По удельному весу промышленного производства лидировали: Тюменская обл. — 39%, Томская и Кемеровская обл. — 38%, а по удельному весу сельского хозяйства Республика Алтай — 24,5% и Алтайский край — 16,5%. В производстве услуг выделялись Новосибирская обл. — 57% и Республика Алтай — 52%, предоставляющие комплекс научных и коммерческих услуг — первая и рекреационных — вторая.
Промышленные комплексы. Отрасли рыночной специализации Западно-Сибирского экономического района входят в состав ТЭК (топливная), металлургического (черная металлургия) и машиностроительного комплексов. Топливная промышленность Западной Сибири имеет общероссийское и мировое значение благодаря добыче, транспортировке и переработке уникальных нефтегазовых и угольных ресурсов. Добываемые здесь нефть и газ осваивают значительную часть инвестиций в промышленность России и обеспечивают регулярные валютные поступления в федеральный и региональный бюджеты.
Западная Сибирь является главной базой нефтедобычи в России
Суммарная протяженность системы транспортировки западно-сибирской нефти около 35 тыс. км,. Из Ханты-Мансийского АО сооружены 10 магистральных нефтепроводов, транспортирующих нефть в сторону российских городов: Челябинска, Красноярска, Иркутска, Омска, Киришей (Ленинградская обл.) и Альметьевска, а также за рубеж — в Вентспилс (Латвия), Чимкент (Казахстан), в Одессу (Украина). В настоящее время нефть стала поступать на побережье Финского залива, где введены в эксплуатацию терминалы для экспорта нефти.
В г. Омске размещается один из лучших в стране нефтеперерабатывающих заводов, выделяющийся рекордной для России глубиной переработки нефти — порядка 80%. Нефть перерабатывается также в Тюменской обл. — в г. Тобольске. Имеются благоприятные предпосылки для переработки нефти и попутного газа в местах нефтедобычи — в Тюменской и Томской обл., для чего намечается строительство экономичных мини-НПЗ, призванных обеспечивать местные потребности в топливе.
|
Добыча природного газа сосредоточена в Надым-Пуртазовском районе Ямало-Ненецкого АО, Газотранспортные системы, берущие начало в этом районе, следуют тремя коридорами на юго-запад — в центр России и далее в сторону Украины,Центральной и Западной Европы. Крупнейшие Уренгойское и Ям-бургское месторождения, по мнению большинства экспертов, останутся базовыми в районе на обозримую перспективу,
Добычу газа в северных районах Западной Сибири намечается значительно увеличить за счет освоения Ямальского газопромыслового района. Первый этап освоения Ямальских месторождений происходит на базе использования действующей системы газопроводов, проложенных из Надым-Пуртазовского района, с подключением к ней новых газопроводов системы Ямал—Европа, первая магистраль которой отчасти уже сооружена. Добыча газа на полуострове Ямал должна полностью обеспечить внутренние потребности России и увеличение экспорта.
Угольная промышленность Западной Сибири сконцентрирована в Кемеровской обл., где активно разрабатываются месторождения Кузбасса и бурые угли Итатского месторождения Канско-Ачинского бассейна.
Коксующиеся угли Кузбасса поступают на крупные предприятия черной металлургии Западной Сибири (Кемеровская обл.) и Урала. Энергетические угли Кузбасса и Канско-Ачинского бассейна обеспечивают не только Западно-Сибирский, но и большинство рынков европейской части России.
|
Электроэнергетика ЗСЭР в основном тепловая, работающая на попутном газе: Сургутские ГРЭС 1 и 2 я) и Нижневартовская ГРЭС в Ханты-Мансийском АО, а также на угле: ЮжкузбассГРЭС, Беловская и Томь-Усинская КЭС, несколько крупных ТЭЦ в Кемеровской обл., Омске, Новосибирске и Томске. Завершается строительство крупной газовой ГРЭС в г. Уренгое Ямало-Ненецкого АО. Есть единственная крупная Новосибирская ГЭС на р. Обь (400 Мвт).
Черпая металлургия ЗСЭР сосредоточена в Кемеровской обл.: Новокузнецкий металлургический комбинат и Западно-Сибирский завод полного цикла, Гурьевский передельный завод. Производство готового сортового проката и стальных труб имеется в г. Новосибирске.
Машиностроительный комплекс, крупнейшие центры которого размещены в Новосибирской, Омской, Кемеровской обл. и Алтайском крае, включает: станкостроение (производство ткацких станков), энергетическое, сельскохозяйственное и радиотехническое (г. Новосибирск), угольное (в городах Анжеро-Судженск, Киселевск, Прокопьевск Кемеровской обл.); предприятия по производству металлорежущих станков, паровых котлов, дизелей, грузовых вагонов и тракторов (в Алтайском крае). В Омской обл. развивается авиакосмическое объединение «Полет».
В Алтайском крае приоритет отдается расширению производства дизельных двигателей на алтайских моторных заводах, а также тракторов и энергетического оборудования.
|
Химическая и нефтехимическая промышленность. Современные нефтегазохимические комплексы развиваются в городах Тобольске (Тюменская обл.), Омске и Томске, где налажено производство различных полимеров, синтетических смол и пластмасс.В Омске производят также синтетический каучук и шины. Искусственные волокна выпускают в Новосибирске и Барнауле Кемеровской обл. Крупное производство азотных минеральных удобрений с параллельным выпуском серной кислоты и других химических продуктов на базе коксохимии на ОАО «Азот» в Кемеровской обл. В той же области в г. Прокопьевске развивается производство резиновых изделий. В г. Северске Томской обл. Сибирский атомный химический комбинат в настоящее время налаживает производство редкоземельных элементов.
Агропромышленный комплекс выделяется своими размерами — это 1/6 всех сельскохозяйственных угодий страны, компактно размещенных, в основном, в зоне южно-сибирских степей и лесостепей Омской, Новосибирской и юга Тюменской обл. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.
К началу 2000-х гг. сельское хозяйство ЗСЭР производило около 11%.
В районе ведутся работы по орошению Кулундинской степи и осушению Барабинской лесостепи. Особую направленность имеет сельское хозяйство в северных районах, где распространены оленеводство, рыболовство, пушной промысел и звероводство, а также в районах Горного Алтая, где преобладают пантовое оленеводство, заготовки лекарственных растений и пчеловодство.
Транспортный комплекс Западной Сибири наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи
Тюмень — Тобольск — Сургут — Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района).
Важнейшие автомобильные дороги: Тюмень — Омск, Тюмень — Сургут, Кемерово — Барнаул, автомагистраль в сторону Красноярска, а также Чуйский тракт в сторону Монголии. Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию — завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу.