Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.
Задачи урока:
Образовательная:
учить определять морфологические признаки глагола;
определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.
Воспитательная:
воспитывать культуру речи;
поддерживать интерес к урокам русского языка;
воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Развивающая:
развитие речи;
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
обогащать словарный запас школьников.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | - Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа». | Учащиеся приветствуют учителя, стоя около своих парт. Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок. Учащиеся записывают число, «классная работа». |
2. Подготовка к изучению нового материала. | -Какие морфологические признаки глагола вы помните? - Постоянные признаки? Непостоянные? -Всё, что вы сейчас назвали, понадобится нам для изучения сегодняшней темы урока – «Морфологический разбор глагола». | Постоянные (вид (совершенный и несовершенный)спряжение 1 и 2) Непостоянные (время настоящие,будущее, прошедшее) число (мн. Ед.) лицо, род, падеж) |
3. Наблюдение над фактами языка | - Какие виды глаголов вы знаете? -На какие вопросы отвечает сов.вид? несов. вид? -Что значит переходность глагола? | - сов.и несов. вид -Что делать? Что сделать? - может сочетаться с сущ., местоимением или числительным в В.п. без предлога. |
4. Обобщение структурных и семантических признаков понятия. | Что такое спряжение? - Какие наклонения глагола вы знаете? В чем особенности каждого из них? - В каких случаях мы не можем определить род, лицо и время глагола? | - это изменение глаголов по лицам и числам. - Изъявительное, повелительное, условное (сослагательное) - В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам и числам (в ед.ч.). |
5. Применение понятия на новом языковом материале. | - Запишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите все глаголы. Выделенные глаголы разберите письменно. Я бы в лётчики пошел — Пусть меня научат. Наливаю в бак бензин Завожу пропеллер. В небеса мотор вези, Чтоб взамен низин Рядом птицы пели. Бояться не надо Ни дождя ни града Пошел бы – глагол. 1.(Что сделал бы?) пошел бы. Н.ф. – пойти 2. Пост. – сов.вид, неперех., 1 спр.; непост. – условное накл., ед.ч., 2 л. Завожу- глагол. 1.(Что делаешь?) завожу. Н.ф. – завести 2. Пост. – сов. вид, перех., 1 спр.; непост. – изъявит. накл., ед.ч., 1л. Вези – глагол. 1.(Что делай?) вези. Н.ф. – везти 2. Пост. – несов. вид, неперех., 1 спр.; непост. – повел. накл., ед.ч., 2л. Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица). Любишь I.Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь? II.Н. ф. – любить. Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица. III.В предложении является частью составного глагольного сказуемого. Кататься I.Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать? II.Н. ф. – кататься. Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). III.В предложении является частью составного глагольного сказуемого. Люби I.Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай? II.Н. ф. – любить. Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица. III.В предложении является частью составного глагольного сказуемого. Он вынул кортик и положил его на ладонь. Кортик был с бронзовой змейкой. Мужчина повернул рукоятку в ту сторону, куда смотрела змея. Рукоятка вращалась по спирали змеиного тела и вывернулась совсем. Он отъединил от рукоятки змейку и вытянул стержень, на котором изображались непонятные знаки. - Сделайте морфологический разбор любых двух глаголов. -Найдите глагол, строение которого соответствует структурной схеме: (изображались) -Найдите глагол по его морфологическим признакам: совершенного вида, переходный, 1 спряжения, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа. - Найдите глаголы с суффиксом –ну-, обозначающим однократность действия. Какого он вида? -Выпишите 2 глагола с безударной гласной в корне, подберите к ним по 2-3 однокоренных слова. -Найдите глагол с чередующейся гласной в корне. Можно ли ее проверить ударением? Подберите 2-3 слова счередующимися гласными в корне. -Назовите все морфологические признаки глагола. | |
6. Итог урока. | Д/З |
|
|