Тема: Технологии инклюзивного образования




Семинарское занятие № 14

1. Доклад на тему: Дистанционные технологии в обучении студентов-инвалидов.

Повышение процента людей, имеющих ограничения в связи с состоянием здоровья (в результате тяжелых болезней и различных травм) привело к увеличению числа инвалидов среди населения трудоспособного возраста и молодёжи. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире проживает около 650 миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья. Получение образования может помочь преодолеть эти ограничения и дать возможность реализации себя как личности в современном обществе, дать уверенность в себе и стать активным членом общества.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5 «Право на образование») гарантируется право каждого человека на образование. В пункте 4 Закона 273-ФЗ сказано: «в Российской Федерации создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированные образовательные программы в профессиональной образовательной организации реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

· с нарушениями зрения;

· с нарушениями слуха;

· с ограничением двигательных функций.

Профессиональное образование для лиц с ОВЗ может быть организовано в таких учебных заведениях, где создаются специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

Для создания специальных условий необходимо создать в образовательной организации информационно-образовательную реабилитационную среду для инвалидов и студентов с ОВЗ.

Информационно-образовательная реабилитационная среда – это совокупность общедидактических и специальных информационных технологий, дистанционных образовательных технологий, информационно-технических средств обучения, учебно-методического обеспечения направленных на повышение эффективности и доступности образовательного процесса для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Основные функции информационно-образовательной реабилитационной среды для студентов-инвалидов: коммуникативная, образовательная, развивающая, компенсаторная, социализирующая.

Современные информационно-коммуникационные технологии для образования лиц с ОВЗ включают:

1. традиционные виды технологий (компьютеры, веб-браузеры, текстовые процессоры, электронные доски и мобильные телефоны со встроенными функциями повышения доступности);

2. ассистивные технологии (аудиофоны, программы для чтения с экрана, адаптивные клавиатуры, дополнительные коммуникационные устройства);

3. доступные носители и форматы (гипертекстовый язык описания электронных документов HTML, видеоматериалы с субтитрами, DAISY – система доступной цифровой информации и книги в этом формате).

В системе среднего профессионального образования при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. При этом дистанционное обучение выступает в роли не только надежной альтернативы традиционному образованию, но и уникальной системы интеграции, где студенты могут участвовать в учебном процессе, не присутствуя на занятиях в образовательном учреждении. В настоящее время такая форма обучения используется на заочном отделении нашего колледжа.

В связи с вводом в профессиональное образование программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по некоторым специальностям (в нашем колледже это специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт), такая форма обучения становится актуальной, где в зависимости от ограничений физического здоровья студенты могут выбрать подходящую для них форму обучения.

Термин «дистанционное обучение» часто используется как синоним «дистанционного образования», однако они не идентичны.

Дистанционное образование представляет собой систему и процесс предоставления учебных материалов для студентов. В последнее время данный вид образования произвел революцию в связи с активным развитием в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и превратился в уникальный и комплексный феномен обучения и преподавания.

Дистанционное обучение характеризуется как:

1) разделение преподавателя, студента и учебных материалов в пространстве и во времени;

2) взаимодействие (педагог - обучаемый - материалы) с помощью одной или нескольких технологий (это не только электронные технологии).

Система дистанционного обучения (ДО) может обеспечить:

1. выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для студента;

2. прочное усвоение знаний;

3. контакт преподавателя с обучаемым по мере необходимости, если он работает и контактирует с преподавателем;

4. индивидуализацию обучения.

Использование дистанционных курсов профильного направления позволит существенно улучшить качество знаний студентов-инвалидов и уменьшить их учебную нагрузку. Замена урочной формы на самостоятельные занятия, проективные виды деятельности создаст условия для продуктивного творчества обучаемых с ОВЗ. Дистанционную форму эффективно применять и в целях ликвидации пробелов в навыках и умениях или углубления знаний обучаемых, часто пропускающих занятия по состоянию здоровья, а также в случаях недоступности или ограниченной доступности очного обучения при удаленности от учреждения образования.

Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором обучаемым предоставляется учебный материал, осуществляется взаимодействие с преподавателем при использовании технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями.

Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории лиц с ОВЗ.

Основная роль информационных и телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении – это обеспечение учебного диалога между преподавателем и обучающимися в ходе образовательного процесса, осуществляемого на расстоянии.

Технология обучения в виртуальной образовательной среде базируется на использовании ресурсов сети Интернет. Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения. Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

Несомненным преимуществом является и модульный принцип, который положен в основу дистанционного обучения. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям обучаемого с ОВЗ.

Для реализации дистанционного курса педагогу необходимо сформировать структуру типового дистанционного курса, в модели которого должны присутствовать следующие блоки:

1. Блок содержания курса (лекции, инструкции для слушателей, источники, глоссарии).

2. Блок контроля:

o текущий (контрольная работа, веб-квест, резюме, статья, ситуационный анализ, тест, консультации on-line);

o итоговый (круглый стол, проектная работа, дистанционный урок).

3. Организационный блок (форум знакомств, документация учебного процесса, текущие объявления).

4. Блок средств коммуникаций для индивидуального и группового обучения (форум, e-mail, ICQ, wiki-wiki, видеоконференции, голосовой чат, блоги, сайты сетевых сообществ, чат, список рассылки и др.).

5. Блок подведения итогов (рефлексия после изучения каждого модуля и в конце курса).

Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 – проведение курса, и блок 5 – фиксирование результатов.

Для реализации дистанционного обучения преподаватель должен знать образовательный сегмент сети Интернет, ориентироваться в педагогических сетевых сообществах, иметь навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знать и уметь применять педагогические технологии дистанционного обучения, уметь преподавать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.

В условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий на преподавателя возлагаются следующие функции работы со студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ:

· организация учебной и исследовательской деятельности с использованием ИКТ;

· организация работы по созданию телекоммуникационных проектов;

· индивидуальное и групповое обучение в различных моделях;

· разработка различных дидактических моделей на базе сетевого ресурса;

· подготовка превентивных заданий к занятию;

· взаимодействие с педагогом-куратором и психологом;

· организация работы в малых группах сотрудничества;

· участие в педагогических телеконференциях и семинарах;

· анализ и оценивание работ обучаемых;

· участие в процедуре модерации;

· проведение он- и офф-лайн консультаций;

· проведение Интернет-дискуссий и Интернет-конференций.

В соответствие с обозначенными функциями, дистанционный педагог должен обладать компетенциями, которые можно отнести к трём группам:

1. компетенции в области психологии (знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения детей, подростков, взрослых);

2. компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии);

3. компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся инструментарием.

В заключении хочется отметить, что электронное образование является практически идеальным для организации дистанционного (заочного) обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос заключается только в том, чтобы электронное образование не вытеснило традиционное образование, а интегрировалось в него. Применительно к профессиональному образованию, наиболее эффективной моделью внедрения ДО является интеграция очной и дистанционной форм обучения.

2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: