Тема 3. Государственное регулирование цен.




1. Прямые и косвенные методы регулирования.

2. Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен.

3. Регулирование цен на продукцию естественной монополии.

1 вопрос. Прямые и косвенные методы регулирования. Государство в своей экономической деятельности имеет право проводить определённую политику в области цен и ценообразования. Государственное регулирование цен – совокупность мер, принимаемых правительством, в процессе учения в системе товарно-денежных открытий и направлено на обеспечение развития экономии, роста производства, повышения качества продукции, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Государственное регулирование цен рассматривается как одно из направленного макроэкономического регулирования экономики, особое значение которого проявляется по следующим направлениям:

1. Поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращения монополизации.

2. Борьба с инфляцией и установление стабильности цен.

3. Проведение социально-ориентированной ценовой политики.

4. Обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.

Государственное регулирование цен осуществляется с помощью сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен. Прямое регулирование цен означает административное вмешательство государственных органов в установление цен и определение правил ценообразования к таким методам относят следующее:

1. Общее замораживание цен или цен на отдельные товары. Применяется при высоких темпах роста, которые другими способами не удаётся погасить. Наиболее часто замораживают цены на жизненно необходимые товары и услуги для стабилизации уровня цен.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Применяется с целью предотвращения, возникновения и развития инфляции. Кроме того, фиксированные цены могут применяться при заключении государственных контрактов, причём их введению предшествует процедура определения прибыли, включение в цену и разрешение возможных хозяйственных споров. В этом случае цена обладает определённой степенью жесткости, а предприятие – изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, в то же время получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счёт экономии затрат.

3. Установление предела роста цены за определённый период или предельных цен, т.е. max уровень, выше которого цена не может подниматься. Такой метод используют в условиях дефицита, т. к. бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары вызывают у продавцов стремление увеличить объём получаемой прибыли без увеличения объёма реализации – это может привести к сокращению объёма производства к увеличению дефицита и как следствие, к дальнейшему росту цен.

4. Установление норматива рентабельности и предельного уровня рентабельности. Такой метод ограничивает прибыль от реализации единицы продукции, а значит стимулирование увеличения объёма производства и объёма реализации.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельный уровень снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на определённый перечень продукции. Как правило, это продукты I необходимости, медикаменты, детское питание и т.д. Местные органы власти, устанавливая предельный уровень сбытовых и торговых надбавок на соответственные территории определённый порядок их установления и применения.

6. Установление min уровень цены, ниже которой продукция не может быть реализована. Применяется, чтобы сырье и материалы не вывозились за рубеж по заниженным ценам.

7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может быть введено декларирование цен на отдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную продукцию обязаны представить в органы ценообразования декларацию об уровне цен для регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должны принять решение о регистрации цены, либо отказать в её регистрации, либо принять решение об обосновании изменения уровня цены. Часто такой метод применяют предприятия – монополисты.

8. Установление рекомендательных цен. При этом фактическая цена товара может превышать рекомендационный уровень, но прибыль от реализации товара по цене, превышающую рекомендованную облагается по повышенной ставке налога, т.е. прогрессивным налогом.

В соответствии с законом «О ценах, тарифах и ценообразовании» установлен перечень продукции с применением предельного уровня рентабельности, а также перечень продукции с предельным размером торговых надбавок. Перечень продукции с предельным уровнем рентабельности в сфере естественных монополий:

1. Услуги газоснабжения – 15%

2. Услуги по снабжению электроэнергии и тепловой энергии – 10%

3. Услуги по водоснабжению и канализации – 10%

4. Перевозка пассажиров электротр. – 15%

5. Услуги ж/д транспорта (перевозка грузов, пассажиров, багажа, почты) – 15%

Перечень продукции с предельным уровнем рентабельности, которая применяется к социально-значимым товаром при установлении на них фиксированных цен или предельных отпускных цен:

1. Мука для хлебопечения – 15%

2. Хлеб и хлебобулочные изделия:

а) батоны из муки высшего сорта – 20%

б) все остальные – 15%

3. Услуги телефонной сети – 20%

4. Работы по техническому обследованию и ремонту лифтов, расположенных в жилищном фонде и организации бюджетной сферы – 15%

5. Услуги почтовой связи – 5%

6. Услуги телеграфной связи – 15%

7. Услуги по содержанию жилищного фонда, включая капитальный ремонт – 10%

8. Найм гос. и муниц. S – 7%

9. Сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов – 15%

10. Услуги по перевозке пассажиров и багажа автотранспортного общего пользования на регулярных маршрутах – 25%

 

Перечень продукции с предельным уровнем рентабельности по социально значимым товарам:

1. Молоко, кисломолочные продукты, молочные смеси – 17%

2. Макаронные изделия – 17%

3. Крупы и бобовые – 17%

4. Консервная продукция для детского питания – 15%

5. Растительное и животное масло, в т.ч. маргарин – 17%

6. Яйцо куриное – 17%

7. Школьно-письменные принадлежности – 15%

8. Ритуальные услуги, за исключением изготовления памятников – 5%

9. Установка, наладка, ремонт приборов учёта расхода газа, электроэнергии, тепло энергии и воды, для населения – 10%, для ост. пореб. – 15%

Перечень продукции с предельным уровнем торговой надбавки. Для социально значимых товаров:

1. Хлеб и хлебобулочные изделия – 13%

2. Молоко, кисломолочный продукт, молочные смеси, в т.ч. детские – 16%

3. Макаронные изделия, крупы и бобовые – 16%

4. Консервная продукция для детского питания – 16%

5. Растительное и сливочное масло, включая маргарин – 16%

6. Школьно-письменные принадлежности – 16%

7. Яйцо куриное – 16%

8. Медико-фармацевтическая продукция, за исключением производителей, изготовителей и реализация изготовления на территории ПМР:

а) приобретения за счёт средств республиканского бюджета, фонда социального страхования по прямым контактам министерства здравоохранения – 0%;

б) согласно перечню жизненно важных и необходимым лекарственных средств, утверждённых министерством здравоохранения и социальной защиты – 11%, для формирования оптовой цены;

в) не вошедшие в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств, для формирования оптовой цены – 13%;

г) согласно перечню жизненно важных и необходимых лекарственных средств, для формирования розничной цены – 17%;

д) не вошедшие в перечень жизненно важных лекарственных средств, для формирования розничной цены – 22%;

 

Косвенное государственное регулирование цен означает регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на цену. Такое регулирование осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.

 

К методам косвенного регулирования относят следующее:

- установление налоговых ставок;

- установление налоговых дотаций и льгот;

- регулирование денежного обращения и кредита;

- регулирование валютного курса;

- установление экспортно-импортных таможенных пошлин;

- установление норм амортизации;

- государственные закупки и государственные инвестиции;

- регулирование государственных расходов и другие.

 

Проведение государством определённой политики в области цен и ценообразования, являющихся необходимым и целесообразным, но при допустимо большом вмешательстве государства в ценообразование, ослабевает действие рыночных механизмов и цена перестаёт оперативно изменяться в зависимости от изменения спроса и предложения. Это приводит либо к образованию дефицита, либо к затовариванию рынка товарами, не находящими спроса. Если же государство никак не учитывает в ценообразовании, они лишаются методов борьбы с монополизацией и инфляционными процессами.

 

В результате положение многих производителей и в целом рыночная ситуация становятся неустойчивыми. Согласно закону о ценах и ценообразовании, цены регулирует правительство и местные органы власти. Правительство регулирует цены на следующую продукцию:

1. Газ, кроме реализованного газа населению.

2. Продукция ядерно-топливного назначения.

3. Продукция оборонного назначения.

4. Драгоценные металлы и камни.

5. Операции по движению нефти.

6. Протезно-ортопедические изделия.

7. Перевозка грузов, пассажиров и багажа ж/д транспортом.

8. Услуги почтовой и электрической связи.

Муниципальные органы власти регулируют цены на следующую продукцию:

1. Газ, электроэнергия, тепло энергия, топливо для населения.

2. Перевозка пассажиров, багажа всеми видами общественного транспорта, городского и пригородного сообщества, за исключением ж/д.

3. Оплата населением жилья и коммуникационных услуг.

4. Услуги водоснабжения и канализации.

5. Ритуальные услуги.

6. Торговые надбавки к ценам на лекарства и продукты детского питания.

7. Наценки на продукцию общественного питания в образовательных учебных заведениях.

 

2 вопрос. Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен. Устанавливается на ответственность, если речь идёт о регулируемых ценах, т.е. установленных для обязательного применения. За нарушение применяются следующие санкции:

1. Изымается доход, полученный в результате ценового нарушения;

2. Взыскивается в бюджет штраф в размере до 100% полученного дохода.

3. Полученный в результате ценового нарушения излишняя сумма, а так же штраф, подлежат взысканию в бюджет в бесспорном порядке.

Нарушением государственным дисциплин цен считается:

1. Завышение предельных цен, регулируемых цен, предельного уровня рентабельности.

2. Нарушение фиксированных цен.

3. Завышение оптовых или отпускных цен.

4. Завышение или занижение цен на продукцию, предоставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям.

5. Включение в цену фактически невыполненных работ, либо выполненных не в полном объёме, учтённом в стоимости этих услуг.

6. Применение цен, согласованных на комплектованную продукцию при фактической поставке недоукомплектованной продукции.

7. Применение регулируемых цен предприятиями общественного питания, бытового обслуживания, коммуникационного хозяйства, уровня обслуживания, которые не соответствуют характеристикам, предусматривающих при установлении этих цен и тарифов.

8. Завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатках, в недостигнутых потребителями свойства, принятые при согласовании уровня цены. В этом случае должно быть заключение органов стандартизации.

9. Применение свободно оптовых или отпускных цен, несогласованных с потребителями в установленном порядке. Согласование цены фиксируется либо в протоколе согласования, либо в договоре на поставку продукции, которую подписывают руководители предприятия-изготовителя и предприятия-потребители. Согласование цены может быть и в других документах, подтверждающих согласие покупателя с ценами.

Например: телефонограмма, телефакс, компьютерный файл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: