Введение во храм Пресвятой Богородицы




Цель урока:

1) познакомить детей с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы;

2) раскрыть значение праздника для нашего спасения;

3) воспитывать в детях уважение, любовь, почитание к Пресвятой Богородице.

План:

1. Раскрытие события праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Значение праздника для нашего спасения.

2. Чтение тропаря на церковнославянском языке. Важный

глубинный смысл тропаря.

3. Нравственные качества Девы Марии.

4. Почитание Божией Матери.

5. Празднование этого дня в Православной Церкви.

6. Наше почитание Пресвятой Богородицы.

7. Итоги урока.

Ход урока:

У: Добрый день, ребята! Давайте помолимся («Царю Небесный»). Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? Для этого внимательно посмотрите на аналой (на аналое установлена икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»).

Д: ОПресвятой Богородице.

У: Верно. Будет речь у нас с вами о Пресвятой Богородице. А еще точнее? Посмотрите внимательно на икону, что на ней изображено?

Д: Введение во храм Пресвятой Богородицы.

У: Так вот сегодня мы с вами должны познакомиться с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы и раскрыть значение этого праздника для нашего спасения.

У: Поэтому запишем в тетради тему нашего урока: «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Новый материал.

У: Пресвятой Богородице исполнилось только три года, когда родители окончательно решили ввести Дочь во храм Божий. Девочку облачили в лучшие одежды, собрали и снарядили ближних и родственников вместе с их детьми, и шествие двинулось в храм. В руках спутников будущей Богоматери горели свечи. Все отправились в Иерусалим. Их путь проходил по каменистой дороге (показать на карте), приходилось останавливаться на ночлег и для того, чтобы отдохнуть. И вот путники подходят к городу.

К какому городу подходит Мария и Ее родные и близкие?

Д: К Иерусалиму.

У: Почему именно к Иерусалиму, а не к какому-то другому городу в Палестине?

Д: Храм в Палестине один и находится в Иерусалиме.

У: Верно. Путники подошли к храму в Иерусалиме, а навстречу пришедшим из храма вышли с пением первосвященник и священники (музыкальное сопровождение – пение псалмов). Иоаким и Анна с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень лестницы, ведущей в храм. Лестница же эта имела 15 больших ступеней – по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм.

Совершилось великое знамение. Никем не поддерживаемая Малютка легко и прямо взошла на площадку крыльца. Все были изумлены. Первосвященник силою вдохновения повел за собой Марию в сокровенную глубину храма, в Святая Святых. Не только никому из женщин не позволяли входить туда, но и священники туда не вступали – лишь первосвященник мог входить однажды в год в Святая Святых, неся за собой жертвенную кровь от жертвенного животного. Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария – избранная Отроковица, и Она достойна входить в самое священное место. Это необыкновенное событие поразило не только людей, но и ангелов, которым еще не было открыто предназначение Марии.

У: Каково же предназначение Марии?

Д: Стать Матерью Иисуса Христа, Сына Божия.

У: А каково предназначение Сына Божия Иисуса Христа? Зачем Иисус Христос пришел на землю к людям?

Д: Спасти нас, а для этого открыть вход в Царство Небесное.

У: Что же было дальше? Как поступили родители Марии?

Д: Родители Марии вернулись в Назарет, Мария осталась жить в храме.

У: Да, Иоаким и Анна, исполнив свой обет, вернулись домой, а Мария осталась жить в храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост. Святая Святых стало местом постоянных молитв Марии. Там уже не было ковчега Ветхого Завета, т.к. сама Пресвятая Дева являлась новым одушевленным Божиим Киотом, Вместилищем, Ковчегом.

При храме Она жила около 11 лет. Пресвятая Богородица решила всю Свою жизнь посвятить Богу. Для этого Она дала обет никогда не выходить замуж, то есть навсегда остаться Девою. Дух Божий и ангелы охраняли Божественную Отроковицу.

У: А сейчас мы сделаем следующие записи в тетради.

1. Предназначение Девы Марии – стать Матерью Сына Божия.

2. Предназначение Сына Божия Иисуса Христа – открыть вход в Царство Небесное, спасти нас.

3. Пресвятая Дева являлась новым одушевленным Божиим Вместилищем.

4. Дева Мария выросла какой? Продолжите сами.

Д: Благочестивой, скромной, трудолюбивой, покорной Богу.

У: Эти нравственные качества Марии мы можем взять как пример для подражания?

Д: Да!

У: Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Православной Церковью 21 ноября (4 декабря по н.ст.). День этот почитается как великий праздник, который в песнопениях церковных называется «предвестием Божия благоволения к людям». С этого праздника начинают петь в Церкви во время утрени: «Христос рождается, славите». Почему предвестие?

Д: Предсказание о том, что Бог родится.

У: Что же передает о Пресвятой Богородице Священное Предание?

Священное Предание с древности, благодаря блж. Иерониму, свт. Димитрию рассказывает в подробностях, как располагала Пресвятая Богородица Свой день. [3, с.20] Ежедневно с раннего утра Она молилась до третьего часа (т.е. до 9 часов утра), затем 6 часов проводила за рукоделием или чтением Священного Писания. Затем с девятого часа (т.е. с 3 часов утра) опять начинала молиться и молилась до тех пор, пока ангел, служивший Ей, не приносил пищу.

Ум у Нее был восприимчивым, острым, глубоким. Она много думала и очень мало говорила. Пряжа льна и шерсти была самым обычным Ее рукоделием. Часто вышивала Она шелковые священнические облачения.

У: Давайте сравним, а как у нас день распределен? Сколько времени тратим на молитву? На чтение Священного Писания? Каким рукоделием вы занимаетесь дома? Какие выводы можно сделать?

Д: (делятся своими подсчетами).

У: Дальнейшая жизнь Марии такова. Живя в храме, Пресвятая Богородица лишилась родителей. Сначала умер 80-летний Иоаким, а вслед за ним и Анна. Так в нежном возрасте Она обречена была испытать горькое сиротство. Та, которая впоследствии будет исцелять сиротство всех одиноких людей, станет Матерью, Утешительницей и Заступницей всех безматерних сирот. Она осознавала Свое одиночество, Свою беспомощность среди людей и поэтому должна была Свое счастье обрести в Боге, а для этого еще больше молиться, больше любить Бога и быть послушной Ему.

У: Давайте вернемся к празднованию этого события. Назовите смысл этого праздника? В чем он заключается?

Д: В том, что от Марии в будущем родится Наш Спаситель, тот, который спасет всех людей от смерти. Это Иисус Христос.

У: Запоминаем. Значение праздника для нашего спасения – от Девы Марии родится Спаситель людей Иисус Христос. Мария явилась всему человечеству, заявила о том, что от Нее родится в будущем Сын Божий. Заявила в негласности, в покорности (вышла на подвиг). Об этом говорится в тропаре – главной краткой молитве праздника.

«Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание; в храме Божием ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение!» (Чтение всем коллективом.)

У: Мы прочитали с вами тропарь праздника. Давайте разберемся, в чем заключается глубинный смысл тропаря. Во-первых, внешнее настроение, настрой его какой? Ответ ищем в тексте тропаря.

Д: Слово «радуйся» указывает на радостный, праздничный настрой.

У: Хорошо. Во-вторых, найдите самую главную мысль тропаря, которую нужно увязать с названием праздника.

Д: В храме Божием ясно Дева является, вводится.

У: Но ведь не случайно Дева Мария оказалась в храме. Можно было любого ребенка ввести, а почему именно Мария? Ответ ищем в тропаре.

Д: Благоволение Божие, то есть милость Божия, конкретно к Ней, к Марии; это через Нее Бог явится среди людей.

У: Какое предназначение Марии? Ответ в тропаре.

Д: Христа всем предвозвещает.

У: Хорошо. Таким образом, в тропаре – главной молитве праздника – сжато, кратко рассказывается о событии, о содержании праздника. В данном случае о том, что по милости Божией Дева Мария входит в храм, где идет Ее подготовка к подвигу. А подвиг заключается в рождении Нашего с вами Спасителя.

Святые отцы писали о Пресвятой Богородице. Св. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении веры» (кн. 4, гл. 14) пишет: «Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных существ, несравненно выше самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно выше всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она – Приснодева, т.е. до рождения Богочеловека, в рождении Его и по рождении Его – Дева. Имя Мария дано Ей по повелению Божию и значит – Госпожа».

Эти слова преподобного говорят о том, что ничего случайного в жизни не бывает, кстати, и у нас с вами. Имя Мария дано по велению Божию, Она выше всех степеней ангелов, не говоря о людях. А раз такое предназначение Марии, то люди с древности почитают Пресвятую Деву Марию. В чем выразилось это почитание?

Д: В написании икон, песен, стихов, в проведении службы. В обращении к Ней в молитве «Заступница Наша».

У: А как еще проявляется почитание в семье, дома?

Д: Икона Пресвятой Богородицы есть в каждой семье рядом с иконой Спасителя. Мы читаем молитвы пред Ее иконой.

У: Какие молитвы вы знаете ко Пресвятой Богородице?

Д: «Богородице Дево, радуйся», «Пресвятая Богородице, спаси нас».

У: Читая молитву к Пресвятой Богородице, к кому мы обращаемся?

Д: К Божьей Матери, Она ближе всех к престолу Божьему находится.

У: Еще хочу сказать, что когда люди ругаются, сквернословят, то страдает от этого Пресвятая Богородица. Она наша Заступница перед Богом и мы, люди, приносим Ей страдания. Не должно такого быть.

Итог урока:

У: Что мы сегодня с вами изучали на уроке? О чем говорили? Какая цель стояла перед нами? (В процессе беседы подходим к следующим выводам.)

Вывод №1: Познакомились с содержанием праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Вывод №2: Для нашего спасения праздник имеет значение: от Марии Девы в будущем родится Спаситель, Который спасет и нас.

У: А в чем может проявляться наше почитание Пресвятой Богородицы?

Д: Подражать Пресвятой Деве, делать так, как Она сделала бы, то есть сверять свои поступки с делами Пресвятой Богородицы.

У: Конкретно, в домашней обстановке, можете назвать, в чем состоит подражание?

Д: Помощь близким, их защита и забота.

У: Да, чаще молиться, посещать богослужения.

(Заканчивается эта часть урока словами о Пресвятой Богородице из Евангелия (Лк. 2, 7-11) о предназначении Пресвятой Богородицы.)

Закрепление.

Выпуск стенгазеты к празднику «Введения во храм Пресвятой Богородицы».

Домашнее задание: выучить молитвы «Богородице Дево, радуйся», «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Литература

1. Игнатий Брянчанинов, свт. Учение Православной Церкви о Божией Матери. Православный приход, 2006.

2. Иероним Филадельфийский. Заступница Усердная. Новосибирск.

3. Закон Божий. Первая книга о Православной вере. Т.5. Издательство Владимирской епархии, 2000.

4. Земная жизнь Пресвятой Богородицы (сост. С. Нестерова). Т.2. Ярославль: Верхняя Волга.

5. Юдин Г. Практическая энциклопедия православного христиани-на. Основы церковной жизни. СПб: САТИСЪ, 2005.

6. Тарассар К. Наша жизнь с Богом. СПб: КРЕДО, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: