Глава 2. Социальный бихевиоризм в российской социологии




 

Истоки бихевиоризма

 

Развитие в ХХ веке российского позитивизма и неопозитивизма привело к отпочкованию от него поведенческой науки. Проблемами инстинктов и поведения занимались в России социобиологи и социальные бихевиористы. Среди этих исследователей такие имена как: И. М. Сеченов, И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, К. М. Тахтарев, А. С. Звоницкая, П. А. Сорокин и др.

Истоки бихевиоризма заложены в начале XX в. в трудах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева.

Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849 -1936) открыл в начале XX в. тип научения, известный как классическое обусловливание. Он доказал, что посредством одновременного предъявления безусловного стимула (мяса) и условного стимула (звук камертона) можно сделать так, что условный стимул в конце концов будет вызывать реакцию (слюноотделение), вначале возникавшую только на безусловный стимул. Слюноотделение в ответ на звук камертона рассматривалось как условная реакция.

Основной идеей «павловского научения» было описание о том, что организм устанавливает связи между разными стимулами, в котором нейтральный стимул (звонок) сигнализирующий о безусловном стимуле, вызывает реакцию предшествующую безусловному стимулу (слюну). Безусловный стимул - стимул, который автоматически, естественным образом вызывает реакцию без ее специальной выработки. Безусловные рефлексы - врожденные рефлексы, например безусловный раздражитель, пища вызывает безусловный реакцию - слюноотделение. При сочетании безусловного стимула (пищи) с изначально нейтральным стимулом (звонком) у животного вырабатывается условный рефлекс, в данном случае слюноотделение в ответ на звонок.

С 1910 года В. М. Бехтерев также как и И. П. Павлов стал интересоваться вопросами рефлекторной природы человеческой психики. В своей книге «Основы общей рефлексологии» (1923) учёный доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению В. М. Бехтерева, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

В рамках рефлексологической теории В. М. Бехтерев утверждал, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения данной теории являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Рефлексологическая теория также выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.

Немало внимания В. М. Бехтерев уделял вопросам памяти. С целью выявления поставленных им перед собой целей он провёл ряд экспериментов со своими студентами. В первом опыте он предъявлял испытуемым на протяжении 10 секунд набор различных картинок. Затем они должны были вспомнить их детали, установить сходство и различие, выразить свое отношение к событиям на картинке. Во втором опыте студенты должны были вносить свои предложения по проекту памятника, оценить длительность временного интервала (1,5 секунды). При этом сначала учитывались показатели каждого испытуемого, а затем в дискуссии и голосовании предлагалось, чтобы испытуемые внесли дополнения и изменения в свои прежние показания. В результате экспериментов оказалось: в процессе группового обсуждения увеличивается объем знаний его участников, исправляются ошибки и неточности, смягчается отношение к проступку. В присутствии других людей человек способен выдержать более сильные раздражители (снижается болевой порог чувствительности).

В основу науки о поведении также были положены теоретические разработки И. М. Сеченова. Применив хорошо известное слово «рефлекс», учёный придал ему совершенно новый смысл: рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Слово «машина» было метафорой. Оно указывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы. Они должны быть без остаточно поняты из устройства и работы «машины - тела». При этом, он выделял три основных звена рефлекса: начальное звено - внешний толчок - раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг (второе звено), а оттуда отражается (слово «рефлекс» и означает «отражение») по другому нерву (центробежному) к мышцам (это, как считалось, - третье, завершающее звено). Результатом рефлекторной работы является сокращение мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются «обратно» в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, происходит переход от поведенческого уровня к психическому, на базе которого возникают психические процессы.

Таким образом, истоками социального бихевиоризма в России стали научные изыскания И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева в основе которых - идея применения области психической деятельности на основе внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: