I. ВСТУПЛЕНИЕ
К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что Его нет; вера часто является мировоззрением человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Я выбрал тему ”Религии народов России”, потому что хотел больше узнать о сути каждого из основных религиозных направлений. А в частности о буддизме, христианстве и исламе.
Я поставил перед собой задачи:
) узнать - когда возникли,
) как распространялись религиозные вероучения,
) сколько верующих исповедуют ту или иную религию,
) какие священные книги существуют, каково их содержание.
Мною были использованы методы: описательные, картографический, сравнения, анализа.
Работа написана на стыке наук: географии, философии, истории, обществознания, религиозных вероучений.
Актуальность этой темы состоит в том, что поскольку жизнь в современном обществе становится все сложнее, многие люди ищут спасения в религии, верующих становится все больше и различные религиозные направления охватывают все большие территории страны, поэтому, я считаю, что эта тема интересна для исследования.
II. РЕЛИГИИ НАРОДОВ РОССИИ
1) Рождение веры
Вера - универсальное свойство человеческой природы. Современная наука полагает, что “человек разумный” появился 30-40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры.
Конечно, этих находок явно недостаточно, чтобы ответить на вопрос, во что именно верили наши далёкие предки, но с их помощью можно попытаться представить, как и почему рождалась вера вообще.
|
Несомненно, человек - часть природы. Одни и те же химические элементы слагают его тело и тела животных, деревья, воды Мирового океана, горные породы. Человек связан с окружающим миром такими крепчайшими канатами, как воздух, вода, пища, солнечный свет, необходимые для поддержания жизни. Человек участвует в вечном круговороте вещества в природе, и древний человек чувствовал это острее и чётче, чем современный. Это ощущение сохранено им даже в языке: например, по-русски рождающая земля - природа; земля, на которой родились и умерли предки, - родина; люди, живущие на ней, - народ. Люди рождаются, дают жизнь новым поколениям, а потом умирают, и тела их разрушаются, переходят из живого в неживое - так же, как звери, птицы, деревья и травы.
Но человек обладает сознанием, поэтому он - не только “природное” существо. Стать человеком - значит обрести способность “осознавать” себя, т. е. видеть и чувствовать не только свою причастность этому миру, но и особенность, уникальность своего положения в нём. “Сознание” человека - это знание, разделённое с другими людьми, “совместное” понимание мира и места человека в нём. Очень важна здесь эта частичка “со-”. Опыта одного человека явно недостаточно, чтобы понять мир. Ребёнок учится, чтобы усвоить знания предыдущих поколений, и чем “старше” общество, тем дольше длится обучение. Необходимость трудиться сообща вынуждает перенимать опыт других и передавать свой, а тем самым - и обобщать его. Так в человеческом сообществе возникает “обобщённое” представление о мире. Другими словами, все люди, составляющие данное общество, знают о мире примерно одно и то же, потому что “доверяют” опыту соплеменников - прошлому и настоящему. Вот почему вера - это коллективное представление о мире.
|
Сознание - вот тот рубеж, то великое свойство, которое создало парадокс человека. Человек для природы - “свой”, во многом он живёт по её законам и подчиняется им. Во многом, но не во всём. Человек для природы - “чужой”, его сущность не сводима к одним только природным законам. Он способен обобщать, анализировать, находить закономерности, чувствовать красоту, искать смысл и цель существования - как собственного, так и всего мира. Он создаёт вокруг себя то, чему нет аналогов в природном мире, - мир человеческой культуры.
Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Не требовалось особой проницательности, чтобы понять: изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту безликую, таинственную силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений; именно она выделила человека из природного мира. Для обозначения этой силы человек придумал тысячи имён, но суть их одна - это Бог.
Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” - предмета, символа, наделённого особым свойством - служить вместилищем незримой силы. Каменные, костяные, деревянные идолы, грубые и примитивные, становятся условными знаками, обозначая то, что иначе не может быть выражено. Важна не форма идола, важно содержание, которое видит в нём человек.
|
Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли. Для этих людей пропеллер олицетворял невообразимую мощь, позволяющую чему-то огромному летать как птица и, наверное, способную творить и другие чудеса.
Символом родства человека с природным миром выступает тотем. У многих народов существует сложная система связей с теми или иными животными, считающимися предками или покровителями человека или коллективными предками рода.
“Отделённость” человека от природного мира подчёркивает система табу - запретов, имеющих смысл только для человека. Для животного нет, и не может быть табу - его поведение целиком диктуется целесообразным, рациональным. Только человек способен оперировать иррациональными категориями. Правда, из-за того, что сейчас невозможно с достоверностью реконструировать мировоззрение древнего человека, нельзя утверждать и полную иррациональность многих табу.
Некоторые из них выглядят вполне рациональными. Например, табу на употребление в пищу тотема. Если тотем рода - кенгуру, то кенгуру есть нельзя. Но вот как могло возникнуть табу, запрещающее встречу женщины в период беременности с братом мужа, можно только догадываться.
Если незримая сила может сконцентрироваться в каком-либо предмете, то достаточно стать обладателем этого предмета, чтобы приобрести дополнительные возможности. Так появляется фетиш, или амулет, - предмет произвольной природы и формы (необычный камень, лапка убитого зверя, перо птицы), способный охранять обладателя от опасностей и бед и приносить ему удачу. Если беда всё же приключалась, значит, амулет утратил силу или перестал покровительствовать хозяину.
Истинного облика Бога не ведал никто, и это понятно: Бог невмещаем человеческим сознанием, иначе Он не был бы Богом. От Него люди получали этические законы, правила жизни, и никакой другой логикой, кроме божественной, эти правила не могли быть объяснены.
Наиболее показательна в этом отношении священная история еврейского народа. С точки зрения обычной истории заповеди, данные Богом Моисею на горе Синай, не имели смысла. Они могли исходить только от того, кому известен ход событий до самых отдалённых во времени пределов, кому известен смысл существования человека.
Из трёх обстоятельств - божественной воли, культурных традиций конкретного народа и особенностей мышления конкретного человека - складывается всё многообразие религиозного опыта человечества. Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. В индуизме - тысячи богов, в иудаизме - один, но в основе и той и другой религии лежит вера. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.
Каким же предстаёт мир в религиозном сознании?
Прежде всего, религиозному сознанию ведомы цель и смысл существования мира и человека в нём - в пределах конкретной мировоззренческой картины. Основу этой картины в свою очередь составляет представление о существовании двух (или более) миров: мира зримого, земного, человеческого и мира незримого, духовного, божественного. У каждого из этих миров есть своя история, свои законы, и в каждом из них действуют люди или другие сущности, и каждый имеет свое символическое выражение.
Практически все религии сходятся на том, что нынешнее состояние мира и самого человека ненормально, человек должен быть “спасён”. Спасён от чего? Спасать тело бессмысленно, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что тело умрёт. Но зачем же тогда живёт человек и как находит он силы жить, зная о конце, которого не избежать? Многие религии учат, что земная жизнь человека есть жизнь временная. Одни религии воспринимают её как страдание и соответственно учат спасению от жизни, другие учат спасению от смерти, но смерти куда более серьезной, чем смерть тела, - от смерти души. Представление о душе, дарованной Богом, о её бессмертии, о том, что духовное совершенствование важнее мирских забот, - основная составляющая часть многих религий.
Наличие многих религий неизбежно приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Ведь Истина должна быть одна, а религий - много. Не значит ли это, что верна лишь одна из них, а другие - вредны и ложны? Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие - неистинными, не ведущими к подлинному спасению.
Одним из инструментов отыскания истины человечество привыкло считать науку, однако вопрос об истинной вере оказывается вне её компетенции. Цели и задачи науки - другие. Её методы разрабатывались для познания зримого мира и применимы к объектам любой степени сложности, но всё же менее сложным, чем человек.
Можно предположить, например, что каждая из религий содержит какую-то часть единой Истины, и если объединить их, то удастся получить удовлетворяющую всех, одну-единственную, истинную религию. Попытки создать такую синкретическую (от греч. “соединение”) религию предпринимались, но приводили к парадоксу: созданное таким образом учение оказывалось меньше и мельче, чем религии, из фрагментов которых оно составлялось. Экуменическое движение, стремящееся объединить хотя бы разные направления христианства, также пока не достигло своей цели. Вопрос о соотношении истинного и ложного в различных религиях один из сложнейших. Попытаемся очертить некоторые подходы к его решению.
Первый из них заключается в том, что ни одно из великих вероучений не может быть совершенно ложным, иначе оно не смогло бы развиться в религиозные представления, существующие веками и тысячелетиями. Вместе с тем абсолютная истина никак не может стать достоянием человека просто потому, что ни один человек не является всеведущим. Не является всеведущей и какая-либо религия или церковь. Поэтому говорить можно лишь о степени истинности той или иной религии, т. е. о ступенях восхождения к абсолютной истине, а также о том, что каждая религия отражает ту или иную грань (или несколько граней) абсолютной истины, практически бесконечно многогранной.
Один из способов снятия противоречий, существующих между различными религиями, предлагает русский религиозный мистик Даниил Андреев. Он рассматривает в качестве примера одно из основных противоречий между исламом и христианством. Как известно, ислам - строго монотеистическая религия. Ислам отрицает христианский догмат о Троице, то есть о троичности Бога, поскольку духовный опыт основателя ислама пророка Мухаммада не подтверждает этого догмата. Д. Андреев пишет: “...ничей вообще опыт не может содержать подтверждение всех истинных идей, возникших ранее, в ходе коллективного человеческого богопознания и миропознания. Всякий личный опыт ограничен; только премудрость Всеведущего охватывает всю сумму истин „в себе". Поэтому то обстоятельство, что Мухаммад не пережил своим духовным опытом ничего, подтверждающего тезис Троичности, само по себе никак не должно служить аргументом для опровержения этой идеи, даже в глазах ортодоксальных мусульман. Вместо формулы: „Пророк, познав совершенное единство Божие, убедился в ложности учения о Троице", следует, по справедливости, формулировать так: „Пророк, познав совершенное единство Божие, не получил, однако, указаний на Троичность Единого"”.
Но понять причины возникновения противоречий - не значит уничтожить их, приведя все религии к некоему “общему знаменателю”. По-прежнему для мусульманина Бог один, и этот Бог - Аллах, а Иисус - только человек, один из многих пророков - как и для иудея. Христианин же верит, что Иисус Христос - Сам воплотившийся Бог. Христиане верят, что “человеку положено однажды умереть, а потом - Суд”, индуисты и буддисты говорят о длинной цепи перерождений каждой души.
Обратимся ещё раз к тем факторам, которые влияют на формирование конкретной религии. Бог говорит с каждым народом на его собственном языке - на языке культурных традиций народа, особенностей его национального характера, способа мышления и богопознания. Душа народа - тайна не меньшая, чем душа и личность того пророка или просветлённого, который передал своему народу божественное откровение. И третья, самая непостижимая тайна - воля Бога, открывающего Себя человеку.
Религий и систем верований на свете десятки тысяч. Раскрыть же внутреннюю суть конкретной религии может только душа, живущая именно этой верой.
Невозможно даже в краткой форме изложить все фрагменты истории развития той или иной религии: религиозные войны, крестовые походы, межрелигиозная вражда - всё это дела и стремления человеческие, а прикрываются они священными символами или просто красными или чёрными знаменами - к вопросам веры это отношения не имеет. Неразрешимая задача найти аргументы в пользу той или иной религии. Однако нет, не было и не будет на земле народа, представители которого не задавали бы себе вопросов:
“Кто мы?”,
“Откуда и куда мы идём?”,
“Где наш дом?”.
Возможные ответы содержат национальные и мировые религии. И каждый должен сам решить, насколько эти ответы полны и убедительны.
2) БУДДИЗМ - САМАЯ ДРЕВНЯЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) представляют собой сравнительно позднее и своеобразное явление в истории религии. Вместе с ними впервые в истории человечества возникла вероисповедная связь людей отдельно от этнической, языковой, политической связи. Люди стали объединятся между собой как единоверцы, независимо от местонахождения и языка, страны, подданства. Возникновение и распространение «мировых» религий было вызвано каждый раз очень редким стечением исторических условий.
Буддизм - самая ранняя по времени появления из «мировых» религий - играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке.
Происхождение буддизма покрыто мраком. Письменных источников непосредственно от эпохи его зарождения не сохранилось, возможно, что их и не было.
а)Ранне - буддистские предания
Согласно ранним преданиям буддистов - Палийскому канону, основатель этой религии был сыном царя одного из небольших северо-индийских государств. Он происходил из рода Шакья. Его звали Сиддартха, - позже он был больше известен под именем Гаутамы. Отец Сиддартхи окружил любимого сына с самого детства необычайной роскошью, тщательно устранил из его жизни все, что могло бы его опечалить. Молодой царевич не видел вокруг себя и не знал ничего мрачного, тяжелого, безобразного; он даже не подозревал, что в жизни есть страдание, нужда, болезнь, дряхлость и смерть. Никогда не выходя за пределы своего блестящего и прекрасного дворца и сада, Сиддартха проводил все свое время в развлечениях, пирах и праздниках. Он жениля на любимой женщине, и у него родился сын. Но тем сильнее подействовало на его впечатлительный ум первое же соприкосновение с грубой и неприглядной действительностью. Толчком к душевному перевороту послужили для царя четыре встречи: ему попались на глаза дряхлый старик, жестоко страдающий больной, затем покойник, которого несли хоронить, и Сиддартха впервые узнал, что болезнь, старость и смерть - удел всех людей; наконец, он встретился с нищим монахом, добровольно отрекшимся от роскоши и наслаждений и нашедшим в аскетизме душевный покой, и решил последовать этому примеру.
Сиддартха тайно покидает дворец и семью. Отказавшись от богатства и власти, он становится отшельником. Семь лет он проводит в лесу, занимаясь добровольным самоистязанием, чтобы достигнуть душевного покоя и достичь познания истины. Но все это не принесло молодому отшельнику удовлетворения. Он понял, что не в этом правильный путь спасения. По преданию, однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достигает «просветления». Ему открывается вся истина. С этого момента он становится Буддой - Просветленным.
Гуутама пришел к убеждению, что обе крайности - и жизнь полная удовольствий, и жизнь добровольных страданий - равно далеки от правильного пути. Правильный путь лежит посередине.
б)Ранне-буддистские общины
Строгость практических моральных предписаний раннего буддизма требовала от последователей этого учения монашеского образа жизни. И в самом деле, ранние буддистские общины представляли собой братства нищенствуих монахов и монахинь. В них принимались люди разных каст, однако не все: туда не принимали рабов, солдат, преступников, должников; не принимали никого против воли родителей. Монашеский устав был строгий: члены общины не могли иметь никакого имущества, кроме простой одежды желтого цвета (желтый цвет был в Индии присвоен низшим кастам), они жили подаянием, ели один раз в день перед заходом солнца, давали обет безбрачия и т. д. Но не все последователи Будды могли или соглашались обречь себя на такие лишения; большинство из них предпочитало оставаться в миру. Такие мирские приверженцы буддизма, то есть «почитатели», должны были соблюдать только минимальные пять запретов и сверх того делать пожертвования в пользу монашеской общины. Буддистское вероучение не только допускало существование таких мирских последователей Будды, но они были даже необходимы для буддистских общин, так как иначе им нечем было бы жить - ведь монахи сами не работали и кормились только подаянием.
в)Распространение буддизма
Проповедь новой религии имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям разных слоев населения. Для городских классов буддизм был оружием борьбы против аристократии и ее привилегий. Угнетенным народным массам, не видевшим никакого выхода из нужды и бедствий, буддистское учение указывало какой - то путь к избавлению от них. Члены низших бесправных каст, вступая в буддистскую монашескую общину, приобретали некоторые человеческие права: к ним там относились как к равным. Это учение не требовало дорогостоящих жертвоприношений, сложных и обременительных обрядов. К этому надо прибавить, что Гаутама - Будда и его ученики проповедовали народу на понятном разговорном языке.
Широкому распространению буддистского учения содействовала так же хорошая организация монашеских общин. В них господствовали строгая дисциплина, повиновение старшим.
Однако, около I века н. э. произошел самый глубокий раскол в учении буддизма, когда он распался на два течения: Хинаяну (малая колесница, узкий путь к спасению) и Махаяну (большая колесница, широкий путь к спасению). Сторонники Хинаяны стояли за строгое соблюдение устава, придерживались догматов первоначального буддизма. Сторонники Махаяны, напротив, во многом далеко отходили от учения Гаутамы.
Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Постепенно буддизм проник на Цейлон, Оттуда проповедники перенесли это учение на Бирму и Сиам (еще до V в. н. э.), на острова Индонезии (с V в. н. э.); в Индонезии буддизм продержался до XIV в., когда был вытеснен исламом (сейчас следы буддизма сохранились только на острове Бали). Во всех названных странах буддизм распространялся в хинаянистской форме; поэтому Хинаяна стала позже называться южным буддизмом. В Китае, напротив, хинаянистское вероучение, проникшее туда еще в I веке н. э., не удержалось, и позже, особенно с V века, в Китае получил господство уже махаянисткий буддизм. Из Китая буддизм проник в Корею, а оттуда в Японию. В Японии буддизм сохранился вплоть до наших дней.
Главной же страной, где наиболее пышным цветом распустилось учение Махаяны, был Тибет.
Для всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса - священный город, куда отовсюду стекаются паломники - буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи. Тибетский язык является священным у всех северных буддистов.
Повседневный культ давно выродился в пустую формальность. Придается большое значение механическому повторению молитвенных формул.
Монахов в буддистских странах очень много. Есть обычай из каждой семьи посвящать в монахи (ламы) по крайней мере, одного мальчика. В Тибете число лам достигает четверти всего населения страны.
г) Историческая оценка буддизма
Общая оценка исторической роли буддизма не вызывает сомнений. Буддистское учение давало страдающему человеку какое-то утешение. Но это было иллюзорное утешение. С самого начала буддистское учение своей проповедью терпения и непротивления злу отвлекало людей от борьбы за лучшую жизнь. Впоследствии же буддизм выродился в систему глубокого обмана, шарлатанства, вымогательства, оглупления масс верующих. Проникая в отсталые страны - Тибет, Монголию, Бурятию, - буддизм, правда, нес с собою элементы культуры и образованности, прежде всего письменность, обрывки знаний, принесенные из Индии. Но образованность эта была только для немногих, для ламской аристократии. Собственно народу буддизм ничего не давал, кроме грубых суеверий. Несмотря на проповедь любви и благожелательности ко всем живым существам, буддизм никак не содействовал смягчению нравов.
д) Буддизм в России
Буддизм в России представлен ламаизмом (махаяна) относящийся к той ветви буддизма, которая шла из Индии через Тибет и Монголию и была распространена кроме тибетцев среди монголов, ойратов, бурят, а так же тувинцев. Около 400 лет назад появились первые буддийские монахи на территории современной Бурятии, затем в Туве, в конце 16 в. Благодаря монгольским ламам буддистами стали калмыки. В первые буддизм проник на территорию России в конце 16 - начале 17 в.в. в результате переселения в низовья Волги калмыков (ойратов).
В 1741 г. Вышел указ императрицы Елизаветы Петровны об официальном признании буддизма в России и присвоение главе бурятского буддизма титула пандидо хамболамы. К концу 19 в. Буддизм в России представлял собой развитую религиозную систему. В бурятских аймаках в Восточной Сибири функционировало 48 монастырей и дацанов(15 тыс. священнослужителей), в Калмыкии было 105 храмов и монастырей(5200 служителей культа), а в Туве находилось 34 монастыря и хурэ (крупный храмовый комплекс с 4000 служителей). В 1915 г. В Санкт-Петербурге по инициативе известного буряцкого деятеля и дипломата, учителя Далай-ламы ХШ Агвана Доржиева был построен буддийский храм на средства, собранные дацанами и верующими из Бурятии и Монголии. В дореволюционной России государство старалось учитывать интересы и запросы народов, исповедующих буддизм: монахам позволялось отправляться на учебу в Тибет, строились новые храмы (сумэ) и монастыри (дацаны). В них создавались богословские и медицинские школы. Развивались книгопечатание, иконопись, культовое зодчество. Работали различные мастерские по обработке металла и дерева, шитью и вышивке, аппликации для художественного ламаистского культа. Ученые ламы имели возможность сдавать популярную религиозную литературу дидактического и художественного характера. Буддизм прочно вошел во все области жизни большей части монголо-язычного населения России. Он стал важным фактором формирования нравственности, народных обычаев и традиций.
В советское время буддизм, как и другие религии, понес невосполнимые потери. К концу 30-х годов в Калмыкии не осталось ни одного курула или молельного дома, в Бурятии были разрушены почти все дацаны, а в Туве не осталось ни одного храма (хурэ). Репрессии в отношении священнослужителей привели к исчезновению буддистской санхги (монашеской общины). Отдельные ламы, уцелевшие после всевозможных чисток и ссылок, отправляли службы нелегально. Ситуация изменилась лишь в конце Великой Отечественной войны. В 1946 возобновило свою деятельность Центральное духовное управление буддистов, учрежденное в 1922. Резиденция ЦДУБ СССР в Иволгинском дацане близь Улан-Удэ. В 50-70-е годы устанавливаются международные связи с зарубежными буддистскими организациями многих стран, прежде всего Азии, а также Европы, США, Австралии. Значительные расширения этих связей отмечается в 80-е годы. В последние годы идет интенсивное строительство новых дацанов, храмов, реконструкции и восстановление старых. В столицах Калмыцкой и Тувинской республик службы проводятся в приспособленных для этого зданиях, а в крупных городах члены общин собираются в частных домах и квартирах. Во вновь открыты эгитуиский дацан, вернули всемирно известную святыню буддистского мира Задан Жу, которая многие годы хранилась в запасниках краеведческого музея. Во всех бурятских аймаках республики построены или строятся новые дацаны. Начал функционировать буддистский храм, построенный в 1915 в Санкт-Петербурге. С 1992 государство начало оказывать материальную помощь в восстановлении и реконструкции монастырей и храмов, являющихся памятниками национальной культуры. В столице Бурятии г. Улан-Удэ продолжается строительство буддистского комплекса. Значительным событием для буддистов России явился приезд в РФ в 1991 Его священства Далай-ламы ХIV Тензин гьяцо. Сегодня во всех крупных городах России созданы буддистские общины, общее количество которых достигает 150. Всероссийской организацией является созданные в 1992 Всероссийский центр дальневосточного буддизма махаяны(ВЦДБМ, г. Ульяновск),
Объединяющий несколько буддистских общин, существующих в разных местах России. В 1991 создано Объединение буддистов Калмыкии (ОБК). Несколько общин крупных и мелких, действуют в Москве: Московская буддистская община традиции гелук, “Центр Подмасамбхавы”, Община «Русский национальный буддистический центр Ньингма», Московское объединение буддистов «Соломенная хижина», Московское объединение Бон - буддистов. В Санкт - Петербурге имеется до десяти буддистских общин: религиозное общество буддистов «Дацан Гунзэчайнэй», «Дзогчен - община Санкт - Петербурга», линии Намкхай Норбу ринпоче, Школа дзен, «Кван Ум» Санкт - Петербурга (южно-корейский буддийский орден Чоге), несколько общин объединены в «Санкт - Петербургский союз буддистов». Буддийские общины имеются так же в Анапе, Белгороде, Казани, Краснодаре, Ростове - на - Дону и других городах.
Часть общин создается при непосредственном участии известных буддийских проповедников, в т.ч. представителей тибетского буддизма, которые в последние годы стали часто посещать Россию. Их визиты организуются различными буддистскими организациями: обществами друзей Тибета, общинами, а так же журналом «Путь к себе». Они читают лекции по теории буддизма и проводят семинары - затворничества. Упорядочилась подготовка служителей культа. Образование будущие монахи получают в Высшем Буддийском институте в Монголии, Бурятии, а так же Тибета. Значительный размах получила издательская деятельность буддийских центров, объединений и общин России. Одно из наиболее известных буддийских изданий России - журнал «Буддизм в России», выходящий 2 раза в год в Санкт - Петербурге. Нерегулярно в Калмыкии выпускаются журналы «Мандала» и «Шамбала». Из других журналов следует отметить журналы «Путь к себе» (г. Москва), «Гаруда», философско-образовательный «Будда», «Мир Кагью», «Буддист», «Новости Тибета» (Тибетского культурного и информационного центра, г. Москва).
3) ХРИСТИАНСТВО - САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ РЕЛИГИЯ
а) Христианство. Краткий очерк
Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом сплелась с историей народов, прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран.
Сейчас христианство - самая распространенная религия на земном шаре: ее приверженцев свыше 900 млн. человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, сект, зачастую враждующих между собой.
Что же такое христианство? Если говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте как человек. Его смерть и последующее воскресение из мертвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие.
Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Человек, по замыслу бога наделенный свободной волей, еще в раю подпал под искушение сатаны - одного из ангелов, восставших против Божией воли, - и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества. Это изменило самую его природу: утратив благую, бессмертную душу, человек стал доступен страданиям, болезням и смерти, и в этом христиане видят следствие первородного греха, передающегося из поколения в поколение.
Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум не вмещает представления о едином Боге, существующем в трех лицах: Бога - Отца, Бога - Сына, и Бога - Духа Святого. Тайной является соединение божественной и человеческой природы во Христе, рождение Сына Божия от Девы. Непостижима для рационального ума возможность воскресения после смерти и то, что смерть одного человека спасает от смерти все человечество. Эти тайны можно постичь, только уверовав, а вера это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Священное Писание христиан - Библия - это не изложение вероучения и не история человечества. Библия - это рассказ о том, как Бог искал человека.
Еще одна характерная особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме Церкви. За два тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций, каждая из которых имеет свой Символ, обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция), Католической Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви (традиция реформации XVI века).
Зародившись в отдаленной провинции Римской Империи в I в., христианство до середины IV в. было гонимо римскими властями. То в одной провинции, то в другой, то во всей империи сразу поднималась волна преследований: разрушались храмы, арестовывали священнослужителей и простых верующих. А спустя еще 17 веков - в XX столетии - другая империя вновь объявила войну христианам. На этот раз землей, политой мученической кровью, стала Россия. Атеистическая империя требовала безусловного согласия не только с ее политикой, но и с ее философией, с ее мировоззрением. Ни одна из волн гонений на христиан в Римской Империи не длилась более 10 лет. В Советском Союзе преследования продолжались семь десятилетий.
В XX веке христиан (в первую очередь священников) убивали в нацистской Германии, Мексике и Китае в Албании (где религия была запрещена Конституцией) и Югославии, Румынии, Польше…
Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия привели к трагическому расколу. С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства - в Риме и в Константинополе (Византия). Образовались две христианские конфессии - православие и католичество. В XVI в. Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия - протестантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую и православную церкви.
Сегодня в христианстве три конфессии, каждая из которых делится на множество течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание - Библию.
Подсчитать точное число христиан не так-то просто. Однако общие статистические данные дают следующие цифры:
Православная Церковь состоит из 15 автокефальных (административно самостоятельных) церквей, 3 автономных (полностью независимых) и насчитывает в своих рядах около 120 млн. человек.
Римско-католическая Церковь объединяет около 700 млн. верующих.
Протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек.
б) Православие
Слово «православие» - перевод греческого «ортодоксия». «Ортос» - «правильный», а слово «докса» имеет в греческом языке два значения: «суждение», «мнение», «слава», «славление». Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т. е. умение правильно славит Бога. Восточная Церковь выбрала для себя второй смысл, тем самым, подчеркивая преобладание этико-эстетического начала над рассудочным. Определение «православная» закрепилось за Восточной Церковью в позднем средневековье.
Православные христиане убеждены в единстве Православной Церкви. Вместе с тем, есть все основания говорить о православных церквях во множественном числе. Причина такой смысловой странности не просто в многозначности слова «церковь». Главное здесь - особое восприятие понятия «церковь» христианами. С первых лет христианства даже малочисленная община верующих называла себя церковью - «собранием призванных». Современная Православная Церковь включает в себя 15 поместных церквей (Константинопольская Православная Церковь, Александрийская Православная Церковь, Антиохская Православная Церковь, Иерусалимская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Румынская Православная Церковь, Болгарская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь, Православная Церковь в Америке, Албанская Православная Церковь, православные церкви в Польше Чехии и Словакии) и 3 автономных.
Особое положение среди православных церквей занимает Синайская церковь. Она пользуется фактически полной самостоятельностью. Состоит Церковь всего из одного монастыря св. великомученицы Катерины, который расположен на Синайском полуострове. Он основан еще в 527 г. и известен своей уникальной библиотекой древних рукописей. Церковь возглавляет Архиепископ Синайский и Раифский, которого избирают монахи монастыря, и рукополагает Патриарх Иерусалимский.
в) Католичество