Министерство образования и науки ДНР




Министерство образования и науки ДНР

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Кафедра философии

Учебно-методические рекомендации к изучению темы

«Предмет философии»

по курсу «Философия» (для самостоятельной работы студентов

дневной и заочной форм обучения всех факультетов)

 

Утверждено

на заседании кафедры

философии.

Протокол № 8

от 04.04.2019 г.

 

Донецк 2019


УДК 101.3(075.4)

ББК Ю.в01р30-267

 

Составитель: Н. Н. Емельянова, доктор философских наук, профессор.

 

Ответственный за выпуск: Т. А. Андреева, доктор философских наук, профессор.

 

Учебно-методические рекомендации к изучению темы «Предмет философии» по курсу «Философия» (для самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения всех факультетов) / сост. Н. Н. Емельянова. – Донецк: 2019 г., ДонНУ. – 40 с.

 

В учебно-методических рекомендациях дается краткое содержание основных разделов первой темы курса философии. Излагается перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, предлагаются тесты по изучаемой теме, виды контроля, темы рефератов, ключевые понятия, а также список рекомендованной литературы. Предлагаемые материалы должны способствовать выработке интереса к философскому знанию и более глубокому усвоению философского курса.

Для студентов дневной и заочной форм обучения всех факультетов.

 

УДК 101.3(075.4)

ББК Ю.в01р30-267

© Емельянова Н. Н., 2019

© ГОУ ВПО «ДонНУ», 2019

 

Тема: Предмет философии

План

1. Философия как учение о взаимоотношении человека и мира. Структура философского знания.

2. Философия и мировоззрение. Основные функции философии.

3. Место философии в системе культуры. Специфика философии.

4. Основные философские направления.

Изучение первого вопроса следует начать с терминологии. Слово «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Возникновение этого понятия связывают с именем Пифагора: в ответ на восхищенное восклицание ученика: «Учитель, ты мудрец!», он сказал: «Я не мудрец, я любитель мудрости». Чтобы «полюбить мудрость», человечество должно было пройти долгий путь развития. Философия – явление историческое: она возникла более двух с половиной тысяч лет назад одновременно в разных странах. Примерно в VI в. до н. э. в древней Индии, древнем Китае, древней Греции возникли первые философские школы. Что же было началом философии?

По мнению древнегреческого мыслителя Платона, началом философии было удивление: на определенном этапе исторического развития человек осмотрелся вокруг и удивился тому, как интересно и непонятно устроен окружающий мир. Начавшись с удивления, философия порождает сомнение, которое стимулирует размышление над тем, что прежде казалось очевидным. Удивление предполагает поиск ответа на вопрос «почему?»: человеку захотелось понять причинно-следственные связи, закономерности развития природы, ее глубинные основания. Это означает, что предметом философии является мир природы; задача философа – познать ее всеобщие законы. Но с Платоном не согласился датский философ XIX в. С. Кьеркегор. По его мнению, началом философии было отчаяние: осмотревшись вокруг, человек не удивился, а, скорее, отчаялся. Он обнаружил, что мир абсурден и несправедлив, жизнь наполнена страданием и неизбежно оканчивается смертью. Отчаявшись, человек спросил: «Зачем?» (зачем этот мир и зачем я в этом мире?). При такой постановке вопроса предметом философии становится сам человек, а задачей философа – осмысление проблем человеческого существования (жизни и смерти, смысла жизни и т. п.).

Очевидно, правы были оба мыслителя: любовь к мудрости означает как познание общих закономерностей развития мира, так и поиск смысла жизни человека, его предназначения. Следовательно, философия изучает и окружающий мир, и место человека в этом мире.

Известные мыслители по-разному оценивали сущность философии. Так, классик античной философии Аристотель считал, что философия – это единственно свободная наука, которая существует ради самой себя. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант подчеркивал интеллектуальную основу философии как синтеза совокупного знания; по его мнению, философ – это законодатель человеческого разума. Г. Гегель писал, что философия есть эпоха, схваченная в мысли. Иначе говоря, философия всегда является продуктом своего времени. По мнению английского философа Б. Рассела, чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию. Следовательно, философия является особым способом освоения общественно-исторической практики. Другую точку зрения высказал французский философ XX в. А. Камю. Он рассматривал философию как форму решения человеком своих личных проблем: «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить – значит ответить на фундаментальный философский вопрос. Все остальное второстепенно».

Мы видим, что философское знание может выступать как в монологической форме, нацеленной на завершенный результат, так и в диалогической, основанной на свободном поиске истины. Первый способ философствования – эпистемный (от греч. «эпистеме» – знание), второй – софийный (от греч. «софия» – мудрость). Философия является формой духовной культуры, связанной с поиском ответов на вечные вопросы, поэтому подлинное философское знание включает в себя и софийный, и эпистемный компоненты. Но именно софийный способ философствования учит осмысливать мир максимально творчески и нестандартно.

Анализируя взгляды разных мыслителей, можно сделать вывод: философия – это учение о взаимоотношении человека и мира. Ее предметом являются не только универсальные, всеобщие законы и принципы бытия, но и проблемы существования человека, его познавательные и творческие возможности, моральные и ценностные способы самоопределения. Человек является «действующим лицом» социальной истории, а для многих философских школ – исходным и конечным пунктом философствования. Поэтому можно сформулировать более кратко: предмет философии составляют общие законы мира и место в нем человека.

Необходимо уяснить, что для возникновения философии должны были сложиться определенные исторические условия:

1. Накопление человечеством знаний, раскол знания и веры. Если в первобытном обществе знания были крайне малы, и люди объясняли все непонятные явления действием могущественных потусторонних сил, то с возникновением рабовладельческого общества и накоплением знаний возникло желание познать законы самой природы. Противоречия между знанием и первичными верованиями породили сомнение, лежащее в основе философствования.

2. Появление класса аристократов, имеющих досуг. Рабы, задавленные тяжелым физическим трудом, не имели ни сил, ни времени, ни возможности заниматься науками. Аристократы, имеющие досуг, могли позволить себе роскошь заниматься математикой, физикой, астрономией, философией. В те времена философия была нерасчлененным знанием о мире; поэтому первые философы – это одновременно первые математики, физики, астрономы (Фалес, Пифагор и др.).

В процессе развития философии сложилась ее структура. Прежде всего, здесь можно выделить историко-философскую и теоретическую составляющие. В истории философии развитие философской мысли изучается по историческим эпохам, от древности до наших дней. Сюда входят такие темы, как философия древнего Востока и античности, философия Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени, отечественная и современная западная философия. Теоретическая часть включает в себя следующие разделы:

1) онтология – учение о бытии, о законах мироздания;

2) гносеология – учение о познании, его методах и целях;

3) философская антропология – учение о природе и сущности человека;

4) социальная философия – учение о генезисе и развитии общества, его качественном своеобразии и перспективах.

Кроме того, существуют и другие философские науки: логика (учение о законах правильного мышления), этика (учение о морали), эстетика (учение о прекрасном в жизни и искусстве), аксиология (учение о ценностях), культурология (учение об общих закономерностях культуры), религиоведение (изучение истории и сущности религии), риторика (искусство красноречия). Такова общая структура философского знания.

При рассмотрении второго вопроса необходимо уяснить сущность мировоззрения и его связь с философией. Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом, на место человека в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности. В мировоззрение входят мироощущение, миропонимание и мироотношение. Будучи фундаментом человеческого сознания, мировоззрение является показателем зрелости личности.

Мировоззрение многоструктурно. Оно включает такие уровни, как элементарный, концептуальный и методологический. Элементарный уровень представляет собой понятия, взгляды, оценки, складывающиеся в обыденном сознании. Концептуальный уровень составляют концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т. п. Методологический уровень является высшим уровнем мировоззрения, включающим в себя основные понятия и принципы, вырабатываемые с учетом ценностного отражения мира и человеческого бытия.

Выделяют следующие исторические типы мировоззрения:мифологический, религиозный и философский.

I. Мифология – это способ понимания мира на ранних стадиях человеческой истории. Человек живет в мире грез и фантазий, весь окружающий мир рассматривается им по аналогии с самим собой. Первобытный человек не представляет себя как личность, он обладает родовым сознанием и не имеет собственного «я». В мифологии проявляются такие особенности сознания, как преобладание эмоций над разумом, алогичность и некритичность мышления, отсутствие различий между реальным и иллюзорным миром. Вспомним, например, древнегреческих олимпийских богов: они выглядят и ведут себя как люди: влюбляются, ссорятся, воюют между собой, общаются с людьми. Мифология – это ранняя, архаичная форма человеческой культуры, основанная на первичных верованиях. Первая попытка объяснить мир выражалась в магии: считалось, что заклинаниями можно влиять на явления природы, поступки людей и т. д.

II. Религия – это система взглядов, включающая в себя свод моральных норм, обрядов, культовых действий, объединение людей в организации на основе веры в сверхъестественное. По сравнению с мифологией это более зрелый тип мировоззрения. Законы мира рассматриваются как воля Бога, который всемогущ и совершенен. Религия, как и мифология, обращается к фантазии и чувствам человека: любви, вере, надежде, благоговению. Но религия не смешивает земной и божественный миры: Бог стоит над природой, бытие Бога переживается как откровение. Основным элементом религии является культовая система: обряды, ритуалы, догматы. В настоящее время существует три мировые религии: буддизм, христианство и мусульманство (ислам). Кроме них, есть множество национальных, племенных и прочих религий. В целом, религия как форма общественного сознания представляет собой достаточно сложное духовное образование. Противоположной мировоззренческой позицией является атеизм, отвергающий всю совокупность религиозных представлений, основанных на вере в сверхъестественное.

III. Философия выступает теоретической основой мировоззрения. Она ищет ответы на вопросы о сущности мира и самого человека в их взаимосвязи, помогает индивиду найти свою духовную ориентацию. Аксиология (учение о ценностях) как часть философского знания учит ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей. Это предполагает активность человека, его самоопределение и творчество. В отличие от мифологии и религии, философия основана не на вере, а на знании, на логическом мышлении. Но это не означает, что философия не может быть религиозной. Например, в античной философии имеются мифологические мотивы, а средневековая философия имеет ярко выраженный религиозный характер. Но и в этих случаях философы опираются на логику мышления, используют доступные научные знания для оформления своих концепций. Философия всегда оформляется в виде теории, которая имеет свои законы, систему категорий, методы и принципы исследования. Данные законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются на природу, общество, человека и его мышление. Поэтому можно сказать, что философия – это высший тип мировоззрения, учение о о путях и способах познания и преобразования мира.

Отсюда вытекают основные функции философии.

- Мировоззренческая функция: философия составляет ядро научного мировоззрения, она помогает человеку сформировать свои жизненные принципы.

- Методологическая функция: философия дает всем наукам методологию познания; именно в философии разрабатываются методы научного познания мира.

- Гносеологическая (познавательная) функция: философия развивает логическое мышление и синтезирует знания, полученные разными науками.

- Критическая функция: философия учит свободному полету мысли, критическому отношению к догмам, неустанному поиску истины.

- Аксиологическая (ценностная) функция: философия выстраивает классификацию ценностей, ставит проблему истинных и ложных ценностей, учит осознанно выбирать свой путь в жизни.

- Праксеологическая функция: философия опосредованно влияет на практическую деятельность человека, определение его целей, выбор средств и методов его действий.

Как видим, все функции философии тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Таким образом, философия предстает искусством мышления и переживания человеком своего бытия в мире; она формирует интеллект, учит находить прекрасное в жизни и прогнозировать будущее.

Третий вопрос является логическим продолжением второго, так как философия является ядром духовной культуры человечества. Отметим, что культура в широком смысле – это вся деятельность человека и ее результаты. В узком смысле культура – это духовное творчество человека и, опять-таки, его результаты. Опираясь на универсальные законы действительности, культура основывается на созидательной деятельности человека. Задача философии заключается в том, чтобы осмыслить результаты культуры, выработать общее мировоззрение, построить методологию и аксиологию.

Говоря о месте философии в системе культуры, необходимо, прежде всего, понять взаимосвязь философии с другими науками и формами общественного сознания. Несомненна связь философии с политикой и правом, религией и наукой, моралью и искусством. Так, основы политики разрабатывались Платоном, Аристотелем, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Г. Гегелем, К. Марксом, X. Маккиндером и другими известными философами, а теорию права начинали обосновывать мыслители Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель и др.). Философия политики и права исследует отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблемы государства, гражданского общества, политического и правового сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т. д. Особое внимание уделяется таким фундаментальным категориям, как «свобода», «справедливость», «равенство», «закон» и т. п.

Религиозная тематика представлена в учениях Августина Блаженного, П. Абеляра, Ф. Аквинского, С. Кьеркегора, В. Соловьева, К. Ясперса, Г. Марселя, Ж. Маритена и т. д. Религию и философию роднит осмысление первоначал бытия, жизни и смерти, смысла жизни, взаимоотношений человека и Бога. В этих размышлениях человек постигает истину о своей сущности, месте в мире и предназначении. Этические проблемы здесь тесно переплетаются с аксиологическими, логическое мышление пластично дополняется иррациональными переживаниями.

Проблемы научного познания актуализованы в трудах Ф. Бэкона, Дж. Локка, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, Т. Куна, К. Поппера и многих других философов от XVII в. до нашего времени. На базе философии формируется система знаний и научная картина мира, что повышает теоретический уровень научных исследований и помогает оптимально развивать все науки. Преодолевая методологические трудности и кризисы, философия науки расширяет теорию познания с ее методами освоения действительности. Отсюда – такая важная функция философии, как познавательная.

Моральная и эстетическая проблематика наиболее полно представлена в учениях Сократа, Аристотеля, И. Канта, В. Шеллинга, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Камю, Н. Бердяева и многих других мировых философов. В их трудах красной нитью проходят размышления о добре и зле, прекрасном и безобразном, истинном и ложном, вечном и преходящем. Моральная философия, как и философия искусства, развивает духовный мир человека, помогает ему обрести нравственные и эстетические ценности. И это неудивительно: философия, исследующая взаимоотношение человека и мира, естественным образом пронизывает политико-правовые, религиозные, научные, моральные и прочие отношения между людьми.

Философия также тесно связана со всеми без исключения науками; вспомним, что она зародилась как любовь к мудрости, впитавшая в себя физические, математические, астрономические и прочие знания о мире.

Так, математику и физику объединяет с философией общая научная проблематика, связанная с постижением основ мироздания, материального и идеального, движения и покоя, пространства и времени. Не случайно И. Кант определил математику как науку о пространстве и времени, а задолго до него любитель мудрости Пифагор определил все вещи как существующие по подражанию числам. Аристотель написал обширный труд «Физика» (с этим связано появление термина «метафизика» – учение о сверхприродном). Натурфилософия (философия природы) охватывает огромный период от досократических школ до эпохи Возрождения и Нового времени, и далее – вплоть до естественнонаучных изысканий нашего времени. Эмпиризм и сенсуализм, а также позитивизм в его исторических модификациях дают нам весьма значимый опыт в построении научной картины мира.

Философию и экономические науки связывает исследование закономерностей социума, изучение материально-производственной сферы общества, базиса и надстройки, исторических форм способа производства и т. д. Ярким примером гармоничного сочетания философии и экономической теории является учение К. Маркса, обосновавшего материалистическое понимание истории на основе формационного методологического подхода к анализу общества. Его концепция включает в себя учение о соотношении общественного бытия и общественного сознания, об отчуждении труда, социальной практике, общественном прогрессе и других важных аспектах социальной философии. В целом же философия экономики, изучающая философские основания экономической науки, включает в себя философию хозяйства, собственности, товара и денег, экономическойполитики, принципов распределения, хозяйственную этику и т. п.

Точно так же философия обнаруживает тесные связи с языкознанием, историческими и юридическими науками, журналистикой, педагогикой и т. д. В истории философской мысли разработана, например, «философия языка», исходящая из представления о мире как всеобъемлющем тексте, своего рода словаре с многочисленными кодами и дискурсами. Эту проблематику, заданную неопозитивизмом, развивали основатели аналитической и лингвистической философии (Б. Рассел, Л. Витгенштейн), а затем подхватили представители постмодернизма (М. Фуко, Ж. Деррида и др.).

И все же, несмотря на неразрывную связь со всеми науками, философия имеет существенное отличие от них. Какое именно? На основе изученного материала нам будет нетрудно сформулировать ответ на этот вопрос. Специфика философии состоит в том, что, в отличие от других наук, она не имеет жестких рамок исследования, поскольку изучает мир как целое. Для философии нет запретных тем: любой объект может стать предметом философского осмысления. Поэтому существует и философия политики, и философия языка, и философия успеха, и философия денег, и философия любви и т. д. Немецкий философ-романтик Новалис удачно определил философию как ностальгическую тягу повсюду быть дома. И это действительно так: философия везде хочет быть «дома», она исследует любые проблемы, связанные с постижением общих законов мира и места в нем человека. Философия построена на постоянном диалоге, целью которого является поиск истины, объединенной с добром и красотой в единое целое. Философия – это одновременно и наука, имеющая свой понятийный аппарат, и искусство постижения жизни. Ее роль в человеческой культуре прекрасно выразил известный философ, математик, изобретатель Нового времени Р. Декарт: «Только философия отличает нас от дикарей и варваров. Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют. Поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».

 

При изучении четвертого вопроса необходимо уяснить, что понятие философских направлений может интерпретироваться по-разному в зависимости от контекста исследований. Так, иногда выделяют религиозные и нерелигиозные философские направления, причем это деление присутствует как по отношению к различным философским системам (например, религиозный по своей сути томизм и атеистический по содержанию марксизм), так и по отношению к одному течению (например, экзистенциализм, в котором есть как религиозное, так и нерелигиозное крыло). Также можно говорить о рационалистических направлениях (основанных на логике мышления) и иррационалистических (основанных на апелляции к чувствам и переживаниям). К первым можно отнести гегельянство и многочисленные формы позитивизма, ко вторым – средневековую мистику, философию жизни и т. д. Если рационализм признает основным способом познания человеческий разум, то иррационализм опирается на интуицию и откровение. Как видим, существуют разные типы философского знания, выражающие специфику взглядов тех или иных мыслителей по поводу взаимоотношения человека и мира.

В то же время, есть такие вопросы, от решения которых зависит формирование человеческого мировоззрения, выработка методологии познания, уяснение системы ценностей. Эти основополагающие вопросы касаются проблемы соотношения бытия и мышления, материи и сознания. Данная проблема получила название основного вопроса философии, который содержит две стороны. Во-первых, это вопрос о первичности материи либо сознания; во-вторых, это вопрос о возможности познания мира. Решая эти вопросы, исследователь задаёт рамки философского анализа, его смысловую направленность и структуру.

С древних времен философы задумывались о том, как возник наш мир, существует ли вечная первооснова, порождающая все формы существования, соответствует ли мир нашим представлениям о нем, может ли человек правильно познать законы мироустройства. Дело в том, что есть два уровня реальности: природный, физический мир (материя) и мир нематериальный, умопостигаемый (сознание). Как соотносятся объективное и субъективное, материальное и идеальное? Что первично и что вторично? Материя предшествует сознанию, или наоборот, сознание предшествует материи? Что существовало всегда и что является порождением вечной субстанции? Насколько адекватно мы понимаем процессы, происходящие в мире, соответствует ли мышление бытию?

На все эти вопросы мыслители отвечали по-разному. В результате возникли такие философские направления, как материализм, идеализм, дуализм, плюрализм.

Очень важно правильно уяснить их сущность, так как на этом построен весь последующий историко-философский материал. Курс философии предполагает изучение различных концепций, авторы которых являются приверженцами определенных философских учений.

Материализм – это философское направление, основанное на учении о первичности материи и вторичности сознания. Это означает, что природу никто не создавал, она существует вечно. Материя жизненна сама по себе и не нуждается ни в каком одухотворяющем начале. Материализм тесно связан с атеизмом, поскольку отрицается существование идеального первоначала.

В истории философской мысли выделяется несколько форм материализма. Прежде всего, это стихийный материализм древнегреческих мыслителей (Фалес, Анаксимандр, Демокрит и др.). Философы искали первоматерию – субстанцию, из которой возник мир. Так, в V в. до н. э. Демокрит открыл атомы и провозгласил их первоматерией, а в IV в. до н. э. поворот к материализму совершил Аристотель, создавший учение о вечном существовании материи. В Новое время возник механистический материализм, представителями которого были Т. Гоббс, Ж. Ламетри, П. Гольбах и др. Они распространяли законы механики на все сферы жизни; мир представал в виде огромного механизма, а человек – в виде своеобразной машины, в которой имелись пружина (сердце), нити (нервы) и колеса (суставы). Далее немецкие философы XIX в. Л. Бюхнер, К. Фохт и Я. Молешотт упрощенно подошли к проблеме соотношения материального и идеального. Они утверждали, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Неудивительно, что их взгляды получили название вульгарного материализма. В свою очередь, Л. Фейербах создал антропологический материализм: человек рассматривался как высший продукт природы, которая первична и представляет собой единственную реальность. Тело человека – это бытие, а его сознание – это мышление. Подчеркивая природную сущность человека, философ утверждал первичность его материальных потребностей и осуществлял критику христианства. Наконец, вершиной материализма явилось учение К. Маркса, которое получило название научного материализма, а в последние десятилетия именуется экономическим материализмом. К. Маркс разработал материалистическое понимание истории, представив ее как процесс смены способов производства. Базис («экономический скелет общества») определяет надстройку (политику, мораль и т. д.), а настройка, в свою очередь, влияет на базис. Сущность человека понимается как совокупность общественных отношений. В марксизме анализируется практическая человеческая деятельность, исследуется проблема отчуждения труда, осуществляется научная критика религиозного сознания.

Идеализм – это философское направление, основанное на учении о первичности сознания и вторичности материи. Это означает, что материя сама по себе безжизненна и нуждается в одухотворяющем начале. Признается наличие витальной (жизненной) силы, которая предшествует материальной реальности. В зависимости от того, где ищется данное одухотворяющее начало, идеализм выступает в двух видах: объективный и субъективный. Поясним, что субъективное – это то, что присуще отдельному человеку: его мысли, чувства, переживания и т. д. Объективное – это все то, что существет вне индивида, онтологически не зависит от субъекта.

Объективный идеализм усматривает вечное одухотворяющее начало в сфере идеального, находящегося вне человеческого сознания. Так, античный философ Платон создал учение об идеях, согласно которому над миром вещей возвышается мир идей, бестелесных сущностей. Вещи возникают и уничтожаются, а идеи живут вечно (увянет прекрасный цветок, состарится прекрасная девушка, но идея прекрасного будет жить вечно). По Платону, идеи существуют независимо от вещей и от людей, пребывая в далеких наднебесных местах. В XIX в. известный представитель немецкой классической философии Г. Гегель, основываясь на идеях Ф. Шеллинга, разработал свое учение – абсолютный идеализм. Философ доказывал, что все окружающее развивается по законам разума, а сам разум существует в неразрывном единстве с этим окружающим. Первоначало – это единство объективного и субъективного в их тождестве и различии. Мышление – это абсолютная сущность, находящаяся не вне мира, а в самом мире. Разум – это не специфическая особенность человека, а основа бытия: все подчиняется законам мышления. Не случайно философ вводит понятие «мировой разум» в качестве первоосновы мира. Тождество мирового разума и мира явлений Г. Гегель именует «Абсолютной идеей».

Субъективный идеализм в качестве первоосновы рассматривает сознание отдельного человека, субъекта. Весь мир предстает комплексом субъективных ощущений. Например, яблоко – это комплекс ощущений круглого, твердого, красного (зеленого) и т. д. Все ощущения порождаются нашими органами чувств, причем у каждого человека они свои, индивидуальные (одно и то же яблоко для одного сладкое, для другого кислое). Значит, первично сознание индивида; нет ничего объективного, не пропущенного через субъективное. Основателями субъективного идеализма были английские философы Нового времени Дж. Беркли и Д. Юм. Так, позиция Дж. Беркли была выражена в высказывании: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Даже если бы все субъекты исчезли, вещи и далее присутствовали бы как сумма идей в разуме Бога, который вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. В отличие от Дж. Беркли, отрицавшего существование материальной субстанции, Д. Юм основывался на признании впечатлений как единственно непреложных. По его мнению, субстанция, как телесная, так и духовная, – это просто удобная фикция нашего воображения, которое произвольно комбинирует впечатления, результатом чего и является реальность. Единственной реальностью является человеческая природа, предстающая опытом, который сопровождает человека и определяет то, чем он является в течение всей жизни. Согласно Д. Юму, единственным и безусловно существующим является впечатление чувств и впечатление рефлексии. Представителями субъективного идеализма были также И. Кант, И. Фихте и многие другие философы. В XIX-XX в.в. идеи субъективного идеализма воплотились в таких учениях, как экзистенциализм и философия жизни. Здесь в центр философии поставлен человек, а основной проблемой является проблема подлинного и неподлинного существования. Такие философы, как С. Кьеркегор, Ф. Ницше, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев и др. размышляют о жизни и смерти, свободе, самопреодолении, смысле жизни и т. п.

Дуализм – это философское направление, основанное на учении о двух независимых субстанциях, материальной и идеальной. Это означает, что материя и сознание представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Создателем дуалистической концепции был французский философ XVII в. Р. Декарт. Согласно его учению, материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Атрибутом материальной субстанции является протяженность, атрибутом идеальной – мышление. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой; духовные феномены субъективны и интенциональны (направлены на некоторый предмет). По Р. Декарту, материя логически не вытекает из сознания, но и сознание логически не вытекает из материи. Эти субстанции не определяют друг друга, но существуют на равноправных началах. Как видим, в данном учении снимается проблема первичности материи либо духа. Дуализм исходит из признания несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души. Таким образом, в противоположность монизму («моно» – один), где признается одна субстанция – материя или дух, дуализм («дуа» – два) признает равноценность двух одновременно существующих начал. Заметим, что дуализм Р. Декарта послужил исходным пунктом в таком учении, как окказионализм, объясняющий взаимодействие души и тела посредством вмешательства Бога. Представителями окказионализма были И. Клауберг, Н. Мальбранш и др.

Плюрализм – это философское направление, основанное на учении о множественных субстанциях. Здесь необходимо сделать оговорку: следует помнить, что в широком смысле плюрализм означает множественность мнений («плюральный» – множественный). Когда говорят о плюралистическом обществе, имеется в виду, что демократические принципы позволяют каждому человеку свободно высказывать собственное мнение. Плюрализм как философское направление означает такую позицию, согласно которой существуют не одна и не две субстанции, а их бесконечное множество. Основателем философского плюрализма считается немецкий мыслитель Нового времени Г. Лейбниц. Стремясь максимально учесть уникальность реального существования, он разработал монадологию – учение о монадах, опровергающее монистический взгляд на субстанцию. Монады – это множественные идеальные субстанции, активные, самодостаточные и неповторимые. Это «бестелесные атомы», как выражался философ, «живые нули», которые невозможно ощутить или обнаружить физически. Они создают своеобразную иерархию: примитивнейшие бессознательные монады составляют основу неживой природы; монады более высокого порядка Г. Лейбниц называл «монадами-душами»; наконец, «монады-духи» характеризуются четко проявленным самосознанием. Венчает эту иерархию самая совершенная монада – Бог. Философ утверждал, что монады – это зеркало Вселенной; их духовность и гармоничность обеспечивают гармонию в мире. Будучи нематериальным центром деятельной силы, монады постигаются не чувствами, а разумом. Так на основе рационализма Г. Лейбниц создал плюралистическую картину мира.

Следует также отметить, что в отдельных случаях термином «плюрализм» пользуются для обозначения такой философской позиции, которая объединяет в себе элементы разных философских направлений. Например, Аристотель, будучи учеником Платона, продолжил его учение о пассивности материи, которая одухотворяется формой (идеей). В то же время, Аристотель пришел к выводу, что материя существует вечно. Так в его учении переплелись элементы материализма и идеализма, хотя в целом Аристотель считается философом-материалистом.

В XX в. в западной философии понятие плюрализма строится на утверждении всеобщего приоритета разнообразия в противовес единству. Например, в постмодернизме ведется борьба с центризмом (любым жестким собирательным началом). Так называемому «корню» противопоставляется «ризома» – многокорневая структура, предусматривающая множество смысловых интерпретаций. Наиболее известные представители постмодернизма – М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида, Р. Рорти и др.

Необходимо подчеркнуть, что вопрос об отношении мышления к бытию включает в себя также проблему познаваемости мира. Насколько велики возможности человеческого познания? Может ли наш разум познать сущность мира, человека, Бога? Разные варианты ответа на этот вопрос воплотились в таких учениях, как гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Гносеологический оптимизм – это философская позиция, основанная на признании безграничных возможностей познавательных способностей человека. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека постичь ее. Так, в учении Платона возможность безусловного познания сущности вещей базируется на постулировании единой природы души и вечных идеальных сущностей. В учениях Г. Гегеля и К. Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективно-идеалистическому, а второе – к материалистическому направлению, основой гносеологического оптимизма является представление о рациональности мира, которая может быть познана человеческим разумом.

Скептицизм – это философская позиция, основанная на сомнении в возможности достоверного знания, в надежности истины. Философский скептицизм направлен против догматического стремления принимать устоявшиеся предположения за истинные. Представителями скептицизма были Пиррон, Секст Эмпирик, М. Монтень, Д. Юм. Следует отметить, что умеренный скептицизм, проявляя сдержанно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: