Фразовое и логическое ударение.
Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носитназвание синтагмы или фразы. Выдвижение тоном голоса и силой экспирации слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением.
Правила постановки логических ударений при прочтении текста:
1. Логическое ударение, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.
Например: В зале собрались зрители. Стол был накрыт.
2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных иместоимениях. Например: Сегодня морозный день.
3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется. Например: Мне нравится не синий цвет, а зеленыйМне нравится, а не тебе.
4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего? Например: Это приказ командира. (При перестановке слов так же: Это командира приказ.)
5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением. Например: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.
6. Перечисления во всех случаях (так же, как и счет) требуют на каждом слове самостоятельного ударения. Например: Я встал, умылся, оделся и выпил чай. На полянке появился танк, за ним второй, третий, четвертый…
7. При объединении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи. Например: - Да хорошо, по-моему, - сквозь зубы процедил Федор.
|
Практические задания
1. Задание. Расставьте во фрагменте из рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» логические ударения.
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Задание 2. Расставьте в предложениях логические ударения, основываясь на законах речи.
1. Кирпичная плотина протекла.
2. Вода в водохранилище не держалась.
3. Реки норовили обежать его стороной.
4. Только Кешка не успел.
5. Зрители при драке очень переживают.
6. Разговоры тотчас смолкли.
7. На другой день в небе хозяйничало солнце.
8. Кешка подпрыгивал от восторга.
9. Прошел месяц, два...
10. Ребята уже не заглядывали сюда.
Пауза логическая и психологическая.
Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. В предложении пауза выделяет обособленное определение, отделяет однородные сказуемые и концовку – придаточное. Так же отделяет деепричастный оборот, является предупреждением о перечислении действий, противопоставлении их. Логической паузе «отведено более или менее определенное, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую».
Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. она может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы – между словами и в конце фразы – после прочитанных слов. Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения.
|
Практические задания
Упражнение 1. Прочитайте, расставив паузы в рассказе Л.Н.Толстого «Павлин»
Павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его.
— Смотри, — говорят, — какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно.
Человек услыхал их и сказал:
— Правда, что ноги его нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже; но хвоста у вас такого нет.
Тембр
Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.
Темп и ритм
Говорить можно с разной скоростью, т.е. в разном темпе; разными по длительности могут быть и паузы. К концу высказывания темп несколько замедляется, подчеркивая его законченность. Наиболее важные отрезки речи произносятся в замедленном темпе, все второстепенное проговаривается быстрее.
Ритм — это последовательное чередование чего-либо. В музыке ритм создается чередованием сильных и слабых долей, повторением сильной доли через определенный промежуток времени. Сильной долей в речи может быть ударный слог, ударное слово. Слабой — безударные слоги и неакцентированные слова. Ритмична стихотворная речь. Прозаическая речь ритмизована в меньшей мере, чем стихотворная, но и ей присуще ритмическое начало.
|
Темп — скорость произнесения звуков, слогов, слов — и ритм тоже являются одним из параметров интонации. Существует термин темпоритм, обозначающий сочетание темпа и ритма. Явление темпоритма в речи теснейшим образом связано с плавностью (отрывистостью) речи. Медленный темп требует плавного произнесения слов, а быстрый — более отрывистого.
Мелодика
Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи.
Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса(нисходящая фигура). Развитие мысли вместе с развитием высказывания требуют повышения голоса (восходящая фигура).
Для конечных синтагм в основном характерны два типа мелодики. Повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце. Вопросительные имеют специфическую мелодику. Резкое понижение тона на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос.
Мелодика неконечных синтагм более разнообразна и сводится к трем мелодическим типам:
1.Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим словом и после него слова произносятся более низким тоном (Ваша книга ½на столе. В ней вы прочитаете - все).
2.Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром неконечной синтагмы выступает ударный слог выделяемого слова (Так как это близко, ты поезжай).
3.Неконечные синтагмы произносятся как законченные в смысловом отношении (Это Володя ½, наш тракторист). Конечная синтагма произносится на более низком тоне. Обе синтагмы одинаковы по рисунку мелодики.
Практические задания
Упражнени е 1. А) Попробуйте прочитать вслух фрагмент из сказки Дональда Биссета «Туман», не меняя тон голоса. Как бы вы назвали такое исполнение?
Туман
Однажды в день рождения королевы на Лондон спустился туман. Он хотел посмотреть праздничный парад. Но как только он окутал Лондон, королева сказала генералу:
— Сегодня парад придется отменить. Туман!
И так повторялось каждый раз, когда на Лондон спускался туман.
Туману было очень обидно, он давно мечтал увидеть парад, но что делать, если всякий раз, когда он появлялся в Лондоне, королева говорила:
— Парад отменяется!
В Букингемском дворце под королевским троном жила кошка по имени Смоки. Она пожалела туман и решила ему помочь.
Б) А теперь прочитайте текст, соблюдая мелодику и темп, соответствующие содержанию произведения.
Упражнение 2 Выберите текст из Приложения №1 и прочитайте, соблюдая все компоненты интонации.
Практическое занятие 4
Партитура текста
При подготовке текста к выразительному чтению учителю необходимо как – то зафиксировать правильно найденные интонации, сделать заметки, которые пригодились бы в дальнейшей работе, отметить части рассказа, записать их название и т. д. Этому помогает составление речевой партитуры, или «нот выразительного чтения».
«Ноты выразительного чтения» нужны в процессе подготовки учителя к чтению, в процессе обдумывания текста, анализа его логической стороны, идейного содержания. Партитура дает своего рода предупреждающие сигналы о том, как надо прочитать то или иное место в тексте. Однако текст, испещренный пометками, отвлекает внимание чтеца. Разумеется, в этих случаях следует оставить в тексте лишь самые необходимые пометки и знаки, например: названия частей плана, психологические паузы, трудные случаи постановки логических ударений, усиление темпа связи с содержанием, трудные случаи произношения слов.
В процессе работы над выразительным чтением существуют известные знаки, принятые для обозначения различных явлений устной речи. Назовем основные из них, чтобы потом использовать в практической работе над материалом.
1. Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком ′, на ё знак ударения не ставится.
2. Ударение фразовое, логическое и психологическое обозначается: первое – ударное слово подчеркивается пунктиром, второе – одной чертой, третье – двумя чертами.
3. Пауза обозначается: короткая – расположенными по вертикали точками (:), средняя – одной вертикальной чертой (), длительная – двумя вертикальными чертами ( ).
4. Мелодика. Подъем (повышение) голоса на ударном слоге обозначается значком, падение (понижение) голоса обозначается, монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная мелодия вопроса, восклицания и т. п. не обозначается, на нее указывают, как правило, знаки препинания.
5. Авторские знаки препинания, если они снимаются или заменяются другими, берутся в квадратные скобки, новые знаки ставятся рядом, после скобки.
6. Замечания о темпе чтения ставятся на полях справа словами: быстро, медленно, ускоряя и т. п.
7. Названия частей рассказа, «кусков», или фрагментов, записываются слева на полях, части нумеруются.
Практические задания
Упражнение 1. Подготовьте для чтения вслух (составьте партитуру текста) отрывок из произведения