Опыт работы по организации физкультурно-спортивной деятельности школы № 5 г. Абакана




Хоккей с мячом в России является одним из видов массового физкультурно-спортивного движения. На сегодняшний момент большое количество команд по хоккею с мячом тренируются практически в каждом субъекте Российской Федерации. В республике Хакасия хоккей с мячом также является очень популярным видом спорта. В столице республики во многих школах осуществляется работа по подготовке хоккеистов из школьников не только на уроках физической культуры, но и в спортивных кружках, отдельно работающих во внеурочное время. Одной из таких школ является средняя общеобразовательная школа № 5 г. Абакана, в которой на протяжении многих лет идет подготовка юных спортсменов для игры в хоккей с мячом.

Следует заметить, что молодое поколение школьников с большим интересом приступает к освоению этого вида спорта. Каждый год проходят соревнования по хоккею с мячом в различных возрастных группах. Это позволяет утверждать, что данный вид спорта является массовым.

Занятия хоккеем с мячом на базе школы № 5 проходят в зимнее время на открытом катке, организованном на спортивном поле школы. Занятия хоккеем с мячом способствуют развитию у школьников таких физических качеств как: вестибулярный аппарат, зрение, координация движений, а также многих других. Феноменальная координация достигается благодаря подсознательно управляемому умению дозировать мышечные усилия в определенных фазах манипуляций клюшкой. Высокоразвитое специфическое глубокое мышечное «чувство мяча и клюшки», совершенствуется в процессе многочисленных повторений манипуляций клюшкой в игровых ситуациях. Помимо специальных сложно координированных двигательных навыков в этом виде спортивных игр у школьников формируются и совершенствуются физические качества нервно-мышечного аппарата - его сократительная способность, мощность, подвижность смены фаз напряжения и расслабления, скоростная выносливость, способность к быстрому наращиванию усилия в бросках и ударах по мячу. При выполнении соревновательных упражнений у школьников развивается мышечная память, логическое мышление, при объяснениях элементов выполнения специальных приемов формируется причинно-следственная цепочка, что также способствует общему интеллектуальному развитию школьника.

Кроме этого, занятия хоккеем с мячом способствуют развитию двигательных навыков школьника. Чем объемнее и разностороннее двигательный опыт ребенка, чем обширнее арсенал его двигательных навыков и умений, тем проще и успешнее он сформирует новые навыки, которые представлены вначале в виде знаний, передающихся обучаемому преподавателями, учебниками, методическими руководствами или же формируются человеком самостоятельно, в процессе самообучения.

Тактические навыки, формирующиеся в процессе обучения хоккею с мячом, способствуют развитию логического мышления школьников. Высокое качество тактического мышления в хоккее с мячом - предпосылка к результативной игре в любой зоне.

В процессе учебно-тренировочных занятий, осуществляющихся на базе школы № 5, особое место уделяется способности принимать решения мгновенно. Поэтому, в хоккее с мячом поддерживается постоянное направление на развитие способности у школьников импровизировать в зависимости от сложившейся ситуации. Это отличает данный вид спорта от футбола, которому присуща некоторая тактика, позволяющая достичь максимального результата.

Особое внимание в учебно-тренировочном процессе в хоккее с мячом уделяется процессу совершенствования специальной физической подготовки школьников, для чего используется комплекс соревновательных упражнений.

К соревновательным упражнениям относятся упражнения, по качеству выполнения которых в ходе состязаний определяется спортивный результат, а также такие соревновательные упражнения, когда юные спортсмены соревнуются, выполняя одно или несколько соревновательных двигательных действий, направленных на воспитание именно заданного специального физического качества.

Для юного хоккеиста это умение быстро передвигаться на коньках, владеть мячом и клюшкой, видеть все поле, владеть пространственно-временной ориентацией и т.д.

Отличное катание на коньках означает больше, чем просто способность быстро перемещаться из одного места хоккейного поля в другое. Хоккеист должен уметь кататься на коньках так естественно и с такой легкостью, чтобы не думать о том, как отрывать коньки ото льда и как ставить их на лед. Мысль юного спортсмена должна быть сосредоточена на клюшке и шайбе, на выборе позиции и развитии атаки.

Все перемещения школьника в процессе занятия хоккеем с мячом производятся в положении посадки. Под посадкой хоккеиста понимается такое положение тела во время игры, при котором туловище наклонено вперед, ноги согнуты в тазобедренном, коленном и голеностопным суставах, клюшка находится на льду или в положении хвата двумя руками. Различают высокую и низкую посадки. Применение той или иной зависит от игровой ситуации, в которой игрок находится в данный момент.

Бег на коньках имеет следующие разновидности: бег коротким (ударным) шагом, бег длинным (скользящим) шагом, бег перебежкой (скрестным шагом, переступанием), бег с поворотами, спиной вперед, старт с места, торможение.

Катание на коньках является основой основ хоккея, но умение владеть мячом - второй по важности компонент хоккейного мастерства. Школьники, занимающиеся хоккеем с мячом должны быть способны быстро и непринужденно передвигаться на коньках, чувствовать мяч на клюшке, следить за готовым вступить с ним в единоборство игроком соперника, приближающимся к нему на скорости близкой к 60 км/ч. От их умения правильно держать клюшку и в совершенстве владеть ею во многом зависит легкость и экономичность всех его действий.

Часто, владея мячом, хоккеист не имеет возможности передать его партнеру и должен сам манипулировать им, удерживая на клюшке и пытаясь пройти мимо обороняющихся. Обычно мяч ведут серединой крюка. Различают следующие способы ведения мяча: плавное ведение, ведение способом «рубка», ведение мяча сбоку и ведение мяча клюшкой и коньком. Ведение может быть по прямой, по кругу, с изменением направления и скорости. Броски - это атакующие действия отдельного игрока, в которых он различными способами стремится направить мяча в ворота соперника. Игрок, бросающий по воротам, должен точно оценить игровую ситуацию, причем одновременно видеть положение вратаря и неприкрытые места в воротах. Это позволяет ему правильно и вовремя решить, как и куда нужно бросать. Броски мяча могут выполняться по льду и по воздуху, на месте и в движении после ведения, остановки и без остановки, подкидной мяч и т.д.

Финты применяются в нападении и в защите с целью обыграть соперника путем обманных действий. Финты можно выполнять с мячом и без него, стоя на месте и в движении. Финты могут быть ногами, клюшкой, туловищем, кивком головы. Они могут сочетаться - клюшкой и туловищем, туловищем и клюшкой, кивком головы и движением туловища и т.д.

Повороты плечами, перенос веса тела, движение головой и финты клюшкой составляют те компоненты техники обманных движений, которые являются проявлением хоккейной смекалки.

Среди технических приемов игры важное место занимает остановка мяча. Действуя коллективно, используя разнообразные передачи, овладевая мячом в единоборстве или перехватывая мяч, посланный соперником, юный хоккеист в процессе игры вынужден очень часто его останавливать. Важно не только хорошо останавливать мяч, но и затрачивать минимальное количество времени на исполнение приема. Только четкость и быстрота исполнения позволяют спортсмену далее осуществить свой тактический замысел; бросить мяч по воротам, сделать передачу или воспользоваться обводкой.

Также в процессе специальной физической подготовки формируется координация юного хоккеиста. Достигается это благодаря подсознательно управляемому умению дозировать мышечные усилия в определенных фазах манипуляций клюшкой. Высокоразвитое специфическое глубокое мышечное «чувство мяча и клюшки», совершенствуется в процессе многочисленных повторений манипуляций клюшкой в игровых ситуациях. Помимо специальных сложно координированных двигательных навыков в этом виде спортивных игр формируются и совершенствуются физические качества нервно-мышечного аппарата - его сократительная способность, мощность, подвижность смены фаз напряжения и расслабления, скоростная выносливость, способность к быстрому наращиванию усилия в бросках и ударах по мячу. Темповая игра требует проявления способности вести эффективную игру на протяжении всего матча.

Кроме этого требуется уделить внимание развитию ударных движений в хоккее с мячом. Проблема обучения технике ударных движений в спортивных играх была и остается актуальной.

Педагогической задачей в этом случае является обучение юных школьников умению занимать оптимальную позу при выполнении технического приема, а также выбирать оптимальное место действия на площадке или в игровом пространстве. В учебно-тренировочном процессе, осуществляющемся на базе школы № 5, педагогические задачи решаются в следующем порядке:

. Определение оптимальной индивидуальной позы юного спортсмена в фазе ударного движения конкретного технического приема;

. Выявление индивидуальных характеристик оптимальной позы. Проведение экспериментов с индивидуальной математической моделью ударного движения с целью обоснования развития тех или иных двигательных качеств, необходимых для успешного овладения умением занимать оптимальную позу в фазе ударного движения;

. Развитие до требуемого уровня необходимых двигательных качеств школьника, обеспечивающих выполнение оптимальной индивидуальной позы. Например, развитие подвижности в суставах, пространственной координации движений, развитие качеств, обеспечивающих устойчивость спортсмена (способность удерживать звенья тела в равновесном состоянии);

. Обучение школьника умению занимать характерную для него рабочую позу, делая акцент на развитие ее индивидуальности;

. Определение оптимального места действия юного спортсмена на площадке или игровом пространстве при выполнении технического приема;

. Выявление индивидуальных характеристик движения, необходимых для выполнения этого технического приема;

. Проведение экспериментов с индивидуальной математической моделью ударного движения с целью успешного овладения умением выбора оптимального места действия на площадке или в игровом пространстве;

. Развитие индивидуальных черт движения, необходимых для успешного овладения умением правильного выбора места действия. Например, пространственной координации движений, развитие требуемой подвижности в суставах;

. Обучение умению выбирать оптимальное место действия на площадке или игровом пространстве для эффективного выполнения технического приема;

. Обучение умению сочетать выбор необходимого места действия и оптимальной позы спортсмена на площадке или игровом пространстве.

Рассмотренные педагогические задачи характерны для всех основных технических приемов игры в хоккей с мячом. При выполнении указанных педагогических задач обязательно использование технических средств обучения.

Кроме умения держаться на коньках, перемещаться по полю с большой скоростью, владеть мячом и клюшкой, хоккеисты развивают координацию, умение логически мыслить, быстро принимать решения, адаптироваться к мгновенно меняющейся обстановке и многое другое, что позволяет говорить о пользе данного вида спорта в процессе формирования школьника не только с точки зрения здоровьесберегающих технологий, но и с точки зрения общего развития личности человека. Таким образом, формирование специальных физических навыков игры в хоккей с мячом осуществляется посредством реализации перечня педагогических задач, способствующих формированию полноценной, гармонично и всесторонне развитой личности.

 

Результаты работы

 

Цель физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой в школе № 5 г. Абакана заключается в повышении уровня здоровья у учащихся школы.

Физкультурно-спортивная деятельность основана на следующих принципах:

. Разработка правовой базы. В правовую базу физкультурно-спортивной деятельности включены государственные, региональные, а также местные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность средних общеобразовательных учреждений и физкультурно-спортивных организаций;

. Организация кружков по различным видам спорта на базе школы № 5 г. Абакана. Основной целью в данном случае является создание сети физкультурно-спортивных кружков по различным видам спорта, через использование спортивного зала школы и дворового участка.

Структурная модель физкультурно-спортивного движения осуществляемого на базе школы № 5 г. Абакана представлена в приложении 3.

Результатами физкультурно-спортивной деятельности являются ниже перечисленные достижения:

обеспечение физкультурно-спортивной работы с населением через организацию внутришкольного конкурса «Мама, папа, я - спортивная семья»;

укрепление материально-технической базы за счет приобретения спортивного инвентаря;

повышение уровня подготовки спортсменов и тренеров наставников посредством обмена опытом во время проведения межшкольных соревнований, участия школьников в городских соревнованиях и спартакиадах, прохождения курсов повышения квалификации;

увеличение числа активно занимающихся физической культурой и спортом через социальную рекламу. В данном случае социальная реклама осуществляется через выпуск стенгазет, реализации здоровьесберегающих технологий не только на уроках физической культуры, но и в течение других учебных дисциплин через пятиминутки здоровья;

сохранение и развитие спортивных традиций массовых спортивных игр, а именно: проведение коллективных игр, таких как хоккей с мячом, футбол, лапта и т.д.;

создание инфраструктуры для развития физкультурно-спортивных кружков на базе школы;

физкультурный спортивный движение хоккей

- формирование информационного, методического, материального и кадрового обеспечения системы физкультурно-спортивного воспитания в школе;

улучшение взаимодействие между учителями, реализующими здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников.

Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность, осуществляемая на базе средней общеобразовательной школы № 5 г. Абакана позволяет улучшить здоровье учащихся, сформировать материально-техническую и педагогическую базу для дальнейшего развития и совершенствования физкультурно-спортивной деятельности, расширить количество кружков на базе школы и т.п.

 


Выводы

 

В заключении можно сказать, что цели работы достигнуты. При выполнении курсовой работы нами были решены следующие задачи:

проведен анализ литературы по проблеме исследования. В результате анализа выявлено, что данная проблема достаточно актуальна на сегодняшний момент. На сегодняшний момент наука управления физкультурно-спортивным движением как на федеральном, так и на региональных уровнях не определила его структуру, перспективные пути развития, многообразные формы деятельности. Не выделено в этом движении как приоритетное детско-юношеское физкультурно-спортивное движение, не разработаны основные направления его государственной поддержки, механизмы реализации деятельности общественных объединений;

выявлены физкультурно-спортивные модели и их эффективность. Физкультурно-спортивное движение основано на признании важного социального значения физкультурно-спортивной деятельности для человека, общества и государства. Её значимость оценивается в рамках данного движения с позиций гуманизма, т.е. такой системы воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека, его счастье, здоровье, разностороннее и гармоничное развитие, проявление им всех своих способностей, взаимное уважение и т.п., однако существующая на сегодняшний момент законодательная база и экономическая основа не может обеспечить качественную работу физкультурно-спортивных движений в Российской Федерации. Особенностью российской модели физкультурно-спортивного движения является объединение клубной модели, характерной для зарубежных государств, и государственной поддержки данного движения;

раскрыты особенности осуществления физкультурно-спортивной деятельности на базе школы № 5 г. Абакана. Т.к. на базе школы № 5 г. Абакана в течение многих лет обучаются навыкам игры в хоккей с мячом, физкультурно-спортивная деятельность основана именно на элементах данной игры. Формирование специальных физических навыков игры в хоккей с мячом осуществляется посредством реализации перечня педагогических задач, способствующих формированию полноценной, гармонично и всесторонне развитой личности. Физкультурно-спортивная деятельность, осуществляемая на базе средней общеобразовательной школы № 5 г. Абакана позволяет улучшить здоровье учащихся, сформировать материально-техническую и педагогическую базу для дальнейшего развития и совершенствования физкультурно-спортивной деятельности, расширить количество кружков на базе школы и т.п.

 


Библиографический список литературы

 

1. Арестов, Ю.М., Годик, М.А. Подготовка хоккеистов высших разрядов [Текст] / Ю.М. Арестов, М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 128 с.

2. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов [Текст] / В.А. Быстров. - М.: Физкультура и спорт, 2000г. - 243 с.

. Васильева, В.В., Коссовская, Э.Б., Степочкина, М.А. Физиология человека [Текст] / В.В. Васильева, Э.Б. Коссовская, М.А. Степочкина. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 164 с.

. Верхоманский, Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития [Текст] / Ю.В. Верхоманский. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 134 с.

. Волков, В.Н., Филин, В.П. Спортивный отбор [Текст] / В.Н. Волков, В.П. Филин. - М.: Высшая школа, 2003. - 410 с.

. Маслюков, А.В. Совершенствование координационных способностей у юных хоккеистов 8-9 лет с учетом типа телосложения на начальном этапе тренировки [Текст] / А.В. Маслюков. - Омск, 2001. - 324 с.

. Никитушкин, В.Г. Методы отбора в игровые виды спорта [Текст] / В.Г. Никитушкин. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 301 с.

. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 405 с.

. Папаян, Г.Г. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовки юных хоккеистов в связи с особенностями соревновательной деятельности [Текст] / Г.Г. Папаян. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 203 с.

. Савин, В.П. Теория и методика хоккея [Текст] / В.П. Савин. - М.:: Физкультура и спорт, 2003. - 204 с.

. Тхоревский, Т.С. Физиология человека [Текст] / Т.С. Тхоревский. - М.: Медицина, 2001. - 320 с.

. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 301 с.

. Хомутский, В.С. Спор молодых. Хоккей [Текст] / В.С. Хомутский. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 213 с.

. Шестаков, М.М. Структура соревновательной деятельности и критерии её эффективности в хоккее с мячом [Текст] / М.М. Шестаков. - Краснодар, 1993. - 308 с.

 


Приложение 1

 

 


Приложение 2

 

 


Приложение 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: