Стандарты цифрового телевидения




Раннее телевидение.

Формат традиционного телевизионного экрана восходит к раннему кинематографу. Его ввел человек по имени У.К.Л. Диксон (W.K.L. Dickson), работавший в конце XIX века в лаборатории Томаса Эдисона. Диксон сконструировал кинокамеру, называемую Kinescope (ее разновидность до сих пор применяется для переноса видео на пленку). Диксон использовал специальную пленку с размером кадра 1 х 3/4 дюйма, что дает отношение длины к ширине 4:3. Когда индустрия приняла этот формат в качестве стандарта, кино- и телевизионные изображения соответствовали друг другу независимо от размеров экрана. И так продолжалось довольно долго.

Но в 50-х все переменилось Голливуд почувствовал угрозу со стороны телевидения, вдруг ставшего популярным. Люди, увлекавшиеся рок-н-роллом, перестали ходить в кино, а проводили семейные вечера у телеэкрана. Тогда владельцы студий собрали своих инженеров и сказали: «Сделайте что-нибудь большое!» — так появились форматы типа Cinerama, Cinemascope и VistaVision. Форматов с красивыми названиями много, но все они шире, чем 4х3. Съемка фильмов (а теперь и видео) в этих форматах создает для операторов более широкие композиционные возможности, и мир в этих фильмах выглядит более естественным.

Решение проблемы формата


При трансляции по телевидению широкоформатных фильмов без искажения часть визуальной информации по краям теряется. Например, если в конце комнаты воркуют любовники, то зрителю остаются только их голоса. Эта проблема решается двумя способами. Изображение можно «втиснуть» в ширину телеэкрана, и тогда его верхняя и нижняя части не используются (эффект почтового конверта).

HDTV изменит эту ситуацию, и можно будет увидеть фильмы в оригинальном формате 16х9, которые до сих пор могли смотреть только в «сплюснутой» версии.

Преимущества цифровой передачи

Кроме очевидных преимуществ формата, сам способ формирования цифрового изображения высокой четкости также несет в себе существенные преимущества. Цифровой сигнал не ослабляется при передаче на расстояние, как аналоговый сигнал. Поэтому если он принимается вообще, то принимается без искажений. Цифровой сигнал не подвержен помехам, характерным для работы нецифрового оборудования, таким как тени, «туман» или «снег». Передается же цифровой сигнал в компрессированном виде, что намного сужает требуемую полосу пропускания канала. В цифровом телевидении применяется схема компрессии MPEG-2 — та же, что и на DVD.

Любая компрессия — это компромисс. Самое высокое качество у некомпрессированного цифрового видео, но для этого необходимо передавать невероятное количество данных (эквивалентное примерно 27 дискетам в секунду). Такую пропускную способность можно обеспечить только в локальной сети. Чтобы передавать цифровой сигнал по существующим каналам, изображение с разрешением примерно вчетверо выше по сравнению с обычным нецифровым компрессируется в соотношении 55:1. Но это незаметно, так как алгоритм MPEG-2, хотя и не идеален, но достаточно хорош: он «знает», что компрессирует. В этом алгоритме используются особенности восприятия глазом оттенков цветов и движения. В каждом кадре MPEG-2 учитывает ровно столько деталей, чтобы не было заметно никаких искажений. Кроме того, шифратор сравнивает соседние кадры и передает только те участки изображения, которые изменились или переместились. В результате качественно отснятая сцена выглядит естественно.

«Чудо компрессии» позволяет не только передавать в эфир превосходное изображение. Благодаря запасу полосы пропускания, появляется возможность передавать цифровое аудио 5.1, то есть настоящий окутывающий звук (surround sound),

Важнейшим компонентом HDTV служит совсем крошечная деталь... скромный пиксел. В аналоговом телевидении элементы изображения, из которых состоит красная, зеленая и синяя компоненты, представляют собой вертикальные прямоугольники. В HDTV они квадратные, как на компьютерных мониторах, и более, чем в четверо меньше пикселов аналогового ТВ, так что мелкие детали получаются намного четче, что позволяет разглядеть каждую пору на коже кинозвезды.

Стандарты цифрового телевидения

Аналоговое телевидение формата NTSC обеспечивает 720 строк (линий пикселов) по вертикали на 486 строк (колонок пикселов) по горизонтали. HDTV дает гораздо более четкое, резкое изображение с большим цветовым насыщением, так как его разрешение составляет 1920 строк по вертикали на 1080 строк по горизонтали.

В настоящее время существует 18 разных стандартов цифрового телевидения (если в такой «стандартизации» вообще есть смысл). Пять из них определяются как HDTV: 1125-, 1080-, и 1035-строчные с чередованием строк (i) и 720- и 1080-строчные с последовательными строками (p). Однако бытовой телевизор HDTV обязан отображать один из сигналов 720p или 1080i в формате 16:9. Практически все разрабатываемые сегодня телевизоры HDTV воспроизводят оба формата, а телевещательные компании будут транслировать свои передачи в одном из них. У каждого из этих форматов много своих особенностей, и их не следует сравнивать, так как по существу это разные системы. У 1080i более высокое горизонтальное разрешение, зато у 720p нет полукадровых искажений. Эти искажения могут сказываться как на качестве воспроизведения объектов на экране, так и на качестве шифрования сигнала MPEG-2. Чтобы лучше понять разницу, сопоставим все это с обычным телевизором.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: