Две трети компаний поставлены на грань разорения




Новый порядок налогообложения может вызвать большие проблемы

Введение нового порядка налогообложения страховых операций, предложенные сейчас правительством, будет иметь катастрофические последствия для рос­сийского страхового рынка и долгосрочного страхования жизни.

Кабинет министров предлагает ввести ряд новых налогов, в том числе 20-процентный налог на сумму разницы между уплаченными взносами и полученными страховыми выпла­тами; 5-процентный налог с продаж на реали­зуемые населению страховые услуги; налог на прибыль на сумму пополнения страховых ре­зервов по страхованию жизни. Кроме того, предлагается включать в совокупный годовой доход, подлежащий обложению подоходным налогом, все выплаты страхового возмещения.

По мнению страховщиков, страховые выпла­ты не должны облагаться подоходным нало­гом, поскольку они, по сути, являются компен­сацией потерь и убытков страхователя, а не доходом. Кроме того, включение страховых выплат по рисковым видам страхования в совокупный годовой доход противоречит Граж­данскому кодексу РФ, который гарантирует право гражданина на полное возмещение при­чиненного ему ущерба.

Введение 5-процентного налога с продаж на страховые услуги населению фактически означает установление налога на страховые взносы. По мнению экспертов, это “новше­ство” сделает совершенно непривлекательны­ми продукты по накопительному страхова­нию жизни.

 

 

ПРОБЛЕМА МОШЕННИЧЕСТВА В СТРАХОВАНИИ

 

Было бы наивным предполагать, что формирование российского страхового рынка не будет испытывать тех сложностей, которые присутствуют на рынках развитых стран. Не нова, к сожалению, и проблема мошенничества в страховании.

Правда, в период существования государственной системы страхования случаи мошенничества были относительно редки. Это объяснялось наличием одного страховщика-монополиста, ограниченным спектром предлагаемых полисов, наличием стандартных условий страхования, жесткой системой управления, наличием кадров достаточной квалификации.

 

Образование большого числа страховщиков, предлагающих разнообразные виды страховых услуг, сопровождается и появлением фактов мошенничества. Со стороны страхователей это выражается главным образом в предоставлении фиктивных документов о характеристике принимаемого риска и в искажении информации о страховых случаях.

 

Страховщиками делаются попытки борьбы с недобросовестными клиентами. Однако из-за недостаточной квалификации персонала, разобщенности страховщиков, неразвитости законодательства это пока не дает должного эффекта. Например, в Москве случаи мошенничества, допускаемого клиентами при страховании автомобилей, достигли такого масштаба, что страховщики сегодня практически прекратили проведение этого вида страхования.

 

Существуют и факты мошенничества со стороны страховых компаний. Обычно это выражалось в выдаче страхователям недействующих страховых полисов, публиковании недобросовестной рекламы, обмане клиентов. Со стороны страхового надзора к таким страховым компаниям применялись разного рода санкции и, как правило, они лишались права на проведение страховой деятельности в России.

 

Кроме того, имели место нарушения, допускаемые иностранными предпринимателями. Пока в России запрещена деятельность иностранных страховщиков, однако, некоторые зарубежные компании вопреки установленному порядку продавали свои полисы российским клиентам. Против таких компаний российскими правоохранительными органами были приняты адекватные меры, направленные на пресечение незаконной деятельности.

 

Все сказанное свидетельствует о том, что проблемы российского страхового рынка схожи с проблемами, решаемыми западными коллегами. Поэтому наряду с совершенствованием российского законодательства необходим обмен опытом в этой сфере между специалистами разных стран.

 

ХРОНИКА КРИЗИСА

 

Две трети компаний поставлены на грань разорения

Компаниям, занятым в сфере обяза­тельного страхования, грозит разоре­ние: они были обязаны часть резервов инвестировать только в госбумаги. Поскольку погашение этих бумаг за­морожено, многие клиенты рискуют не получить выплат. В том числе и по­ликлиники, которые финансируются из средств фонда обязательного меди­цинского страхования. В результате уже в сентябре поликлиникам не из чего будет платить зарплату медпер­соналу и не на что лечить больных.

В первую очередь, безусловно, постра­дали те, кто “вложился” в короткие бума­ги. А таких немало — оплачивать работу высококлассных финансовых менеджеров, которые могли бы вовремя диверсифици­ровать портфели, в состоянии только са­мые крупные страховщики.

Нужно учесть также, что многие компа­нии номинировали свои обязательства в валюте (у некоторых страховщиков не ме­нее четверти таких договоров) и теперь им предстоит расплачиваться рублями по но­вому курсу.

 

ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ

В соответствии с одобрен­ным Правительством докумен­том и в случае реализации про­граммы Минфином инвестици­онный потенциал отечественно­го страхового сектора экономи­ки, включая долгосрочное стра­хование жизни и прирост стра­ховых резервов по другим видам страхования, может составить к 2000 году 5—7 млрд. руб. или 15 процентов от прогнози­руемого объема прямых ино­странных инвестиций. В резуль­тате выполнения предлагаемых Минфином основных меропри­ятий при положительной тен­денции развития экономики России в целом основные коли­чественные характеристики отечественного страхового рынка возрастут в 2-2,5 раза. При активном использовании методов налогового стимулиро­вания будет обеспечен опере­жающий рост добровольного страхования в 2 — 3 раза против 1,5 — 2-кратного увеличения масштабов обязательного стра­хования. Следствием станет рост отношений объема страхо­вых взносов к внутреннему ва­ловому продукту: с 1,3 процента в 1997 году до 2-2,5 процента в 2000 году. При этом доля отече­ственных компаний сохранится в пределах 80 процентов.

Основные направления раз­вития национальной системы страхования в РФ включают ряд мер, которые нацелены на рас­ширение и стимулирование этой системы. В частности, в 1998 году уже намечено повы­сить минимальный размер ус­тавного капитала страховых ор­ганизаций и перестраховочных компаний. Минимальные раз­меры уставных капиталов сле­дует увеличить не менее чем в 5 раз к 2000 году.

Несмотря на неизбежное сокращение количества страховщиков, ожидается, что фи­нансовые показатели страхового рынка будут увеличиваться. В ближайшее время прави­тельство рассмотрит программу развития национального страхования на 1998-2000 гг.

За счет разнообразных стимулирующих мер количественные показатели страхово­го сектора экономики должны вырасти к концу века в 2-2,5 раза, а объем страховых взносов увеличится с 1,3 процента от ВВП в 1997 г. до 2-2,5 процента - в 2000-м, то есть удвоится пор сравнению с прошлым годом (34,2 трлн. руб.). Планируется, в частности, ввести новые виды обязательного страхования, повысить лимиты отнесения страховых взносов на производственные расходы с нынешнего 1 процента до 3 процентов от себестоимости продукции, упорядочить систему налого­обложения страховщиков.

 

Список использованной литературы

1. « Обзор страхового рынка» Общества страхователей (подписка за 1997-1998 гг.)

 

2. « Бизнес и страхование», журнал (1997-1998 гг)

 

3. "Страховая газета" (1997-1998гг)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: