Стадии когнитивного развития по Пиаже




Схема возрастной периодизации школы Л. С. Выготского

 

Кризис Возрастной период Новообразования Ведущий тип деятельности
Новорожденности Младенческий возраст 2 мес. – 1 год Комплекс оживления. Развитие сенсорных и двигательных функций Непосредственно-эмоциональное общение
Одного года Раннее детство 1 год – 3 года   Овладение речью. Развиваются: память, в виде узнавания, наглядное мышление, внимание, восприятие психомоторика. Предметно-манипулятивная деятельность
3 лет   Дошкольный возраст 3 – 7 лет Способность к образному представлению. Качественные образования как в развитии психофизиологических, так и в личностной сфере. Ролевая игра
7 лет Школьный возраст 8 – 12 лет Ребенок осваивает навыки и приемы получения знаний и социальных взаимоотношений. Учебная деятельность  
13 лет Пубертатный возраст 14 – 18 Новый уровень самосознания, самооценки, «чувство взрослости».   Интимно-личностное общение
17 лет   Интеграция интересов, объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами. Формируется познавательная направленность. Учебно-профессиональная деятельность

 


Стадии когнитивного развития по Пиаже

 

Стадия Возраст Характерное поведение
Сенсомоторная 0 – 2 года Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др. Эту организацию представляют акты приспособления к вещам в виде перцептивных и двигательных действий, основанных на реальных вещах. Символических преобразований еще нет. Ребенок приобретает множество частных сведений об объектах и их свойствах – пространстве, времени, причинности. Он занимается подражанием и игрой, узнает и свои свойства и свойства объектов как различные. Константность восприятия достигает высокого уровня развития.
Дооперациональная 2 – 7 лет Маленькие дети формируют понятия и пользуются символами, такими как язык, для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. Дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классификации объектов и событий. Мышление носит интуитивный характер.
Конкретных операций 7 – 11-12 лет Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями. Образное мышление развивается в полной мере. Мир представлений приобретает устойчивость, связность, упорядоченность. Объект приобретает для ребенка неизменность благодаря приобретению равновесия, которое обеспечивает сохранение количества, веса, объема, длины, площади и прочего, т.е. дети достигают понимания сохранения.
Формальных операций 11 – 15 лет Происходит последняя реорганизация структур интеллекта. Подросток может уже успешно действовать в отношении не только окружающей его реальности, но и в мире абстракций, выраженных в виде слов. Они могут строить планы, вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически.

 

Психосексуальные стадии развития личности по З. Фрейду

 

 

Стадия Возрастной период Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития
Оральная стадия 0 – 18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание, глотание) Отвыкание от груди. Отделение себя от материнского тела. Выживание младенца зависит от тех, кто о нем заботится. Происходит удовлетворение биологических потребностей путем сосания груди. Поэтому полость рта становится главным средоточением активности и интереса младенца, а источником удовольствия становится материнская грудь. Главная задача состоит в закладке основных установок – зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. При этом младенцы испытывают определенные трудности, т.к. лишаются удовольствия. Чем больше эти трудности, т.е. чем сильнее фиксация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях. Если фиксация либидо произошла в первой половине оральной стадии (до 6 мес.), формируется орально-пассивный тип личности – это человек, ожидающий от окружающего мира «материнского» отношения к себе и одобрения. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, зависимости. С появлением зубов начинается вторая фаза – орально-агрессивная (от 6 – до 18 мес.). Фиксация выражается в таких чертах личности взрослого - любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничность. Им свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.    
Анальная стадия 1,5 – 3 года Анус (удержание или выталкивание фекалий)    
Продолжение табл. 4.1

 

 

Приучение к туалету (самоконтроль). Дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Ребенок учится разграничивать требования Оно (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Фрустрация наступает при двух типах родительской тактики. 1). Требовательное, негибкое приучение к туалету, несмотря на протест ребенка – развивается анально-удерживающий тип личности. Для него характерны черты упрямства, скупости, методичности и пунктуальности. Ему тяжело переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. 2). Обусловлен родительской строгостью – анально-выталкивающий тип личности. Черты – склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическая жестокость. Сексуальные партнеры воспринимаются как объекты обладания. Если родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и щедро хвалят их за это (отношение как к «подарку»), то подобный подход поддерживает старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.
Фаллическая стадия 3 – 6 лет Половые органы (мастурбация) Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания. Доминирующий конфликт связан с эдиповым комплексом. В возрасте между 5 – 7 годами эдипов комплекс разрешается: ребенок подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении родителя противоположного пола и начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. В этот период ребенок интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы, что подготавливает почву для развития Сверх-Я. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Стремятся добиваться успеха (символ победы над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость, что выражается в комплексе «Дон Жуана». Однако, может и обратный вариант – пассивный, робкий и нерешительный мужчина, боящийся женщин. У женщин фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям. Хотя внешне они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, т.е. быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют «кастрирующими». Неразрешимые проблемы Эдипова комплекса расцениваются как основной источник последующих невротических моделей поведения.
Латентный период 6 – 12 лет Отсутствует (сексуальное бездействие) Расширение социальных контактов со сверстниками. Либидо ребенка направляется посредством сублимации в различные виды деятельности, не связанные с сексуальностью – интеллектуальные занятия, спорт, отношения со сверстниками.  
Генитальная стадия   Пубертат   Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество. Сексуальные и агрессивные побуждения восстанавливаются. Для подростков характерно усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Сначала сексуальная энергия направляется на человека одного с ними пола (как при разрешении Эдипова комплекса), однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание. Фиксация на данной стадии, особенно если она накладывается на фиксацию в фаллической стадии, может привести к стойким нарушениям в отношениях с другими людьми. Удовлетворение потребностей подростка (принятие взрослой позиции), понимание со стороны значимых людей формирует генитальный характер – это идеальный тип личности. Это человек зрелый, ответственный в социально-сексуальных отношениях.

 


 


Этапы психосоциального развития личности по Э. Эриксону

 

Этапы Психосоциальные стадии Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
I от рождения до 1 года Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру? Поддержка, удовлетворение основных потребностей Доверие
Отсутствие поддержки, непоследовательность Недоверие
II от 2 до 3 лет Мышечно-анальная Могу ли я управлять собственным поведением? Разумная дозволенность, поддержка Автономия
Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия Сомнение
III от 4 до 5 лет Локомоторно-генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? Поощрение активности, наличие возможностей Инициатива
Отсутствие возможностей, неодобрение активности Вина
IV от 6 до 11 лет Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания Трудолюбие
Плохое обучение, отсутствие руководства и поддержки Чувство неполноценности
V от 12 до 18 лет Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды, позиции? Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Идентичность
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания Смешение ролей
VI Ранняя взрослость Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Душевная теплота, понимание, доверие. Близость
Одиночество. Изоляция
VII Взрослость Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям? Целеустремленность, продуктивность. Генеративность
Обеднение личной жизни, регрессия. Стагнация
VIII Зрелость   Зрелость Доволен ли я прожитой жизнью? Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Целостность Эго
Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью Отчаяние

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: