ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКА




МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО УРОКА

 

Урок по специальности представляет собой основную форму работы с учащимися пианистами. Педагог обязан планировать учебный процесс так, чтобы каждый урок являлся новой ступенью к овладению пианистическим мастерством, чтобы он носил познавательный, воспитательный характер.

Любой урок должен преследовать конкретную цель. Методика проведения урока достаточно разработана фортепианной педагогикой и, как правило, представляет собой схему, состоящую из следующих частей:

1) проверка домашнего задания;

2) объяснение нового материала;

3) определение основных положений и правил для усвоения навыка;

4) выбор приемов и методов работы, направленных на закрепление данного навыка;

5) показ способа работы на одном или нескольких заданиях под контролем преподавателя;

6) устное обобщение задания, выполненное учеником;

7) домашнее задание, цель которого – закрепление соответствующего знания или навыка.

Эта схема урока соответствует основным положениям общей дидактики и поможет педагогу в грамотном проведении урока.

Обучение музыканта в ДМШ, колледже проходит в рамках традиционного урока. В ВУЗе возможны и другие формы работы в классе по специальности: творческая мастерская или проведение мастер-класса.

На проведение урока влияет целый ряд факторов. Среди них – возраст учащегося, его способности, а также образование и способности самого преподавателя и множество других. Педагог должен заранее готовиться к урокам, продумывать их: просмотр фортепианной литературы, ознакомление с источниками музыкально-исторического, биографического плана. Весь репертуар ученика должен быть в пальцах педагога.

Очень важно умение задать материал и проверить заданное. При проверке домашнего задания педагогу важно увидеть, насколько ученик разобрался в нем, сумел ли понять произведение в целом. Не следует постоянно одергивать и исправлять ученика, когда он играет принесенное на урок произведение. Метод попутных поправок не приводит к положительным результатам. После того, как ученик доиграет произведение до конца, нужно сначала в общих чертах сказать ему о достоинствах и недостатках исполнения. Затем поработать над отдельными местами, которые не получаются. Важно, чтобы ученику давались конкретные задания, которые соответствуют его уровню развития и подготовки. На уроках с учащимися младшего возраста надо варьировать задания, следить за их разнообразием. Подробно объяснив, над чем предстоит работать дома, следует сделать соответствующую запись в дневнике.

Формы проведения урока различные. Например, Дж. Фильд мало говорил ученикам, но много играл. А. Рубинштейн, занимаясь с И. Гофманом, много говорил об исполнении, но никогда не показывал произведение за инструментом.

Чтобы обучение было эффективным, и ученик от урока к уроку совершенствовал свои умения и навыки, необходимы регулярные домашние занятия. Очень важно организовать его самостоятельную работу таким образом, чтобы он научился работать правильно, систематически, без контроля преподавателя. Надо объяснить ученику, что смысл не только в том, сколько он работает, но прежде всего, как работает. При работе над музыкальным произведением, ученик неизбежно будет сталкиваться с различными трудностями. Это означает, что для их преодоления нужны многократные повторения. Но они не должны быть монотонными, однообразными, притупляющими воображение. Перед каждым проигрыванием отрывка произведения надо ставить перед собой конкретную задачу, которая способствует достижению конкретного звучания. Например, с различной динамикой, меняя штрихи, темп. Следует объяснить ученику, что он постоянно должен стремиться улучшить свой результат, то, что на первый взгляд уже «сделано». Это сложный вид деятельности и не все ученики способны с ним успешно справиться.

Большинство ограничивается лишь поверхностной проработкой материала. Некоторые учащиеся проводят за инструментом большую часть времени впустую, т.к. не умеют рационально использовать свое время.

Так он сможет убедиться в том, насколько правильно ученик усвоил полученные знания. Известно, к примеру, что Ф.Куперен, занимаясь с учениками, на первых порах, заканчивая урок, запирал инструмент до следующего раза из опасения, что, занимаясь сам, без контроля преподавателя, ученик по неумению только испортит показанное на уроке. Лишь после ряда уроков, научив, как следует заниматься, Ф.Куперен разрешал ученикам делать это самостоятельно в отсутствие учителя.

Чтобы облегчить задачу ученика и дать правильное направление ему в домашней работе, педагог может выделить какое-то время на уроке для отработки нужных приёмов. Так он сможет убедиться в том, насколько правильно ученик будет работать дома.

Индивидуальный характер урока по специальности дает возможность педагогу организовать работу с учеником, учитывая его психофизические особенности и личные качества, а также, выбрать методы и приемы работы, которые соответствуют возрасту, интересам, способностям и характеру ученика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: