Подготовка и исполнение литературного произведения
Подготовка художественного текста для чтения включает в себя
этапы (по Г.А. Олейнику):
1 этап – литературоведческий анализ текста:
· выяснение сведения об авторе,
· изучение эпохи, отраженной в тексте,
· понимание темы, идеи, жанрового своеобразие произведения,
· рассмотрение композиции, сюжета произведения,
· анализ образов,
· анализ эстетических качеств текста,
· раскрытие подтекста;
2 этап – действенный анализ произведения (процесс работы над произведением, который раскрывает и выявляет сквозное словесное действие произведения и основные этапы его развития):
- расчленение произведения на части, чтобы между ними была внутренняя связь,
- озаглавливание каждой части,
- определение перспективы творческого задания для каждой части (что касается чтения произведения),
- выполнение соответствующих отметок в тексте (партитура текста).
Для выразительного чтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил его, глубоко понял, а потом исполнил его перед слушателями.
Работа над выразительным чтением произведения происходит, как правило, в несколько этапов:
1) подготовка слушателей к восприятию произведения, так называемое вводное занятие (содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения и осведомленности слушателей);
2) первое знакомство с произведением (важно позаботиться о правильном впечатлении);
3) анализ произведения (постижение глубины художественного текста);
4) выяснение композиции и членение произведения на части (главная цель – решение сверхзадачи. Но этой цели достигают путем решения конкретных исполнительских задач, для определения которых надо проанализировать весь ход повествования, уяснить построение произведения и составить непрерывную цепь исполнительских задач. Большое произведение делится на части, последние – на куски);
5) определение отношения автора к изображаемой действительности (чтец как бы продолжает работу автора, воплощая написанное в звучащем слове);
6) уяснение особенностей языка автора (лексика, построение произведений, ритм и т.п., - т.е. что и как изображает автор);
7) работа над образами-персонажами (чтец должен представить героя, отношение автора к нему и выяснить свое отношение к герою);
8) представление изображаемых автором картин природы, событий, внешности и поведения героя (фантазирование);
9) запоминание текста (исполнитель не просто читает, а выполняет намеченные творческие задачи);
10) жизненно правдивое, целенаправленное чтение произведения по книге или наизусть.
Этот творческий процесс протекает на публике, поэтому всегда есть элемент импровизации, многое зависит от самочувствия исполнителя и восприятия аудиторией художественного чтения. Одно из главных условий творческого самочувствия чтеца – собранность и сосредоточенность.
Формирование выразительности речи дошкольников: общие требования
Вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.
Мелодика – движение голоса по высоте.
Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.
Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.
Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов.
Фразовое ударение – выделение голосом группы слов.
Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т.д.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:
· Естественная выразительность повседневной детской речи.
· Произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.
Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.
Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.
В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь. Она характеризуется такими качествами:
- средним темпом;
- ритмичностью;
- умеренной силой;
- средней высотой голоса.
Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т.е. нужно уметь говорить и шёпотом, и громко, и медленно, и быстро. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах.
Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста.
Необходимо учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона.
Решение этой задачи возможно посредством включения ребенка в театрализованную деятельность. Она помогает снять напряженность, зажатость мышц у детей, помогает научиться владеть своим телом, мимикой, голосом.
Работая с куклой – бибабо, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.
Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Для инсценировок необходима подготовительная работа, где в беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка.
В сюжетно-ролевых играх дети изображают мир взрослых, копируют их слова, интонацию, жесты.
Систему работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.
Произнесения скороговорок, приветствий, обращений, имен с разными эмоциями и интонациями также способствует развитию выразительности речи.