Компоненты интонации: логические ударения, паузы, мелодика и темп. Партитура текста.




 

Фразовое и логическое ударение.

Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носитназвание синтагмы или фразы. Выдвижение тоном голоса и силой экспирации слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением.

Правила постановки логических ударений при прочтении текста:

1. Логическое ударение, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.

Например: В зале собрались зрители. Стол был накрыт.

2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных иместоимениях. Например: Сегодня морозный день.

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется. Например: Мне нравится не синий цвет, а зеленыйМне нравится, а не тебе.

4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего? Например: Это приказ командира. (При перестановке слов так же: Это командира приказ.)

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением. Например: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

6. Перечисления во всех случаях (так же, как и счет) требуют на каждом слове самостоятельного ударения. Например: Я встал, умылся, оделся и выпил чай. На полянке появился танк, за ним второй, третий, четвертый…

7. При объединении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи. Например: - Да хорошо, по-моему, - сквозь зубы процедил Федор.

Практические задания

1. Задание. Расставьте во фрагменте из рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» логические ударения.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого ры­жего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко пря­тался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Задание 2. Расставьте в предложениях логические ударения, основыва­ясь на законах речи.

1. Кирпичная плотина протекла.

2. Вода в водохранилище не держалась.

3. Реки норовили обежать его стороной.

4. Только Кешка не успел.

5. Зрители при драке очень переживают.

6. Разговоры тотчас смолкли.

7. На другой день в небе хозяйничало солнце.

8. Кешка подпрыгивал от восторга.

9. Прошел месяц, два...

10. Ребята уже не заглядывали сюда.

Пауза логическая и психологическая.

Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. В предложении пауза выделяет обособленное определение, отделяет однородные сказуемые и концовку – придаточное. Так же отделяет деепричастный оборот, является предупреждением о перечислении действий, противопоставлении их. Логической паузе «отведено более или менее определенное, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую».

Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. она может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы – между словами и в конце фразы – после прочитанных слов. Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения.

Практические задания

Упражнение 1. Прочитайте, расставив паузы в рассказе Л.Н.Толстого «Павлин»

Павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его.

— Смотри, — говорят, — какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно.

Человек услыхал их и сказал:

— Правда, что ноги его нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже; но хвоста у вас такого нет.

Тембр

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Темп и ритм

Говорить можно с разной скоростью, т.е. в разном темпе; раз­ными по длительности могут быть и паузы. К концу высказыва­ния темп несколько замедляется, подчеркивая его законченность. Наиболее важные отрезки речи произносятся в замедленном тем­пе, все второстепенное проговаривается быстрее.

Ритм — это последовательное чередование чего-либо. В музыке ритм создается чередованием сильных и слабых долей, повторе­нием сильной доли через определенный промежуток времени. Сильной долей в речи может быть ударный слог, ударное слово. Слабой — безударные слоги и неакцентированные слова. Ритмич­на стихотворная речь. Прозаическая речь ритмизована в меньшей мере, чем стихотворная, но и ей присуще ритмическое начало.

Темп — скорость произнесения звуков, слогов, слов — и ритм тоже являются одним из параметров интонации. Существует тер­мин темпоритм, обозначающий сочетание темпа и ритма. Явле­ние темпоритма в речи теснейшим образом связано с плавностью (отрывистостью) речи. Медленный темп требует плавного произ­несения слов, а быстрый — более отрывистого.

 

Мелодика

Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи.

Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса(нисходящая фигура). Развитие мысли вместе с развитием высказывания требуют повышения голоса (восходящая фигура).

Для конечных синтагм в основном характерны два типа мелодики. Повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце. Вопросительные имеют специфическую мелодику. Резкое понижение тона на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос.

Мелодика неконечных синтагм более разнообразна и сводится к трем мелодическим типам:

1.Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим словом и после него слова произносятся более низким тоном (Ваша книга ½на столе. В ней вы прочитаете - все).

2.Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром неконечной синтагмы выступает ударный слог выделяемого слова (Так как это близко, ты поезжай).

3.Неконечные синтагмы произносятся как законченные в смысловом отношении (Это Володя ½, наш тракторист). Конечная синтагма произносится на более низком тоне. Обе синтагмы одинаковы по рисунку мелодики.

Практические задания

Упражнени е 1. А) Попробуйте прочитать вслух фрагмент из сказки До­нальда Биссета «Туман», не меняя тон голоса. Как бы вы назвали такое исполнение?

Туман

Однажды в день рождения королевы на Лондон спустился ту­ман. Он хотел посмотреть праздничный парад. Но как только он окутал Лондон, королева сказала генералу:

— Сегодня парад придется отменить. Туман!

И так повторялось каждый раз, когда на Лондон спускался туман.

Туману было очень обидно, он давно мечтал увидеть парад, но что делать, если всякий раз, когда он появлялся в Лондоне, ко­ролева говорила:

— Парад отменяется!

В Букингемском дворце под королевским троном жила кошка по имени Смоки. Она пожалела туман и решила ему помочь.

Б) А теперь прочитайте текст, соблюдая мелодику и темп, соответствующие содержанию произведения.

Упражнение 2 Выберите текст из Приложения №1 и прочитайте, соблюдая все компоненты интонации.

Практическое занятие 4

Партитура текста

При подготовке текста к выразительному чтению учителю необходимо как – то зафиксировать правильно найденные интонации, сделать заметки, которые пригодились бы в дальнейшей работе, отметить части рассказа, записать их название и т. д. Этому помогает составление речевой партитуры, или «нот выразительного чтения».

«Ноты выразительного чтения» нужны в процессе подготовки учителя к чтению, в процессе обдумывания текста, анализа его логической стороны, идейного содержания. Партитура дает своего рода предупреждающие сигналы о том, как надо прочитать то или иное место в тексте. Однако текст, испещренный пометками, отвлекает внимание чтеца. Разумеется, в этих случаях следует оставить в тексте лишь самые необходимые пометки и знаки, например: названия частей плана, психологические паузы, трудные случаи постановки логических ударений, усиление темпа связи с содержанием, трудные случаи произношения слов.

В процессе работы над выразительным чтением существуют известные знаки, принятые для обозначения различных явлений устной речи. Назовем основные из них, чтобы потом использовать в практической работе над материалом.

1. Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком ′, на ё знак ударения не ставится.

2. Ударение фразовое, логическое и психологическое обозначается: первое – ударное слово подчеркивается пунктиром, второе – одной чертой, третье – двумя чертами.

3. Пауза обозначается: короткая – расположенными по вертикали точками (:), средняя – одной вертикальной чертой (‌), длительная – двумя вертикальными чертами (‌‌ ‌).

4. Мелодика. Подъем (повышение) голоса на ударном слоге обозначается значком, падение (понижение) голоса обозначается, монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная мелодия вопроса, восклицания и т. п. не обозначается, на нее указывают, как правило, знаки препинания.

5. Авторские знаки препинания, если они снимаются или заменяются другими, берутся в квадратные скобки, новые знаки ставятся рядом, после скобки.

6. Замечания о темпе чтения ставятся на полях справа словами: быстро, медленно, ускоряя и т. п.

7. Названия частей рассказа, «кусков», или фрагментов, записываются слева на полях, части нумеруются.

 

Практические задания

Упражнение 1. Подготовьте для чтения вслух (составьте партитуру текста) отрывок из про­изведения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: