Формирование выразительности речи дошкольников: общие требования




Подготовка и исполнение литературного произведения

Подготовка художественного текста для чтения включает в себя

этапы (по Г.А. Олейнику):

1 этаплитературоведческий анализ текста:

· выяснение сведения об авторе,

· изучение эпохи, отраженной в тексте,

· понимание темы, идеи, жанрового своеобразие произведения,

· рассмотрение композиции, сюжета произведения,

· анализ образов,

· анализ эстетических качеств текста,

· раскрытие подтекста;

2 этап – действенный анализ произведения (процесс работы над произведением, который раскрывает и выявляет сквозное словесное действие произведения и основные этапы его развития):

- расчленение произведения на части, чтобы между ними была внутренняя связь,

- озаглавливание каждой части,

- определение перспективы творческого задания для каждой части (что касается чтения произведения),

- выполнение соответствующих отметок в тексте (партитура текста).

Для выразительного чтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил его, глубоко понял, а потом исполнил его перед слушателями.

Работа над выразительным чтением произведения происходит, как правило, в несколько этапов:

1) подготовка слушателей к восприятию произведения, так называемое вводное занятие (содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения и осведомленности слушателей);

2) первое знакомство с произведением (важно позаботиться о правильном впечатлении);

3) анализ произведения (постижение глубины художественного текста);

4) выяснение композиции и членение произведения на части (главная цель – решение сверхзадачи. Но этой цели достигают путем решения конкретных исполнительских задач, для определения которых надо проанализировать весь ход повествования, уяснить построение произведения и составить непрерывную цепь исполнительских задач. Большое произведение делится на части, последние – на куски);

5) определение отношения автора к изображаемой действительности (чтец как бы продолжает работу автора, воплощая написанное в звучащем слове);

6) уяснение особенностей языка автора (лексика, построение произведений, ритм и т.п., - т.е. что и как изображает автор);

7) работа над образами-персонажами (чтец должен представить героя, отношение автора к нему и выяснить свое отношение к герою);

8) представление изображаемых автором картин природы, событий, внешности и поведения героя (фантазирование);

9) запоминание текста (исполнитель не просто читает, а выполняет намеченные творческие задачи);

10) жизненно правдивое, целенаправленное чтение произведения по книге или наизусть.

Этот творческий процесс протекает на публике, поэтому всегда есть элемент импровизации, многое зависит от самочувствия исполнителя и восприятия аудиторией художественного чтения. Одно из главных условий творческого самочувствия чтеца – собранность и сосредоточенность.

 

Формирование выразительности речи дошкольников: общие требования

Вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.

Мелодика – движение голоса по высоте.

Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов.

Фразовое ударение – выделение голосом группы слов.

Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т.д.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:

· Естественная выразительность повседневной детской речи.

· Произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.

Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.

В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь. Она характеризуется такими качествами:

- средним темпом;

- ритмичностью;

- умеренной силой;

- средней высотой голоса.

Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т.е. нужно уметь говорить и шёпотом, и громко, и медленно, и быстро. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах.

Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста.

Необходимо учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона.

Решение этой задачи возможно посредством включения ребенка в театрализованную деятельность. Она помогает снять напряженность, зажатость мышц у детей, помогает научиться владеть своим телом, мимикой, голосом.

Работая с куклой – бибабо, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Для инсценировок необходима подготовительная работа, где в беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка.

В сюжетно-ролевых играх дети изображают мир взрослых, копируют их слова, интонацию, жесты.

Систему работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.

Произнесения скороговорок, приветствий, обращений, имен с разными эмоциями и интонациями также способствует развитию выразительности речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: