В настоящий момент в научном мире сложились различные подходы к изучению причин преступности и факторов, обуславливающих ее рост, однако сама по себе необходимость их изучения очевидна для всех. А.И. Долгова пишет: «Изучение преступности, ее изменений, региональных различий - начальный пункт криминологического исследования. Но само по себе выявление фактической картины преступности и ее развития еще не дает ответа на вопрос: что же делать…между этапом познания, оценки преступности и этапом организации борьбы с ней обязателен этап выявления детерминации и причинности преступности. Воздействовать необходимо в первую очередь на то, что порождает, обусловливает преступность и ее развитие».
По мнению В.А. Мамедова и Д.В. Деккерта, появление экстремизма объясняется следующими обстоятельствами:
) Социальными и экономическими потрясениями, постоянной реформистской деятельностью, осуществляемой органами государственной власти и порождающей нестабильность гражданского общества;
) Кризисом института семьи и семейного воспитания;
) Кризисом системы образования;
4) Коммерциализацией средств массовой информации и художественной литературы, приводящей к подмене нравственных и культурных ценностей.
Как известно, существенным фактором, детерминирующим различные социальные беды, является безработица. По данным Международной организации труда (МОТ) «критическую черту» в 12% экономически активного населения безработица в России превысила в 1998 году и с тех пор положение ухудшалось. Следует также обратить внимание на то, что высокая плотность жителей в городах оказывает влияние на психологическую природу человека, создает новые факторы риска для здоровья, содействует росту хронической патологии. Отдельными исследованиями также выявлено, что негативные состояния в организме человека, «психологическая усталость» нарастают пропорционально сокращению жизненного пространства, увеличению плотности населения, общему ухудшению условий жизни. В.А. Мамедов пишет: «Проявления экстремизма стали возможными в результате коренной ломки стереотипов поведения, складывавшихся веками и освященных культурой. Современная российская культура до сих пор находится в кризисном состоянии, впрочем, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой - коммерциализация культурного процесса все более заметно уходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры. Культ силы открыто проповедуется со страниц российских газет и журналов. Телевидение стало рассадником бесконечных сериалов и фильмов об убийствах и терактах. Уже давно перестали подвергаться цензуре выражения актеров и ведущих телепрограмм, порнография становится всё более и более доступной детям. Наше телевидение воспитало целое поколение, уверенное, что насилие - это норма и что все проблемы можно и нужно решать с помощью силы». С.Н. Фридинский говорит об идеологических корнях экстремизма: «Любая идеология, в том числе и религиозная, изначально лежит в основе любого политического движения. Вместе с тем, каждая из них может быть трансформирована в экстремистскую. Так, например, нетерпимость к инакомыслию изначально может нести в себе предрасположенность к насильственному распространению только собственного учения. В подобных случаях получает развитие и сам экстремистская идеология. Обращение к известным религиозным и иным учениям служит мощным фактором воздействия на массы и привлечения их на свою сторону, особенно если эти учения являются традиционными для социума или отвечают потребностям некоторой его части. Вместе с тем, провозглашение всех несогласных с подобной идеологией ее противниками представляет собой сильный психологический фактор, не только объединяющий сторонников экстремистской идеологии, но и повышающий в их глазах свой собственный социальный статус.
|
|
Все, сказанное выше, позволяет сделать вывод о том, что экстремистское движение представляет собой сложный феномен, имеющий тенденции к саморазвитию. Появление его обусловлено наличием целого ряда факторов, тесно взаимодействующих между собой. В то же время, отсутствие одного или нескольких из этих факторов значительно препятствует распространению экстремистских настроений и резко снижает воздействие экстремистской идеологии на этнонациональный менталитет и социокультурную деятельность.
К важнейшим из указанных выше факторов относятся: экономические, социально-политические и идеологические.
В первую группу входят:
1) различные экономические кризисы, сопровождающиеся безработицей, обнищанием большой части населения и утратой ею своего социального статуса;
|
2) криминализация определенной части экономики;
) возникновение значительного социального расслоения в обществе;
4) наличие на той или иной территории значительных запасов природных богатств или выгодное географическое расположение, что может вызвать рост сепаратистских настроений и, как следствие, различные экстремистские проявления.
Как правило, все эти факторы не выступают самостоятельно, но тесно связаны друг с другом.
Что касается социально-политических факторов возникновения экстремизма, то сюда входят:
1) ослабление государственной власти и пассивность ее силовых структур;
2) высокая коррумпированность чиновников;
3) криминализация общества;
4) отсутствие законодательной базы, обеспечивающей эффективную борьбу с проявлениями экстремизма;
5) содействие экстремистам со стороны зарубежных государств и общественных организаций, направленное на достижение своих собственных целей за счет экономического и политического ослабления государства-конкурента и т.п.
К идеологическим факторам возникновения экстремизма можно отнести отсутствие в государстве какой-либо общепризнанной идеологической концепции, разделяемой подавляющим большинством населения.
В условиях идеологической дезинтеграции, потери значительной частью населения идеологических ориентиров экстремизм во всех его проявлениях может получить достаточно массовую базу для вербовки своих сторонников.
Основными причинами этого выступают, во-первых, наличие традиционных межэтнических противоречий, слабо проявляющихся, когда многонациональное государство находится в стабильном состоянии и резко обостряющихся в условиях кризиса, что очень отчетливо наблюдалось в период распада Советского Союза.