Т. №3 Игры, направленные на вызывание у ребенка интереса к звукам и действиям с предметами с целью произведения звуков




09.12.20

Практика №2

Информационное приложение

На предыдущих практических занятиях мы ознакомились с технологией организации развивающих занятий с детьми в возрасте:

6-12 месяцев,

1-2 года

Сегодня наше занятие посвящено технологиям развивающих занятий с ребенком в возрасте 2-3 лет

 

 

Технологии:

 

Т. №1 Приветствие малыша педагогом и педагога малышом и мамой (делаем на каждом занятии, см. описание для детей 7-12 мес.)

Т. №2 Предоставление ребенку возможности самому проявить интерес к чему-либо (см. описание для детей 7-12 мес.)

__________________________________________________________

Т. №3 Игры, направленные на вызывание у ребенка интереса к звукам и действиям с предметами с целью произведения звуков

· Игра с барабаном

· Обучение ребенка условно-рефлекторной двигательной реакции на звук

· Игра «Волшебный мешочек №1» (предметы, производящие звуки)

· Игра с шумящими баночками

· Игра «коробка шумит- коробка молчит»

· Игра в прятки

· Игра с электрическими и механическими заводными звучащими игрушками

 

Рассмотрим психо-коррекционные технологии подробно:

 

Т3. 1Игра с барабаном

Используется игра, описанная выше для детей до года.

 

Т3. 2 Условно-рефлекторная двигательная реакция на звук

Данная технология включает 6 основных этапов работы.

Данной базовой технологии будет посвящено нашелекционное занятие

 

Т3. 3 Игра «Волшебный мешочек №1» (предметы, производящие звуки)

Используется игра, описанная выше для детей до года.

В мешочек можно положить предметы, перечисленные для этой игры с детьми в возрасте 1-2 лет. Для детей в возрасте 2-3 лет можно увеличить число предметов до 7-8.

Т3. 4 Игра с шумящими баночками

Используется игра, описанная выше для детей 1-2 лет.

Дополнительно можно также использовать 2 одинаковые банки, в одной из которых лежит один предмет, например, крышка из-под йогурта, а в другом – 5-7 крышек, обращая внимание на различия в звучании этих банок. Мама с ребенком прячут в одной коробке одну крышку, а в другой несколько крышек, пока сурдопедагог закрыл глаза руками. Потом ребенок трясет коробки, а сурдопедагог должен угадать один или много там крышек.

 

Т3. 5 Игра «коробка шумит- коробка молчит»

Используется игра, описанная выше для детей 1-2 лет.

Дополнительно можно также использовать коробочки с одинаковыми наполнителями - во время игры взрослые помогают ребенку при потряхивании подобрать по звуку 2 одинаковые коробочки.

 

Т3. 6 Игра «Что ты слышал?»

Цели игры/упражнения:

1) научить ребенка различать звучания 2-4 разных предметов,

2) научить воспроизводить звучание, слушая звук.

Оборудование: барабан с палочками, колокольчик, шарманка.

1. Педагог достает барабан, называя его «барабан», ударяет по нему: «Бум-бум».

2. Показывает: «Громко!» и дает ребенку поиграть в барабан.

3. Взрослые показывают, что слышат и радуются, когда ребенок ударяет по барабану.

4. Педагог берет барабан и кладет его на стол, говоря «Тут», сопровождая жестом.

5. Затем педагог достает колокольчик и звенит, называет его: «Динь-динь! Звонок».

6. Мама показывает на ухо, обращая внимание малыша: «Слышу! Здорово!»

7. Дают звонок малышу, чтобы он позвенел им.

8. Педагог кладет колокольчик рядом с барабаном «Тут».

9. Последовательно ударяя по барабану и звеня колокольчиком, педагог дает малышу послушать и запомнить звуки.

10. Затем учим малыша повторять звук, который он слышал.

11. Педагог ударяет по барабану так, чтобы малыш видел действие, и спрашивает, сопровождая слова жестами: «Что слышал? Покажи. Барабан? Звонок?». Если ребенок не понимает, что от него требуется, то за него эти действия выполняет мама, произнося: «Барабан, бум!».

12. Потом мама делает это вместе с ребенком.

13. После того как ребенок научится повторять действие, когда он видит педагога, педагог прячет игрушки под столом. В этом случае ребенок не видит действия педагога и должен показать нужную игрушку только по звучанию.

14. Интерес ребенка можно поддержать, предложив ему издавать звук, а маме узнавать, был ли это барабан или звонок.

15. Мама может нарочно делать иногда ошибку, что страшно радует малыша, и он поправляет ее.

16. По мере того как малыш научится различать 2 игрушки, можно присоединить 3-ю игрушку – шарманку.

Т3. 7 Игра «Какой звук?»

Цели игры/упражнения:

1) научить малыша различать звуки по громкости, длительности, количеству – один-много;

2) научить ребенка воспроизводить звуки с разными характеристиками по подражанию;

3) научить имитировать звуки голосом.

Оборудование: 2 барабана с палочками, 2 погремушки, 2 дудки, большая и маленькая собачка, картинки большого/маленького барабана, большой/маленькой собачки, машинка.

Во время игры один инструмент находится у сурдопедагога, а второй такой же у ребенка с мамой.

 

3.7.1 «Тихий — громкий звук».

1. Педагог ударяет по барабану громко и тихо (сильно и слабо), побуждает ребенка повторять действие с такой же громкостью.

2. Учим малыша повторять громкий и тихий звук только на слух, не видя действия педагога.

3. Учим малыша имитировать по подражанию за взрослым громкий голос-крик [А-А-А] и тихое [а-а-а] или громкий лай большой [АВ-АВ] и тихий маленькой собаки [ав-ав].

4. Дополнительно можно учить ребенка после прослушивания громкого и тихого звука ударять по барабану/ столу, соотнося это со словами и жестами «большой - маленький», с громким и тихим звуком, показывать соответствующую картинку, ассоциируемую с этим звуком. При этом малыш может также имитировать тихий и громкий звук голосом. Если это мешает ему узнавать и показывать правильную картинку, то лучше сначала разделить эти задания и делать то, что малышу легче, например, показывать картинку.

5. После этого попросить его повторять звук, помогая ему это делать сначала в сопровождении жеста, движением.

6. На следующем этапе просим делать это одновременно — повторять звук и показывать картинку.

 

 

3.7.2 «Один — много звуков».

1. Педагог ударяет по барабану один раз и много раз, побуждает ребенка повторить действие.

2. Учим ребенка ударять по барабану/ столу один или много раз после сурдопедагога, не видя его действия, а только слушая.

3. Учим малыша повторять за взрослым один или много звуков, произнося [па] или [па-па-па-па].

 

3.7.3 «Длинный—короткий звуки».

1. Педагог производит короткий или длинный звук с помощью дудки/ погремушки/ голоса.

2. Малыш двигает машинку, пока он слышит звук.

3. Учим малыша повторять за взрослым длинный и короткий звуки, произнося гласный [а].

 

Т3. 8 Игры с электрическими и механическими заводными звучащими игрушками

Используется игра, описанная выше для детей 1-2 лет.

Часть 2

Использование случайных ситуаций на занятии (см. описание для детей до 1 года)

Технологии №4

Игры, направленные на стимуляцию у ребенка голосовой активности и подражания звукам и словам, произносимым взрослым, развитие взаимодействия со взрослым:

· Игра «Ку-ку»

· Игра «Волшебный мешочек №2» (игрушки со звукоподражаниями)

· Игра в пирамидку

· Игра «Я – артист»

· Игра «Пальчики»

· Игра «Катаем мячик»

Т.4 1Игра «Ку-ку»

Используется игра, описанная для детей до года.

При игре с детьми 2-3х лет взрослый может также прятаться за каким-либо предметом мебели, за дверью.

 

Т.4 2 Игра «Волшебный мешочек №2» (игрушки/предметы со звукоподражаниями)

Используется игра, описанная для детей 1-2 лет.

Для детей в возрасте 2-3 лет можно увеличить долю предметов, с которыми можно построить игру с элементами сюжета, подбирая соответствующие комплекты и укладывая их в разные мешочки, а также использовать картинки с изображением игрушек, что позволит параллельно развивать у ребенка умение узнавать предметы на картинке и соотносить предмет с его изображением.

Оборудование:

• комплект 1 - собака, кошка, ежик, змея, большая и маленькая лошадка, корова, свинка, 2 мышки – резиновая с пищалкой и мягкая игрушка, домик;

• комплект 2 - лягушка и пластиковые игрушки-насекомые;

• комплект 3 - грузовик и заводная легковая машина, машинка со сломанным колесом, кубики;

• комплект 4 - большая и маленькая кукла, музыкальная шкатулка (ля-ля-ля), 2 игрушечных телефона, 2 ложки и 2 тарелки, кроватка с одеяльцем, баночка из-под крема/духов с приятным запахом, букетик искусственных цветов, баночка с долькой чеснока, картинки с изображением игрушек.

 

Комплект 1 – с животными играют в игру «Теремок», (звуки – «тук-тук», «ав-ав», «мяу», «ф-ф», «шшш», «тпрр», «муу», «хрю-хрю», «пи-пи»).

Лучше использовать животных с более легко воспроизводимыми звукоподражаниями (собака, кошка, еж, змея, лошадь, корова), а также классический набор (мышка, петух, заяц, лиса, медведь).

 

Комплект 2 – кормят лягушку жуками кормление лягушки (звуки – «ква-ква», «ам», «жжж», ззз», «иии», «ой»).

 

Комплект 3 – катают машинки, грузят и возят кубики, устраиваем гонки, аварии (звуки – «би-би», «ррр», «чик-трак», «бух», «бабах»).

 

Комплект 4 – играем с куклами – танцем, кормим, укладываем спать, звоним по телефону, играем в гости, в дочки матери, дарим/нюхаем цветы (звуки – «ля-ля-ля», «ааа», «ам», «алле», «тсс», «ах», «фу»).

В игре с использованием картинок педагог сначала рассматривает картинки с ребенком, раскладывая их на столе (начинают с 3 картинок, постепенно увеличивая их число).

Потом педагог с ребенком и мамой вынимают игрушки из мешка, называя их и изображая с помощью звукоподражаний и жестов, и ставят рядом с картинкой, соответствующей предмету.

Т.4 3.Игра в пирамидку

Используется игра, описанная для детей 1-2 лет.

 

Т.4 4.Игра «Я – артист»

Используется игра, описанная для детей 1-2 лет.

 

Т.4 5.Игра «Пальчики»

Используются варианты игр, описанные для детей 6-12 мес. и детей 1-2 лет.

Можно также использовать такой стишок:

На лошадке ехали. (2 пальца руки двигаются в такт по ноге ребенка вверх, изображая шаги лошади)

Цок-цок-цок!

До угла доехали. Стоп! (остановились у колена ребенка)

Сели на машину. Би-Би! (руками изобразили, что крутим руль)

Налили бензину.  (изобразили, что наливаем бензин в машину)

На машине ехали. Би-Би! (пальцы руки двигаются вверх по ноге ребенка, изображая

машину)

До реки доехали. (остановились у туловища)

Трр! Стоп! Разворот! (поворачиваем на другую ногу)

На реке пароход. У-у-у! (изображаем плавающее движение рукой)

Пароходом ехали. У-у-у! (двигаем руку ладонью вверх по туловищу)

До горы доехали. Стоп! (остановились у плеча) 

Пароход не везет — (разводим руки ребенка в стороны)

Надо сесть в самолет. В-в-в! (разводим руки ребенка в стороны, изображая самолет)

Самолет летит. В-в-в! (изображаем вместе с ребенком самолет)

В нем мотор гудит. В-в-в! (изображаем вместе с ребенком самолет)

Постепенно можно также побуждать ребенка делать эти движения, следя за взрослым и подражая произносимым звукам.

Т.4 5.Игра «Катаем мячик»

Используется игра, описанная для детей 1-2 лет.

Технология 5

Прощание

Выполняются действия, описанные выше для детей 7-12 мес.

Если ребенок уже сам машет ручкой и произносит: «Пока!», взрослые помогают ему сказать» «Пока, тетя».

В конце занятия сурдопедагог объясняет маме/папе цели каждой игры, отмечает, положительные моменты в поведении ребенка и действиях родителей, отвечает на их вопросы, дает рекомендации для развития слуха и речи во время ежедневных дел и занятий в игровой форме.

С ребенком этого возраста можно также использовать все игры/упражнения, которые описаны в рекомендациях для детей более раннего возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: