Современный научный подход к изучению любого объекта предполагает в обязательном порядке анализ его структуры, знание которой дает исследователю представление о внутренних и внешних связях объекта, его сложности, функциональных особенностях; по изменению структуры объекта во времени можно судить о направлении его эволюции.
За период существования социологии религии сформировалось много моделей структуры религии. Сравнив их, можно выделить наиболее часто встречающиеся элементы:
• священное (сакральное). Священное — это предмет религиозной веры и связанная с ним сфера. Священное всегда отделено от обыденного (профанного) и требует особого отношения в силу своего необычного свойства (чудесности), которое связывается чаще всего со сверхъестественным существом или силой. Э. Дюркгейм отмечал, что любая религия существует на грани обыденного и священного, каждая религия обладает «священными вещами».
Отношение верующего к священному задается состоянием веры, предметом которой выступает нечто, не свойственное материальному миру, непостижимое обыденной рассудочностью (чаще всего это «нечто» обозначается как сверхъестественное). Религиозная вера носит личностный, заинтересованный, гносеологический (вера дает знание), оценочный и эмоциональный характер.
•вероисповедание и религиозное сознание. Вероисповедание — совокупность догматов, представлений и убеждений, в которые верит (которые исповедует) человек как представитель конкретной религии. Верования функционируют в форме религиозного мировоззрения, которое объясняет мир, дает жизненные ориентиры, предписывает нормы и правила поведения и мышления.
|
•культ (ритуальная практика, или теопраксия). Культ — система действий (обрядов, ритуалов) верующего, направленных на священное, на предмет веры, относительно священного. Культ можно определить и как поведение относительно сакрального. Религиозный культ представляет собой форму объективации религиозного сознания в действиях верующего субъекта (группы или индивида). Культовая система — это совокупность обрядов. Обряд — совокупность стереотипных действий, символизирующих определенные ценности, идеи, состояния. Обряд всегда описывает образец (стандарт) поведения, отношения к святыне: ритуал не имеет религиозного смысла, но приобретает религиозное значение как стратегия связи верующего со священным, как индикатор изменения обыденного поведения в сторону религиозного. Ритуал носит символический характер: его цель и содержание заключаются не в самих действиях, а в том идеальном содержании, которое стоит за этими действиями. Смысл обрядовых действий всегда зашифрован в их материально-вещественном выражении и опосредованно связан с утилитарно-практическими целями.
Обряд, или ритуал, в ходе религиозной практики выполняет коммуникативную роль, символизирует определенные значения и установки, играет существенную роль в воспитании (аккумуляция и передача опыта), контроле, осуществлении духовной власти. Является единством этического и эстетического, причем последнее иногда преобладает, так как призвано усилить эмоциональные переживания верующего.
• нормы и ценности обыденного (некультового) поведения. Нормы и ценности внекультового поведения верующих формируют представление (модель) о праведном образе жизни, который является идеальным для верующего с позиции требований вероучения. Праведный образ жизни формируется посредством специальных максим — заповедей.
|
• религиозные организации. Религиозные организации — формы коллективов верующих (религиозных общин).
В современной социологии религии выделяют (преимущественно на примере христианства) четыре типа религиозных организаций как объединений верующих: церковь, секту, деноминацию и культ. Приведем: их основные характеристики.
Церковь — религиозная организация, имеющая связь с широкими слоями общества и действующая внутри него. Церковь еще можно определить как тип религиозной организации со сложной, строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействий между священнослужителями (клиром, духовенством) и верующими (прихожанами, мирянами), осуществляющей выработку, передачу и сохранение религиозной информации (прежде всего вероучения), регулирование религиозной деятельности и контроль поведения верующих.
Церковь — организационная основа развитых религий. Она является высшим типом в развитии религиозных организаций. На сегодня ее можно рассматривать как конечный продукт организационной эволюции религии.
Церковь функционирует как бюрократическая организация, которая формировалась столетиями и имеет определенный иммунитет к изменениям внешних условий существования (по этому поводу Э. М. Ремарк заметил, что церковь есть единственная диктатура, которая пережила века).
|
Помимо бюрократичности для церковной организации характерно:
1) большое число последователей;
2) отсутствие постоянного, строго фиксируемого и контролируемого членства;
3) членство по традиции (семейной, национальной), а не как сознательный выбор личности;
4) предъявление к своим членам умеренных требований. Критерии членства не жесткие; нарушение церковных норм не всегда карается исключением (спектр санкций по степени жесткости довольно широк);
5) тесные неконфликтные связи с обществом: церковь не противопоставляет себя государству, культуре, сфере мирского — она вписана в общество и сама стремится к универсальности; член церкви должен быть членом общества.
Секта — тип религиозной организации, которая отвергает ценности остального (глобального) общества и функционирует как контркультура. Секта требует обращения в свою веру и исполнения культа.
Причины возникновения сект разные. Самая известная — церковный раскол (схизма), когда от церкви отходит группа недовольных по тем или иным причинам (догматическим, организационным и др.).
Для секты характерны (особенно на начальном этапе ее развиия) следующие черты:
1) сравнительно небольшое количество приверженцев;
2) добровольное, сознательное членство (не по традиции);
3) постоянно контролируемое, жестко фиксируемое членство;
4) неприятие мира, стремление к изоляции;
5) претензии на исключительность, убежденность в богоизбранности;
6) отсутствие разделения на клир и мирян, формальное равенство членов;
7) нетерпимость к инакомыслию;
8) аскетизм и суровость нравов, жесткость санкций за проступки.
Со временем, как правило, секта утрачивает некоторые черты: она становится терпимее к миру. Первое поколение секты еще помнит и подчеркивает свое добровольно-сознательное обращение, второе — уже следует семейной традиции. Секта традиционализируется и обюрокрачивается.
Судьба сект не одинакова: одни распадаются (флагелянты, адамиты, альбигойцы, николаиты и др.), другие — прозябают (например, скопцы и молокане в Сибири), третьи находят ресурсы для устойчивого самовоспроизводства за счет исключения колеблющихся, запрета на браки с иноверцами (например, квакеры, определенные баптистские общины) и т. п. Некоторые секты со временем перерастают в деноминации.
Деноминация — тип религиозной организации, направленной на привлечение новых участников путем пропаганды и активной религиозной и общественной деятельности. Часто в самоназвании деноминаций встречается слово «церковь» — «Церковь живых камней» или «Церковь христовых братьев» и т. п.
Как переходный тип деноминация заимствовала от секты добровольность в выборе веры, постоянный контроль членства, некоторую претензию на исключительность; от церкви — иерархию и централизованное управление, отказ от изоляции, нормальные отношения с государством и светской культурой, признание возможности постепенного духовного возрождения.
Культ — аморфная религиозная организация, которая держится исключительно на энтузиазме своих членов, без опоры на формальную организацию. В социологии религии понятием культа как типа организации обозначают, во-первых, крайнюю форму сектантства и религиозного радикализма, культ личности харизматического религиозного деятеля (харизматический культ). Харизматический культ схож с сектой, но его особенность заключается в механизме образования: культ складывается в форме группы приверженцев какой-либо личности (харизматического вождя, учителя истины) как носителя особых качеств (чаще всего — мессианских). Механизм возникновения большинства нетрадиционных религий XX века — харизматический культ (поклонение «живому богу»).
Социальная функция религии — это характер и направление воздействия религии на общество и его подсистемы. Система социальных функций религии описывает ее роль в обществе и культуре. Обобщающая модель функций религии описывает систему общих функций любой религии как общественной подсистемы. С точки зрения этого подхода функции религии можно разделить на две группы: психологические и социальные (с вариантами их переплетения).
1) Психологические функции:
• мировоззренческая (смыслополагающая) — религия дает систему взглядов на мир и человека, задает координаты мысли и поступка, дает оценочный масштаб относительно окружающего природного и социального мира, т. е. формирует у человека картину мира;
• компенсаторная — религия дает душевный комфорт (утешение, чувство единства, оправдания, защищенности, уверенности, информированности и знания (богопознание) и др.).
2) Социальные функции:
• интегративно-коммуникационная — объединение верующих в группы (религиозные организации различных видов), общение на базе разделяемых ценностей и убеждений, укрепление социальных связей и отношений между единоверцами;
• контрольная — отслеживание и санкционирование девиант-ного поведения как в среде верующих, так и в среде неверующих, когда их действия совершаются по отношению к верующим;
• нормативная (функция социализации) — воспитание, навязывание культурных образцов поведения и мышления;
• легитимирующая — обоснование и узаконивание существующего ценностно-нормативного порядка (чаще всего через его соответствие религиозным нормам и ценностям), признание действующих социальных норм;
• культурная (светская) — просвещение, благотворительность, искусство (музыка, живопись, архитектура и др.). поддержание традиции (через привлечение к участию в ритуалах, обрядах).