Конспект урока по русскому языку на тему «Морфологический разбор глагола»




Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.

Задачи урока:

Образовательная:

учить определять морфологические признаки глагола;

определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.

Воспитательная:

воспитывать культуру речи;

поддерживать интерес к урокам русского языка;

воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Развивающая:

развитие речи;

продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;

формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;

развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;

обогащать словарный запас школьников.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент   - Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа». Учащиеся приветствуют учителя, стоя около своих парт. Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок. Учащиеся записывают число, «классная работа».  
2. Подготовка к изучению нового материала.   -Какие морфологические признаки глагола вы помните? - Постоянные признаки? Непостоянные? -Всё, что вы сейчас назвали, понадобится нам для изучения сегодняшней темы урока – «Морфологический разбор глагола».   Постоянные (вид (совершенный и несовершенный)спряжение 1 и 2) Непостоянные (время настоящие,будущее, прошедшее) число (мн. Ед.) лицо, род, падеж)  
3. Наблюдение над фактами языка   - Какие виды глаголов вы знаете? -На какие вопросы отвечает сов.вид? несов. вид? -Что значит переходность глагола?   - сов.и несов. вид -Что делать? Что сделать? - может сочетаться с сущ., местоимением или числительным в В.п. без предлога.  
4. Обобщение структурных и семантических признаков понятия.   Что такое спряжение? - Какие наклонения глагола вы знаете? В чем особенности каждого из них? - В каких случаях мы не можем определить род, лицо и время глагола?   - это изменение глаголов по лицам и числам. - Изъявительное, повелительное, условное (сослагательное) - В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам и числам (в ед.ч.).
5. Применение понятия на новом языковом материале.   - Запишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите все глаголы. Выделенные глаголы разберите письменно. Я бы в лётчики пошел — Пусть меня научат. Наливаю в бак бензин Завожу пропеллер. В небеса мотор вези, Чтоб взамен низин Рядом птицы пели. Бояться не надо Ни дождя ни града Пошел бы – глагол. 1.(Что сделал бы?) пошел бы. Н.ф. – пойти 2. Пост. – сов.вид, неперех., 1 спр.; непост. – условное накл., ед.ч., 2 л. Завожу- глагол. 1.(Что делаешь?) завожу. Н.ф. – завести 2. Пост. – сов. вид, перех., 1 спр.; непост. – изъявит. накл., ед.ч., 1л. Вези – глагол. 1.(Что делай?) вези. Н.ф. – везти 2. Пост. – несов. вид, неперех., 1 спр.; непост. – повел. накл., ед.ч., 2л. Любишь кататься люби и саночки возить (пословица). Любишь I.Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь? II.Н. ф. – любить. Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица. III.В предложении является частью составного глагольного сказуемого. Кататься I.Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать? II.Н. ф. – кататься. Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). III.В предложении является частью составного глагольного сказуемого. Люби I.Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай? II.Н. ф. – любить. Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица. III.В предложении является частью составного глагольного сказуемого. Он вынул кортик и положил его на ладонь. Кортик был с бронзовой змейкой. Мужчина повернул рукоятку в ту сторону, куда смотрела змея. Рукоятка вращалась по спирали змеиного тела и вывернулась совсем. Он отъединил от рукоятки змейку и вытянул стержень, на котором изображались непонятные знаки. - Сделайте морфологический разбор любых двух глаголов. -Найдите глагол, строение которого соответствует структурной схеме: (изображались) -Найдите глагол по его морфологическим признакам: совершенного вида, переходный, 1 спряжения, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа. - Найдите глаголы с суффиксом –ну-, обозначающим однократность действия. Какого он вида? -Выпишите 2 глагола с безударной гласной в корне, подберите к ним по 2-3 однокоренных слова. -Найдите глагол с чередующейся гласной в корне. Можно ли ее проверить ударением? Подберите 2-3 слова счередующимися гласными в корне. -Назовите все морфологические признаки глагола.    
6. Итог урока. Д/З  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: