделаны прописи элементов росписи. В совместном творчестве искусствоведов и художников была изучена технология росписи, ее стилистические особенности. Важным моментом обучения был отмечен этап копирования подлинников, который лег в основу изучения и других видов народного искусства.

Успешная работа музейной студии послужила поводом для проведения на ее базе специалистами НИИХП - В.М. Вишневской, З.А. Архиповой и В.И. Плетневым - научно-творческого семинара для мастеров Вологодского завода ОХИ и для преподавателей Вологодской детской художественной школы (далее ДХШ). Молодой педагог ДХШ Н.В. Охлопкова, окончив музейную студию, разработала и ввела в программу обучения ДХШ курс по освоению местных видов росписей по дереву. В то время это было новаторством, так как в программы по изучению традиционной росписи входило знакомство и освоение в основном хохломских, полхов-майдановских и городецких росписей.

В 1982 г. в музейной студии была введена двухлетняя программа обучения, началась работа по освоению свободно-кистевых росписей Верховажья, Харовска, Вожеги, Тотьмы. Только благодаря деятельности музейной студии появились произведения с давно забытыми росписями: «шекенинская золоченка», гаютинская и кичменгско-городецкая. Восстановленные методики письма пытались сразу внедрить на художественных предприятиях города. Популярность музейной студии росла год от года, и во второй половине 1980-х гг. студия переживала настоящий бум. Ежегодные отчетные выставки студийных работ давали посетителям представление и о широком спектре профессий студийцев и еще больше привлекали в студию желающих4. В этот период музейная студия выполняла большую и важную миссию - через генную память потомков вернуть к жизни давно забытые виды художественного ремесла. Расширяя возможности музейной студии, с 1992 г. научные сотрудники отдела народного и декоративно-прикладного искусства приступили к разработке программ по освоению традиционных видов вышивки. Обучение в студии вели профессиональные художники (Т.А. Петухова - вышивка, Н.В. Путилова (Охлопкова), В.А. Добрынинская и Т.В. Горбатова - роспись по дереву). Теоретической подготовкой занимались сотрудники музея.

В истории студии был период, когда от нее требовали ускоренного процесса обучения ремеслу. Это было связано с начавшимися экономическими преобразованиями в стране, когда сотни тысяч людей оказались без работы. В это время в студию приходили люди с одной только целью: как можно быстрее научиться ремеслу, поэтому педагоги, обучив нескольким традиционным элементам и мотивам, разрабатывали нехитрые орнаментальные схемы и большее внимание уделяли развитию способностей варьирования узоров и чистоте исполнения мотивов. Необходимо отметить, что со временем, решив свои финансовые проблемы, многие вновь возвращались в студию «доучиваться».

В сложных экономических условиях сегодняшнего времени, когда в результате приватизации прекратили свое существование или перепрофилировались многие художественные предприятия области5, нависла реальная угроза исчезновения многих известных видов народного искусства. Условия рыночной экономики привели к размыванию существующих традиций, созданию изделий на художественных производствах ничего общего не имеющих
с северным традиционным искусством. Резко снизился и художественный уровень изделий. Незнание народной традиционной культуры или неприятие ее привели к возникновению множества субкультур и лавины низкопробной продукции. В сложившихся условиях роль музейной студни в деле сохранения традиционной культуры края неизмеримо возросла, активизировалась ее деятельность, расширилось количество групп, были вновь пересмотрены программы обучения. Особое внимание стало уделяться подготовке специалистов, прекрасно владеющих ремеслом в русле канонического искусства, специалистов, способных стать наставниками, а значит и носителями традиций. В настоящее время в студии «Вологодские росписи» занимается 8 студийных групп, преподавание в них кроме музейных сотрудников ведут народные мастера и заслуженные учителя, разработавшие свои индивидуальные программы. Обширные музейные коллекции активно используются в учебном процессе, что является действенным средством в познании народного быта, его традиций.

В студиях «Роспись по дереву» изучаются и осваиваются студийцами различные виды северной росписи: глубоковская, пермогорская, уфтюгская и устюжская, гаютинская, а также свободно-кистевые кирилловские, харовские, верховажские, грязовецкие, кичменгско-городецкие и росписи Междуречья. Одна из трех групп росписи состоит из выпускников студии и занимается изучением лубочной картинки, обучение в этой студии проводит талантливый педагог и художник В.А. Добрынинская.

В студии «Традиционная вышивка» одним из главных направлений является восстановление различных видов вышивок, бытовавших на вологодской земле. Необходимо отметить, что Вологодская строчевышивальная фабрика, где в 1980-90-е гг. развивали искусство традиционной вышивки, к сожалению, сегодня не занимается этим. В музейной студии изучаются такие виды вышивок, как «вологодское стекло», «шов по письму», «роспись», «цветной тамбур», осваиваются техники строчевых вышивок и древних швов «набор».

Студия «Лоскутная пластика. Традиционная кукла». Красочный лоскутный узор на предметах крестьянского быта, как и яркие цветоносные росписи, являлся неотъемлемой частью интерьера северорусской избы. Традиционными были лоскутные одеяла, подушки, занавесы, разделяющие части избы, детские куклы. Этот вид народного творчества был распространен повсеместно. Организация студии лоскутной пластики и традиционной тряпичной куклы была вызвана необходимостью изучить и более активно экспонировать музейную коллекцию, а также проявившимся интересом к лоскутной технике в последнее время. Это одна из самых посещаемых студийных групп.

Студия «Ивоплетение. Берестоплетение». Фонды музея обладают обширными коллекциями ивовых и берестяных изделий. Этот природный материал, прочный, практичный и красивый, охотно используется мастерами в изготовлении современных предметов быта и мебели. Слушатели осваивают процесс во всех деталях, начиная от самостоятельной заготовки и обработки ивы и бересты и заканчивая изготовлением предметов. Успеху студия ивоплетения и берестоплетения во многом обязана бессменному мастеру- педагогу И.П. Галаевой.

Более пятнадцати лет в структуру студии «Вологодские росписи» входит и студия вязания (Школа вязания «Ариадна»). Она создавалась как семейная. В этой группе всегда особая аура. Вязание крючком было широко распространенным видом женского рукоделия на Русском Севере, о чем свидетельствуют музейные коллекции предметов XIX - н. XX в. (концы праздничных полотенец и подолы женских рубах украшались наряду с узорным ткачеством и вышивкой плетеным и вязаным кружевом). В студии изучаются и осваиваются традиционные орнаменты и приемы и на основе их создаются современные изделия.

Еще одна студия «Декоративное оформление предметов» возникла из желания студийцев, освоивших несколько видов традиционного творчества. На занятиях учащиеся знакомятся с основами оформления интерьера, правилами пространственной композиции. При изготовлении изделий используется в основном текстиль, природные материалы и отработанные традиционные технологии. Эту студию можно назвать досуговой, так как в ней большее внимание уделяется психологической разгрузке и созданию положительных эмоций.

Обучающие студийные программы всех групп обязательно включают работу с богатыми фондовыми коллекциями музея, занятия групп зачастую проводятся на выставках и в экспозициях или даже непосредственно в фондах (дипозитариях). При проведении занятий в студийных группах используются разнообразные формы. Разработана методика обучения народной культуре через обряды и народные календарные праздники, организуются творческие встречи с лучшими мастерами области. В последнее время массовый характер приобретает проведение мастер- классов. Зачастую такая форма обучения предполагает и организацию выставки педагога-мастера, которого приглашают для занятий со студийцами.

Студия «Вологодские росписи» является гордостью музея-заповедника, так как подобные структуры, функционирующие в структуре музеев, до сих пор пока еще явление редкое. За четверть века своего существования студия практически стала одним из подразделений музея, ее деятельность способствует активизации социокультурного музейного пространства. Совместно с сотрудниками художественного отдела, а в последнее время и самостоятельно, студийцы участвуют в историко-этнографических экспедициях. Очень часто их помощь требуется в создании копий с тех предметов, которых нельзя приобрести в музей (росписи интерьеров крестьянских изб, предметы, особо чтимые и хранимые в семьях). В обучающем процессе такой копийный материал дополняет музейные подлинники, а зачастую он является единственным свидетельством утраченного со временем предмета (например, слом дома и уничтожение расписного интерьера).

Коллекций одного музея при углубленном изучении традиционной культуры
и восстановлению того или иного вида народного искусства, имеющим местное своеобразие, бывает зачастую недостаточно, поэтому в студийную практику вошло самостоятельное знакомство с различными коллекциями других музеев. Сделано много копий и прорисовок, которые дали дополнительный изобразительный материал, помогающий в освоении мастерства и сохранении местного своеобразия.

Одной из форм работы по сохранению и восстановлению традиционного ремесла является работа по реконструкции памятников культуры. Так, например, за период 2004-2005 гг. студийцы участвовали в создании расписного интерьера в памятнике XIX в., доме Жуковой, привезенном в Музей деревянного зодчества из Калининского сельсовета Тотемского района. Интерьер дома был расписан в традициях тотемской свободно-кистевой росписи.
К сожалению, встроенные конструкции дома с росписями не сохранились, поэтому на Ученом совете музея было решено реконструировать интерьер. Задача была «живой рукой» художника попасть в стиль старинной росписи мастера. Прежде всего, группа студийцев изучила фонды расписного дерева в Тотемском музее, сделали прорисовки узоров со многих экспонатов и из существующих разновидностей тотемских росписей, выявили стилевые особенности локального центра, откуда был привезен дом, сделали более детальные съемки, разработали и представили эскизы росписей для интерьера музейного памятника, которые и были одобрены. Итогом работы явился законченный характер интерьера севернорусской избы, где музейные сотрудники проводят многие интерактивные мероприятия.

Сохранению традиционных основ народного искусства способствует активная выставочная деятельность музейной студии. Молодые мастера, окончившие музейную студию, становятся участниками многих больших Всероссийских выставок6, что служит делу сохранения национальной культуры и ее популяризации. Последняя выезда целью своей ставит помощь в развитии проекта «Великий Устюг — родина деда Мороза» и наполнение рынка сувенирной продукцией, изготовленной в местных традициях. Как правило, на таких выставках-ярмарках музей показывает свои художественные и этнографические коллекции, а в экспозиции музейных выставок студийцы знакомят посетителей со своими изделиями, выполненными в традициях старых мастеров, демонстрируют процесс изготовления изделий. Такие глобальные мероприятия привлекают много посетителей. Как правило, после таких выставок в студию приходят люди, неравнодушные к народному искусству, люди, которые любят и ценят национальную культуру и хотят сохранить традиции прошлого.

Ежегодно в День Города музей проводит акцию «Аллея мастеров», к участию которой привлекает студийцев. Необходимо отметить, что студийные работы рядом с продукцией предприятий и индивидуалов отличаются соблюдением традиций. Они не привносят чуждых элементов, не смешивают разные стилевые направления, что свойственно даже художникам промысловых предприятий. Данные мероприятия пропагандирует также и деятельность музея, привлекая посетителей на выставки и в экспозиции, а также и на занятия в студию.

Успешная работа студии «Вологодские росписи» известна далеко за пределами области, Работы студийцев и сами мастера нередко участвуют и в проведении больших областных праздников таких, как «Дни Вологодской области» или Международные форумы7.

Как было отмечено выше, главной отличительной особенностью музейной студии с первых дней ее существования стало обучение различным видам ремесла на подлинных произведениях народного искусства. Музейный экспонат заключает в себе целую систему кодов, расшифровав которые студийцы открывают для себя «дверь» в бездонный океан народной мудрости, житейского опыта предшествующих поколений, постигают тайны мастерства. В окружении памятников народного искусства легче и быстрее происходит овладение мастерством. Кроме того, музейные экспонаты не «залеживаются» в запасниках,
а постоянно находятся в своеобразном экспонировании.

Возрождая лучшие национальные традиции, музейная студия воспитывает патриотические чувства любви и служения Отечеству через изучение и освоение культурного наследия страны. Всей своей деятельностью студия помогает сохранить историческую память народа. Она готовит мастеров, продолжающих национальные традиции в местах бытования промысла, оказывает методическую помощь районным центрам традиционной культуры, художественным школам и училищам. Многие преподаватели общеобразовательных школ, занимающихся по программе «Истоки», и мастера-педагоги художественных училищ повышают свою квалификацию, проходя дополнительное обучение в музейной студии.

Восстановленные через студию традиционные ремесла - это престиж и достижение Вологодского государственного музея-заповедника, это его большой вклад в дело сохранения и развития народного искусства.

Примечательно, что в Вологодской области более 60 человек носят звание «Мастер традиционных народных промыслов», и из них больше половины - выпускники студии «Вологодские росписи» или мастера, активно сотрудничающие с музеем-заповедником.

 

Примечания:

1. Вологодский областной краеведческий музей (ВОКМ) с 1989 г. получил статус Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (далее ВГМЗ).

2. Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», декабрь 1974 г.

3. Вишневская В.М. Глубоковские росписи // Народные основы художественных промыслов. - М. 1981.-С. 31-40.

Архив ВГМЗ Дело № 1474. Материалы экспедиции в Вельский район Архангельской области. 1988 г. Куст деревень: Хорошево, Заручевье, Озерская, Глубоковка, Заимки и др.
В последние годы этот вид росписи исследователи называют «важскими».

Мильчик М.И. Живописный декор дома Бураковой в селе Долматове и вопрос
о возникновении важской прялочной росписи //Важский край. История. Культура. - Вельск, 2002. -С. 102-110.

4. Глебова А.А. Приглашают «Вологодские росписи» // Красный Север. - 8.12.1985.

5. Обанкротился и был ликвидирован завод ВОХИЗ, на Вологодской строчевы- шивальной фабрике убрали экспериментальную лабораторию традиционной вышивки, перепрофилировано производство фабрики Красный Ткач (узорное ткачество), нависла угроза ликвидации фабрики «Великоустюгскиеузоры (ше- могодская резьба) и Вологодской кружевной фирмы «Снежинка».

6. Всероссийская 12-ая выставка-конкурс работ молодых мастеров народных художественных промыслов России «Молодые дарования», проходившая в Москве в 2004 - 2005 г. По итогам конкурса все участники студии (O.K. Гладышева, Е.А. Лабардина, Ю.В. Надежичева, С.В. Рябова, Даша Семенова) были удостоены дипломов лауреатов, благодарственных грамот, свидетельств, а также были внесены в каталог «Молодые дарования России». Высоко была оценена работа студии в целом.

7. В 2003 г. совместно с музейными экспонатами на выставке в Финляндии (Оулу) экспонировались и произведения студии, а летом 2005 г. во Франции (Канны) были представлены работы студийцев с традиционными северными вышивками, с росписью и изделия, плетенные из бересты. Преподаватели студии «Вологодские росписи» И.П. Галаева, О.В. Мингалева, O.K. Гладышева были приглашены для демонстрации своего искусства. Участвовала студия и в международных семинарах 2004-2005 гг., проходивших
на территории филиалов Вологодского музея-заповедника по обмену культурным опытом, (российско-нидерландский форум, российско-финляндский форум «Хранитель» 2005 г.). Преподаватели и слушатели студий знакомили зарубежных гостей с народной культурой и искусством Вологодского края и проводили мастер- классы для всех желающих.

 

Cтатья из сборника

Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы сохранения, изучения и использования: Материалы IX Каргопольской научной конференции / Науч. Ред. Н.И. Решетников, И.В. Онучина; Сост. Н.И. Тормосова – Каргополь, 2006. – 588с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: