Роль книги в судьбах персонажей Ф. М. Достоевского
Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1986, №12, с.57.
Если мы скажем, что роман Достоевского «Преступление и наказание» одно из сложнейших для изучения в Школе, произведении, то не сделаем никакого открытия. Методисты и учителя уже давно отметили это. При самостоятельном чтении ребята, настраиваясь на облегченное восприятие детектива, в основе которого убийство двух старух, очень часто следят лишь за развитием сюжета, не замечая сложных философских размышлений писателя. «Запутанные» мотивы преступления Раскольникова для них так и остаются неразгаданными, а отношение самого автора к главному событию романа - невыясненным. Статья М. Л. Ковсана, раскрывает реальные обстоятельства, породившие раскольниковскую теорию и вынудившие писателя взяться за перо, создать именно такого главного героя. |
В чем суть Раскольникова, человека идеи? К чему такие длинные споры главного героя с Порфирием Петровичем? Чтобы помочь школьникам постичь грандиозный мир, созданный Достоевским в его романе, не плодотворнее ли всего начать с анализа «статейки» Раскольникова, в которой обосновывается даже не право, а необходимость преступления.
Преступление и преступник: вина общества (среды) и личности, возможность создания такого общественного строя, при котором преступления были бы исключены, - все эти животрепещущие проблемы настойчиво звучат в романе. Разумихин, передавая Раскольникову суть «вчерашних» споров, полемизирует с Р. Оуэном, Н. Г. Чернышевским, а также с учеными, чьи статистические выводы обосновывают фатальную неизбежность преступления. Среди этих рассуждений впервые и прозвучит упоминание
о статье Раскольникова. Ее стремятся прочитать и Разумихин, и Дунечка, и мать Раскольникова, надеясь найти объяснение «странностей» Роди. Ею живо интересуется Свидригайлов. Сам же Раскольников видит публикацию позже других.
Итак, первым статью, читает Порфирий Петрович, которого заинтересовала «некоторая мысль, пропущенная в конце», «некоторый намек на то, что существуют на свете будто бы некоторые такие лица,: которые... полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления...». Утрированно излагая автору основные положения его сочинения, следователь провоцирует Раскольникова на саморазоблачающие объяснения. Все оказывается стянуто в единый узел: и «вчерашние» споры о преступлении, переданные Родиону Разумихиным, и подслушанный им в трактире «самый обыкновенный и самый частный» «молодой разговор» о праве выбирать: «одна смерть и сто жизней взамен». Все это уже было не раз слышано, продумано героем и отразилось в его статье «О преступлении», написанной полгода назад «по поводу одной книги». Но какая это была книга? Может быть, она - художественный образ идей, властвовавших умами современников?
В 40-е годы XIX века в среде наследников Гегеля стало распространяться преувеличенное представление о мощи разума отдельной личности, превосходящей силу сознания косной массы.
В Лейпциге в 1846 году впервые вышла книга Штирнера «Единственный и его собственность». Автор, исходя из представления об абсолютной ценности личности, провозгласил ее свободу от всех нравственных норм: ведь если существуют действия, лишь соответствующие или не соответствующие воле личности, то и преступления не будет. Он заявлял:
Для меня нет ничего выше меня... Я сам решаю - имею ли я на что-нибудь право; вне меня нет никакого права. То, что мне кажется правым, - и есть правое... Если кто-нибудь с безумною отвагой подвергает свою жизнь опасности и при этом погибает, мы говорим: «Поделом ему, он сам того хотел!» Но если бы он преодолел опасности, т. е., если бы победила и одержала верх его сила, то он был бы тоже прав.
Запрещенная в 40-е годы в России книга Штирнера была в библиотеке М. В. Петрашевского, которой пользовался Достоевский. Прямых указаний на то, что писатель читал «Единственного...», нет, однако множество косвенных данных убеждает в этом. На одной из пятниц Петрашевского Достоевский говорил «О личности и о человеческом эгоизме».
Интерес к философии крайнего индивидуализма возрос в 60-е годы. Об этом свидетельствовал М. Н. Катков: «Учащееся юношество предалось умственному разврату во всех видах и с жадностью бросилось изучать Фейербаха, Макса Штирнера и Бюхнера, о которых прежде не ведало».
В мартовской 1862 года книге «Русского слова» еще до того, как Достоевский начал работу над «Преступлением и наказанием», появилась статья Писарева «Базаров», в которой высказаны мысли, весьма сходные с идеями Раскольникова:
Им (Базаровым - М. К.) управляют только личная прихоть или личные расчеты. Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого нравственного закона, никакого принципа.
Теория Раскольникова создана не на голом месте, в ней нашли отражение многочисленные философские системы индивидуализма. Бонапартистские симпатии были свойственны и утопическим социалистам, их можно найти в песнях Беранже, и стихотворениях Гейне. Наполеон стал кумиром Андрея: Болконского, ищущего свой Тулон. Наполеоновская тема (Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил...) многократно варьируется в «Преступлении и наказании». Одним из тех, кто развенчал миф об этом «Великом благодетеле человечества», был Достоевский...
Последней в читательском «формуляре» Раскольникова значится книга, в которой теория индивидуализма доведена до крайних пределов. Именно она заставляет героя взяться за перо. Почему же в романе не указаны ни ее название, ни автор? Во-первых, она не оригинальна, высказанные в ней идеи давно уже стали общим местом, во-вторых, ее легко узнавали современники. Ведь в 60-е годы едва ли выходило другое сочинение, получившее столь шумную и скандальную известность. Еще до выхода в свет книга широко рекламировалась. В Париже она поступила в продажу в марте 1865 года, а спустя месяц, в апреле (даже по тем временам срок редкий), появился русский перевод. Вскоре после этого, в сентябре, Достоевский написал М. Н. Каткову письмо о том, что задумал повесть об идейном преступнике.
Книга, о которой идет речь, принадлежала перу французского императора Наполеона и называлась «История Юлия Цезаря». Она еще не была напечатана, а русские газеты уже опубликовали авторское предисловие к ней. Наполеон III провозгласил исключительное значение великих личностей, в несколько лет творящих дела многих веков. В предисловии свою, задачу автор сформулировал предельно чётко показать, что провидение «провидение» возносит над людьми «ускорителей» исторического развития, таких «как Цезарь, Наполеон, Карл Великий, для того, чтобы проложить народам путь, которому они должны следовать, запечатлеть их именем новую эру, и в несколько годов завершить работу многих столетий».
Наполеон III громко сказал то, о чем в определенных кругах было принято говорить шепотом. Отрицание нравственных норм вызвало волну возмущения. В «Парижском обозрении» Евгении Тур подробно излагались статьи французских публицистов. Один из них, Ларрок, писал:
На свете есть, к несчастию человечества, великий преступник, на памяти которого сосредоточились порицания всех мудрецов в продолжение 20 веков, и вот его-то теперь пытаются оправдать и восхвалить!
Е. Тур с вполне оправдавшимся убеждением заявила; «появление... книги породит целую литературу».
Действительно, не было ни одного сколько-нибудь заметного русского периодического издания, которое бы обошло сочинение Наполеона III вниманием. В «Современнике» была напечатана статья Ю. Жуковского. Как отмечалось исследователями оценка Достоевским теории разделения людей на «обыкновенных» и «необыкновенных» была близка позиции этого наиболее прогрессивного русского журнала той поры.
Юлий Цезарь, Наполеон... Раскольников. Для автора «Преступления и наказания» такой исторический ряд вполне естествен. Герой романа, решившийся пролить кровь, становится для писателя персонификацией индивидуализма во всех его ипостасях, во всех исторических проявлениях. И до Раскольникова было немало литературных персонажей, «зараженных» наполеоновской идеей. Однако ни один из них не был способен на практическую проверку ее состоятельности. Теория индивидуализма получила свое крайне реакционное развитие в период расцвета капиталистических отношений. Не случайно, что самый решительный, страшный, трагический эксперимент осуществляет петербургский студент, «русский мальчик» в России, где «капитализм наступил почти катастрофически» (М. Бахтин. - Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963).
В «Преступлении и наказании» создан образ одного человека, над которым восторжествовал цезаристский, наполеоновский принцип вседозволенности. Книга, которую читает герой, дает возможность автору «Преступления и наказания» придать своему труду всемирное и всеисторическое значение. Для писателя и его читателей античеловеческая сущность «героев», толкнувших Родиона Раскольникова на преступление, становится зримей, очевидней, когда речь идет не о гибели тысяч, а о гибели одного «никчемного» и «вредного» существа.
В произведениях Достоевского мы не раз встречаемся с очень подробным изложением идей, с едва ли не библиографическим описанием книг. В «Преступлении и наказании» о книгах непосредственно почти не говорится. И дело здесь, вероятно, в том, что писателю было важно создать «обобщенный образ идеи», в котором, как писал крупнейший советский литературовед М, Бахтин, раскрывались «не только ее исторически действительные черты... но и ее возможности, а эти возможности для художественного образа как раз важнее всего»:
Круг чтения героя свидетельствует, что идеологически Раскольников отнюдь не одинок, более, того, — многие положения его теории не могут претендовать на оригинальность, Герой не прав, когда говорит Сонечке, что до него такую мысль еще никто «не выдумывал». Он скорее лишь занят «экспериментальной проверкой» теории, созданной до него, вычитанной им. Соня чувствует, будто говорит Раскольников, словно «заученное». Несамостоятельность его идей подчеркивает и много знающий Разумихин: «Даже и тут воруете чужих авторов». «Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...» - говорит о статье Раскольникова Порфирий Петрович.
Индивидуализм, «наполеономания» глубоко проникли в различные сферы жизни того времени. Эти умонастроения отразились в литературе, воплотившись в образах Вадима, Печорина, Демона (Лермонтов), в гоголевском Чарткове, героях Байрона - Корсаре, Ларе, Манфреде, в Жане Сбогаре (Ш. Нодье), Растиньяке (Бальзак), Жульене Сореле (Стендаль).
В черновике речи о Пушкине Достоевский прямо назвал один из книжных источников идейной основы преступления Раскольникова: герой Бальзака молодой человек в тоске перед нравственной задачей, которую не в силах еще разрешить, обращается с вопросом к своему товарищу, студенту:
Послушай, представь себе... ты нищий, у тебя ни гроша, и вдруг где-то там, в Китае, есть дряхлый, больной мандарин, и тебе стоит только здесь, в Париже, не сходя с места, сказать про себя: умри, мандарин, и он умрет, но за смерть мандарина тебе волшебник пришлет... миллион, и никому это не известно... и, главное, он где-то в Китае…
Не только «физиологическими» подробностями, но и многочисленными книжными ассоциациями связано «Преступление и наказание» со временем его создания. Например, идею о разделении человечества на два разряда, правда, более примитивно, высказывает князь Раменский, герой «Тысячи душ» А. Писемского. Обращаясь к Калиновичу, князь говорит: «Люди, мой милый, разделяются на два разряда: на человечество дюжинное, чернорабочее, которому самим богом назначено родиться, вырасти и запрячься потом с тупым терпением в какую-нибудь узкую деятельность... Но есть, mon cher, другой разряд людей, гораздо уже повыше; это... как бы назвать... забелка человечества: если не гении, то все-таки люди, отмеченные каким-нибудь особенным талантом, люди, которым, наконец, предназначено быть двигателями общества, а не выносливыми трутнями...»
Широкий круг чтения Раскольникова и других героев романа позволяет автору создать впечатляющую картину современной ему идеологической жизни. Главный герой знаком с естественнонаучными исследованиями, трудами -по юриспруденции. Ведомы ему и «модные» идеи утилитаризма, почерпнутые в трудах Бектама и Милля. Г. М. Фридлендер (Реализм Достоевского. - Л., 1964) отметил связь мыслей Раскольниrова об «арифметике» с вульгаризированным изложением идей дарвинизма во французском переводе «Происхождения видов».
Раскольников - внимательный читатель Корана:
О, как я понимаю «пророка», с саблей, на коне. Велик Аллах, и повинуйся, «дрожащая» тварь! Прав, прав «пророк», когда ставит где-нибудь поперек улицу, хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, и не желай, потому - не твое это дело!
Наделил писатель Раскольникова и своим интересом к творчеству В. Гюго. У героя, идущего к старухе, мелькнуло: «Так, верно те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дороге...» Персонаж повести Гюго «Последний день приговоренного к смертной казни» (эта произведение Достоевский чрезвычайно высоко ценил), отправляясь в свой последний путь, «несмотря на туман и частый мутный дождь… до мельчайших подробностей видел все, что происходило вокруг».
Герою романа «Преступление и наказание» запомнился и образ из «Собора Парижской богоматери», впервые в русском переводе с предисловием Достоевского на- печатанного в журнале «Время»:
Где это, - подумал Раскольников, идя далее, - где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, - а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, - и оставаться так, стоя на аршине пространства всю жизнь, тысячу лет, вечность, - то лучше так жить, чем сейчас умирать! Только - бы жить, жить и жить! Как бы ни жить - только жить!.. Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлетом называет, - прибавил он через минуту.
Вопреки всему, в первую очередь, вопреки погубившей его теории, Раскольников, жаждет "жизни: «Не умерла еще моя жизнь вместе с старою старухой!!...А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!» Сравним с эпизодом романа В. Гюго: «По временам он взглядывал на род узкой площадки... и молил бога, чтобы он допустил - его провести весь остаток жизни на этом крошечном пространстве, если бы даже довелось ему жить еще двести лет».
В романе - множество отзвуков современных ему идей. Судьба пьяной обманутой... девочки вызывает Раскольникова, например, на гневную отповедь статистическому фатализму, пресловутому «проценту». Для Разумихина тоже неприемлема столь популярная в 50-60-е годы XIX века формула «среда заела». Все эти взгляды позитивистов опирались на теорию бельгийского математика и социолога А. Кетле - «отца нравственной статистики». «Мы, - писал Кетле, - можем вычислить заранее..., какое количество лиц обагрит свои руки в крови себе подобных, сколько будет подлогов, сколько отравителей, подобно тому, как мы можем определить заранее количество долженствующих случиться рождений и смертей». В «Преступлении и наказании», встречается имя одного из популяризаторов идей Кетле немецкого экономиста А. Вагнера, который пытался «утвердить статистически» «законосообразность человеческих действий». И для Достоевского, и для его героя неприемлем перенос статистических законов в нравственную сферу. «Процент», «среда заела» - эти формулы не оправдывают и никогда не смогут оправдать преступление.
Далеко не все персонажи романа - читатели. Однако и они знакомы, пусть с чужих слов, с современными идеями. Даже Мармеладову известны «новые мысли». Он слышал от Лебезятникова, что «сострадание в наше время даже наукой воспрещено». Сонечка, образование которой завершилось на Кире Персидском, читает не романы, а «Физиологию обыденной жизни» Льюиса, чрезвычайно популярную в студенческой среде. Один из критиков «Недели» (1866 г., № 5), удивляясь, что Достоевский дает прочесть героине не Поль де Кока, не Баркова, а «Физиологию», замечает: «обыкновенно столь верный художественной правде» писатель здесь допустил промах, ведь Сонечка не способна понять в сочинении Льюиса «ни бельмеса». С точки зрения здравого смысла рецензент, может быть, и прав. Однако он попросту не заметил художественную значимость этой детали. Книга Льюиса была популярным материалистическим изложением естественнонаучных теорий. «Ничто, кроме - необходимости питаться, не принудит человека к ненавистному труду, - писал Льюис. - Но благодетельный инстинкт голода вместе с тем инстинкт страшный... Голод побуждает к преступлениям не менее, чем к честному труду... Голод побеждает человечность в человеке и дает перевес его животным инстинктам». Стремление автора довольно прямолинейно спроецировать данные естествознания на социальную и этическую сферы не могло не возмутить Достоевского. Колеблясь, каким кругом чтения наделить героиню, Достоевский в черновиках замечает: «У Сони - книг - не следует». Однако затем решает познакомить ее с Льюисовой «Физиологией». Но и такое, развращающее, по мысли автора, чтение не способно ничего поколебать в нравственно цельной личности Сонечки Мармеладовой.
Евангелие - единственная книга, которая волнует Сонечку. Она непосредственно воспринимает его текст. Лишь немногие чистые сердцем герои Достоевского (такие, как Алеша Карамазов) наделены этой способностью. Чудо воскрешения Лазаря помогает ей прозреть будущее чудо - воскрешение Раскольникова. Смыкаются времена. Петербургский студент озарен светом вечного образа. Евангельский рассказ придает петербургской истории вневременной, всеисторический характер.
Произведения Достоевского насыщены многочисленными книжными ассоциациями. Писатель крайне редко прибегает к прямому цитированию. Чаще он воспроизводит чужой текст с изменениями, пародирует, пересказывает так, что тот приобретает другую, необходимую автору окраску.
Знаменитые петербургские пожары, подделка ценных бумаг, сплетни и газетные объявления, мелькающие перёд Раскольниковым, - все это вводит читателя в стремительно несущийся поток русской жизни. Естественнонаучные сочинения и труды по нравственной статистике - все, что было призвано поколебать вековечные нравственные нормы, - в «Преступлений и наказании» испытано и отвергнуто. Петербургский студент, впитавший в себя эти идеи, становится их рабом, жертвой и орудием. Он совершает преступление, ответственность за которое должны разделить творцы губительных для человека и человечества теорий. Они - соучастники преступления Раскольникова.