Введение в экономическую теорию




Тексты задач, которые решали

6. Фирма по производству фаянсовой посуды производит в месяц 4 тыс. сервизов. Затраты на аренду помещений составляют 250 тыс. руб. в месяц. Стоимость оборудования составляет 2 млн руб. (амортизация 24% в год). Оклады управляющего персонала 100 тыс. руб. в месяц. Расходы на сырье 500 тыс. в месяц. Затраты на наем основных рабочих составляют 1500 руб. в час при объеме выпуска 20 сервизов. Рассчитайте переменные, постоянные, общие и средние издержки, а также прибыль фирмы, если цена реализации одного сервиза составляет 350 руб.

 

7. Рассчитайте средние постоянные, средние переменные и средние издержки фирмы, занимающейся производством молочной продукции, на основе имеющихся данных за год, а также определите прибыль фирмы, если цена продукции равна 600 руб.: Расходы на материалы (сырье) – 200 тыс. руб. Электроэнергия – 20 тыс. руб. Транспортные расходы – 35 тыс. руб. Расходы на оплату управленческого персонала – 85 тыс. руб. Расходы на оплату работников цеха – 250 тыс. руб. Стоимость оборудования 2,5 млн. руб. (амортизация 10% в год). Рекламный бюджет – 15 тыс. руб. Накладные расходы – 10% от стоимости материалов. Страховые взносы – 30% от заработной платы. Объем производства – 2 тыс. ед.

Теория

Введение в экономическую теорию

 

Истоки экономической науки зародились в глубокой древности. Термин "экономика" происходит от слова "ойкономия", которое употреблялось в трудах древнегреческих мыслителей Ксенофонта (430-355 г. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Буквально оно означает "домоведение" (от "ойкос" - дом, домашнее хозяйство и "номос" - учение, закон). "Ойкономия" – это свод правил и практических советов по управлению домашним хозяйством, представляющим основную хозяйственную единицу древности и раннего средневековья.

С развитием общества смысл термина экономика существенно изменился и обогатился. Сегодня этот термин имеет по крайней мере два значения:

1. экономика является сферой труда, преследующего осуществление двоякой цели: создания благ, удовлетворяющих какую-либо потребность, и минимизации затрат труда (экономии времени), то есть это многофункциональное хозяйство, созданное и используемое человеком для поддержания и улучшения условий жизни людей.

2. экономика как система наук и знаний об этом хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.

Предмет изучения экономической теории менялся по мере развития, поэтому существуют разные определения. Экономическая теория -

- изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества (К. Маркс).

- изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование (проблема выбора)(Л. Роббинс).

С точки зрения объекта исследования, то есть в зависимости от охвата и масштаба изучаемых объектов, а также применяемых методов анализа и описания принято различать:

Микроэкономику, которая рассматривает проблемы на уровне человека, семьи, группы потребителей, отдельных фирм или рынков товаров и услуг.

Макроэкономику, которая изучает экономические явления и процессы, относящиеся к экономике страны в целом или ее отдельным секторам (домашние хозяйства, бизнес, государство).

Существуют несколько функций экономической теории:

- познавательная (образовательная) функция - обеспечивается накопление научных знаний в области хозяйственной деятельности людей, наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяется научный кругозор людей.

- практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок формирование экономической политики, то есть это теоретическая основа экономической политики государства, фирм, а также домашних хозяйств.

- прогностическая – экономическая теория позволяет на основе диагностики нынешнего состояния экономики предполагать ее возможные состояния в будущем.

- методологическая – экономическая теория исследует общие экономические законы и является основой для изучения других экономических наук.

- идеологическая – экономическая теория формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экономического и политического мышления.

 

Вывод: успешное изучение экономической теории не является залогом успеха в жизни, в предпринимательстве, но ее знание необходимо всем, так как она учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономическое мышление и гражданское сознание.


Характерные черты рыночной экономики.

 

Рынок – это обмен, организованный по законам товар­ного про­изводства и обращения, или это механизм свободного взаимодействия покупателей и продавцов на основе спроса и предло­жения, с помощью системы цен, прибылей и убытков. В состав субъектов входят: предприниматели, работни­ки, потребители, владельцы ссудного капитала, соб­ственники ценных бумаг и т.д.

Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Функции денег: мера стоимости, средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги.

Условия рынка: 1. Свобода выбора видов и форм деятельности. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья группа, коллектив предприятия выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. 2. Всеобщность рынка. Суть этого принципа – охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком. 3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Экономические права каждого из этих субъектов должны быть адекватными для всех субъектов, т.е. они не зависят от формы собственности, существующей на данном конкретном предприятии. 4.Принцип договорных отношений.5. Свобода ценообразования. Цена формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. 6. Экономическая ответственность. В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами. Есть и вторая, не менее важная сторона экономической ответственности. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и лишается статуса полноценного, надежного партнера. Ему грозит исключение из делового мира, не гласный или даже гласный бойкот со стороны смежников. 7. Государственное регулирование. Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования.

Основных субъектов рыночного хозяйства можно подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

 


Действие законов спроса и предложения на рынке отдельного товара и формирование рыночной цены.

 

Спрос – желание и способность потребителей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. Величина (объем) спроса – количество товара, которое потребители хотят и могут купить по данной цене за определенный период времени. Закон спроса – обратная зависимость между ценой (Р) и величиной спроса на товар (Qd). То есть, чем ниже (выше) цена, тем больше (меньше) объем спроса при прочих равных условиях. Неценовые факторы спроса - другие факторы, кроме цены, влияющие на спрос на рынке. К неценовым факторам относятся доходы покупателей, потребительские вкусы и предпочтения, число потребителей и размер рынка, наличие на рынке и цены на взаимодополняющие и взаимозаменяющие товары, потребительские ожидания и др.

Предложение – желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке. Величина (объем) предложения – количество товара, которое производитель желает и может произвести, и поставить на рынок по данной цене за определенный период времени. Закон предложения – прямая зависимость между ценой (Р) и величиной предложения на товар (Qs). То есть, чем выше (ниже) цена, тем больше (меньше) объем предложения при прочих равных условиях. Неценовые факторы предложения - другие факторы, кроме цены, влияющие на предложение товара на рынке. К неценовым факторам относятся цены на ресурсы, число производителей и продавцов, используемые технологии, налоги и дотации, ожидания производителей, государственное регулирование и др.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения и нет тенденции к изменению рыночной цены или объема товара. Цена, при которой объем предлагаемого на рынке товара соответствует объему спроса на него, называется равновесной ценой.

 

Меры воздействия на цены со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения). При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня (максимальная цена называется «ценой потолка», минимальная цена называется ценой «пола»), установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами. К косвенным методам относится регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.

 


Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Переменные и постоянные ресурсы. Производство в краткосрочном и долгосрочном временных периодах. Издержки краткосрочного периода: постоянные, переменные, валовые. Средние и предельные издержки. Издержки в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная) и ее факторы.

 

Нужно учитывать, что используемые фирмой ресурсы различаются по степени мобильности, то есть возможности их изменения. Некоторые из них в случае необходимости фирма может увеличить достаточно быстро (нанять работников, закупить топливо, увеличит потребление электроэнергии и т.п.). Такие ресурсы называются переменными. Но существуют ресурсы, для увеличения объема использования, которых, требуется значительно больше времени (строительство нового здания, приобретение оборудования и т.п.). Такие ресурсы называются постоянными. С течением времени может изменяться и количество постоянных ресурсов, то есть они тоже становятся переменными. В связи с этим фактор времени играет важную роль в деятельности фирмы, поэтому принято выделять следующие периоды времени: 1. Краткосрочный период времени. Это время, в течение которого часть ресурсов является переменными, а часть – постоянными. Постоянными будут являться производственные мощности предприятия (размер предприятия не меняется), а объем производства может изменяться только за счет переменных ресурсов, то есть за счет более полной загрузки имеющихся производственных мощностей. 2. Долгосрочный период времени. Это время, в течение которого все ресурсы, становятся переменными. В долгосрочном периоде изменяется размер фирмы за счет увеличения, а в отрасли изменяется число фирм.

В краткосрочном периоде различие между постоянными и переменными ресурсами обусловливает выделение переменных и постоянных издержек. Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от объемов производства. Такие издержки увеличиваются по мере роста объема производства, а при прекращении производства величина таких издержек стремится к нулю (издержки на приобретение сырья, на зарплату производственных рабочих и др.). Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых не зависит от объемов производства и не изменяется с увеличением или уменьшение производства (амортизация, выплаты по кредиту, административные расходы и др.). Такие издержки фирма несет даже в том случае, когда продукция не производится, и их основой являются постоянные ресурсы. Общие (валовые) издержки (ТС) – это совокупность переменных и постоянных издержек. ТС = VC + FC. Средние издержки (АС) – это издержки в расчете на единицу произведенной продукции или себестоимость единицы продукции. Они рассчитываются путем деления общих издержек на количество произведенной продукции: АС = ТС / Q.

В долгосрочном периоде при увеличении масштабов производства растут и общие издержки, поэтому основной задачей является организация производства продукции с минимальными средними издержками. Однако здесь характер изменения может быть разным, что отражает кривая долгосрочных средних вздержек (LATC).

LAC

Дугообразность кривой долгосрочных средних издержек объясняет эффект масштаба. Эффект масштаба – это соотношение (коэффициент) между изменением объема производства и соответствующим изменением количества всех используемых ресурсов. Возможны три ситуации:

1. Положительный эффект масштаба показывает снижение долгосрочных средних издержек по мере увеличения размеров предприятия (нисходящая часть кривой LAC). Это связано с тем, что объем производства растет быстрее, чем увеличивается количество используемых ресурсов. Факторами являются: - по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении, что повышает качество выполнения отдельных видов деятельности; - на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование, которое требует значительных инвестиций, но позволяет снижать стоимость единицы мощности; - больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства; - наличие скидок на закупки, экономия транспортных расходов и др. 2. П остоянная отдача от масштаба, когда долгосрочные средние издержки не изменяются по мере увеличения размеров предприятия (горизонтальная часть кривой LAC). Это связано с тем, что объем производства растет в той же степени, что и количество используемых ресурсов. 3. Отрицательный эффект масштаба показывает увеличение долгосрочных средних издержек по мере роста размеров предприятия (восходящая часть кривой LAC). Это связано с тем, что объем производства растет медленнее, чем увеличивается количество используемых ресурсов. Факторами являются: - снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость; - затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы; - в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом; - с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений; - возникают трудности с реализацией большого объема продукции, увеличиваются расходы на транспортировку сырья и готовой продукции; - появляются узкие места в технологическом процессе, растут непроизводительные управленческие затраты и т.п.

Эффект масштаба позволяет объяснить наличие в одной отрасли только малых, или только крупных фирм, или сочетание предприятий разных размеров.


Характеристика типов рынков

 

Типы рынков à Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Основные признаки ¯ Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия Монопсония
1. Число фирм на рынке Очень большое (> 100) Большое (20 – 100) Небольшое (от 2-5 до 10-15) Одна фирма (чистая монополия) Один покупатель
2. Доля фирмы на рынке Бесконечно малая Небольшая (до 5-7%) Может быть разной 100% Может быть разной
3. Тип и характер продукта Однородная Дифференцированная Однородная и дифференцированная Уникальная Однородная и дифференцированная
4. Контроль над ценой со стороны фирмы Невозможен Незначительный Зависит от поведения фирм Значительный Цена контролируется покупателем
5. Тип и характер конкуренции Конкуренция в издержках Небольшая ценовая и значительная неценовая Сочетание ценовой и неценовой Практически отсутствует Сочетание ценовой и неценовой
6. Входные барьеры Отсутствуют Практически отсутствуют Высокие Практически непреодолимые Ограничение – емкость рынка одного покупателя
7. Характер информации Совершенная (полная) Несовершенная (неполная) Несовершенная (неполная) Совершенная (полная) Несовершенная (неполная)

 

 

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей товара с равными возможностями. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: множество субъектов рынка, однородность продукции, отсутствие контроля над ценой со стороны фирмы, отсутствие входных барьеров, полная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии. Примером может служить рынок сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. 1. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции, отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта. 2. Экономические субъекты совершенно конкурентного рынка являются «соглашающимися с ценой». На рынке совершенной конкуренции отдельные фирмы не имеют контроля над ценой продукции. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение или цену продукта. 3. Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль и выхода из нее. Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. 4. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками, по минимальной цене. В противном случае им не удастся продать свой товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже выступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении не встречается. Он представляет собой идеальную структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее, как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей степени стремиться. Но в экономической практике имеются рынки, некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой достаточно большое число фирм производит разнородную (дифференцированную) продукцию. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: большое число субъектов рынка, дифференцированная продукция, незначительный контроль над ценой со стороны фирмы, нет высоких входных барьеров, неполная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая конкуренция – не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.

Дифференцированная продукция– товар каждого продавца обладает специфичными качествами или характеристиками (потребительские свойства товара, сервис, место продажи товара, реклама и т.п.), которые служат тому, чтобы покупатели предпочитали его товар товару конкурирующих фирм, то есть покупателю небезразлично, у какого продавца приобретать товар. Во главе угла этой дифференциации могут быть как реальные отличия, так и мнимые. Реальные отличия достигаются за счет: а) качества товара. б) углубления послепродажного обслуживания. в) места продажи товара. г) стимулирования сбыта.

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Адидас» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.

Поскольку в условии монополистической конкуренции изменение цен не гарантирует увеличения прибыльности, то фирмы концентрируют внимание на увеличении объемов сбыта и расширении своей доли рынка. Фирмы стремятся не только поднять спрос на свою продукцию, но и сделать этот спрос как можно менее эластичным. Основная роль в этом отводиться факторам неценовой конкуренции.

Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что вместо единого рынка конкретного товара складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукта и услуг. Эта черта, называемая неценовой конкуренцией, является главной для данной структуры рынка.

Олигополия – это рыночная структура, при которой несколько крупных фирм контролируют основную его часть. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: небольшое число субъектов рынка, дифференцированная или однородная продукция, контроль над ценой зависит от типа делового поведения фирм, высокие входные барьеры, неполная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.

Обычно на олигополистических рынках действует от двух до восьми фирм, на которые приходится половина и более об­щих продаж продукта. Поэтому решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом. Это значит, что поведение олигополиста строится в соответствии с возможной реакцией со стороны конкурентов. Решения конкурентов становятся для олигополиста дополнительным условием определения оптимальных объемов производства и уровня цены.

Работа на рынке олигополии предполагает, что любое изменение цены ведет к потерям дохода, поэтому цены на данном рынке являются относительно негибкими, консервативными. Они мало меняются, а если меняются, то одновременно у всех участников рынка. Ценовая конкуренция становится невыгодной, поэтому олигополисты стремятся не использовать понижение цен для привлечения новых покупателей, делая акцент на неценовую конкуренцию. К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят: § усиление дифференциации продукции; § рост качества обслуживания покупателей; § качество и технические характеристики самого изделия; § условия кредита; § стиль и дизайн; § долговременность использования и срок гарантии; § реклама и стимулирование сбыта; § расширение номенклатуры продукции.

В условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы. Участники олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками, улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель этих методов честной неценовой конкуренции - завоевание большей доли рынка. Одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную концентрацию в отрасли. Сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком.

Чистая монополия – это рыночная структура, при которой одна фирма является единственным продавцом данной продукции. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: один продавец и разное число покупателей, продукция не имеет близких заменителей, существенный контроль над ценой со стороны фирмы-монополиста, практически непреодолимые входные барьеры, полная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.

В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цен из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене. Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж является нарушением свободной конкуренции и утверждением особой власти на рынке. Рыночная власть означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Монопсония – это рыночная структура, при которой имеется только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: один покупатель и разное число продавцов, продукция может быть однородной или дифференцированной, существенный контроль над ценой со стороны фирмы-монопсониста, значительные входные барьеры, неполная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.

Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкретной специальности или на рынке, по-особому расположенном. Это может иметь место, когда рабочие руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, связанными с заработной платой, но и, к примеру, близостью работы от дома.

Монопольное положение покупателя товара при большом количестве конкурирующих между собой производителей позволяет ему манипулировать объемом закупок, снижать цены. Наиболее типичным проявлением являются государственные закупки сельскохозяйственной продукции, вооружений и др.

 


Рынок труда и заработная плата.

 

Рынок труда – это действующий в рамках определённого экономического пространства механизм взаимодействия между работодателями и наёмными работниками, выражающий экономические и правовые отношения между ними. Субъектами рынка труда выступают: работодатели и их представители, наёмные работники и их представители, государство и посреднические организации.

Рынок труда характеризуется взаимодействием спроса и предложения рабочей силы, который бывает различным при определённой экономической конъюнктуре. Общая величина предложения зависит от числа трудоспособного населения. Спрос отражает объём и структуру занятых в экономике, отраслевую и территориальную специфику, а также число и структуру вакансий. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Чем выше спрос на изделия фирмы, тем больше рабочих фирма может нанять. Предложение труда зависит от ряда факторов: демографического; образовательного; здоровья; культуры нации и национальных особенностей.

В системе стимулирования труда ведущее место занимает заработная плата. Она является главным источником повышения благосостояния трудящихся, поскольку составляет три четверти их доходов. Заработная плата – это цена труда, уплачиваемая работодателем наемному работнику за предоставленную трудовую услугу.

Номинальная заработная плата – сумма денег, полученная наемным работником за определённый период или за конкретный объём работы. Здесь необходимо различать начисленную заработную плату, то есть рассчитанную бухгалтерией предприятия заработную плату работника за определенный период времени, и располагаемую заработную плату, то есть начисленную заработную плату за вычетом налогов и других обязательных платежей. Но и начисленная, и располагаемая заработная плата являются номинальной заработной платой.

Реальная заработная плата – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату, иными словами, это покупательная способность заработной платы.

Можно выделить следующие функции заработной платы: 1. Обеспечивает воспроизводство рабочей силы, иными словами поддержание, а то и улучшение условий жизни работника, который должен иметь возможность нормально жить, чтобы восстанавливать силы, необходимые для работы. Также работник должен иметь возможность растить и воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы. 2. Материальное стимулирование: - повышения квалификации. - повышения производительности труда; - улучшения качества продукции. 3. Регулирует рынок труда. 4. Регулирует прибыльность фирмы.

 

 


Рынок капитала.

 

Капитал как фактор производства. Основные формы капитала. Спрос и предложение на рынке услуг капитала как фактора производства. Ставка процента как цена капитала и причины различий в ставках процента на рынке. Номинальная и реальная ставка процента.

Капитал: 1) это все то, что способно приносить доход; 2) как фактор производства — это любые материальные блага, созданные человеком, используемые для производства других товаров и являющиеся условием для получения прибыли.

В собственности людей может находиться самое различное имущество. Это могут быть здания фабрик и заводов, фабричное оборудование, складские помещения, магазины, жилые дома, железные дороги, транспортные средства, банки, земельные участки, самолеты, пароходы и т.д. Все названные и им подобные виды капитала представляют собой материализованный физический капитал, имеющий определенную натурально-вещественную форму. Промышленный капитал - капитал, занятый в сфере материального производства. В процессе функционирования промышленного капитала от него отделяются ссудный и торговый капитал. Торговый капитал - это обособившаяся часть промышленного капитала, которая функционирует в сфере товарного обращения. Ссудный капитал — это обособившаяся часть промышленного капитала, назначение которого - аккумуляция собственных денежных средств и предоставление их тем, кто в них нуждается.

Оборотный капитал – часть капитала предприятия, которая полностью используется в течение одного производственного цикла, меняет вещественную форму и полностью переносит свою стоимость на стоимость продукции, возвращаясь целиком в составе выручки от реализации товара (например, сырье, электроэнергия, топливо и др.). Основной капитал – это часть капитала предприятия, которая принимает участие в производстве длительное время, не меняет вещественную форму и переносит свою стоимость на стоимость продукции постепенно в виде амортизации (например, здания, сооружения, оборудование и др.).

Рынок капитала – рынок, на котором продаются и приобретаются инвестиционные ресурсы.

Процент (ставка процента) – это цена капитала, уплачиваемая заемщиком за пользование заемного капитала (ссудного капитала, материальных ценностей и др.) его собственнику. Величина процента зависит от экономической ситуации на рынке, от срока кредита, от его суммы, от степени риска, от сферы, в которую вкладывается капитал, от налогообложения, от степени конкуренции на рынке капитала. Номинальная ставка процента – текущая рыночная ставка процента, исчисляемая без учета инфляции. Реальная ставка процента – это номинальная ставка, скорректированная с учетом темпов инфляции, или это изменение покупательной способности капитала.


Особенности рынка земли и природных ресурсов.

Земля: 1) в узком понимании – это непосредственно земельные угодья и их площадь; 2) в широком понимании – это все естественные природные ресурсы, используемые в производстве (плодородная почва, запасы пресной воды, месторождения ископаемых).

Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала земля неподвижна. Предложение земли ограничено не только на макро-, но и на микроуровне. Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Поэтому, когда говорят об ограниченности земли, имеют в виду землю определенного качества, расположенную в определенном месте. Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента - сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос: D = Dсх + Dнесх. Сельскохозяйственный спрос на землю определяется особенностями спроса на продовольственную продукцию. Несельскохозяйственный спрос стоит из спроса на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, из промышленного спроса и даже… из инфляционного спроса на землю. Рынок земли – сфера формирования спроса и предложения на земельные (природные) ресурсы.

Рента – вид дохода, регулярно получаемого собственником капитала, земли, имущества и не связанный с трудовой или предпринимательской деятельностью. За пользование земельными участками арендатор выплачивает собственнику земли арендную плату. Основным элементом арендной платы является рента. Земельная рента есть регулярный доход владельцев природных ресурсов, получаемый от арендующих эти ресурсы арендаторов. Рента как экономическая категория означает не просто доход от фактора производства. Это доход от какого-либо фактора производства, предложение которого неэластично. Поскольку предложение земли ограничено, она приносит доход в форме земельной ренты. Земельная рента – цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов их собственникам. Абсолютная (чистая) земельная рента – это минимальный доход, который получают все владельцы земли независимо от качества принадлежащего им земельного ресурса. Дифференциальная рента – это доход, полученный в результате использования земельных ресурсов более высокой производительности и более высокого качества при ранжировании этих ресурсов. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента 1, обусловленная естественными различиями в качестве земельных ресурсов (плодородие, местопо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: