ЛЕКЦИЯ №1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ




ПЛАН:

1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИТЕМЕ НАУК. ПРЕДМЕ ПЕДАГОГИЧНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИТЕМЕ НАУК. ПРЕДМЕ ПЕДАГОГИЧНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

Педагогическая психология является самостоятельной областью общепсихологического научного знания. Педагогическая психология - отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса. Педагогическая психология - это развивающаяся сфера профессионально-психологической деятельности, призванная решать актуальные проблемы образования.

Педагогическая психология рассматривается как са­мостоятельная отрасль.

В фундаменте педагогической психоло­гии находятся общепсихологические закономерности и меха­низмы самой образовательной деятельности, или, по определе­нию одного из родоначальников педагогической психологии П.Ф. Каптерева, образовательного процесса.

Педагогическая психология связана со многими другими на­уками, с такими как, например, педагогика, физиология, философия, лингвисти­ка, социология и др. В то же время утверждение, что педагоги­ческая психология есть отрасль общепсихологического знания, означает, что она формируется на его основе, т.е. знаниях о пси­хическом развитии, его движущих силах, индивидуальных и по­ловозрастных особенностях человека, его личностном становле­нии и развитии и т.д.

В силу этого педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социаль­ной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.

Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно свя­заны между собой общностью объекта этих наук, которым явля­ется развивающийся человек. Но если возрастная психология изу­чает «возрастную динамику психики человека, онтогенез пси­хических процессов и психологических качеств развивающего­ся человека», то педагогическая — условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В связи с этим все проблемы педагогической пси­хологии рассматриваются на основе учета возрастных особенно­стей человека, находящегося в образовательном процессе. В то же время (еще раз подчеркнем это положение) и педагогическая, и возрастная психология основываются на знании общей психо­логии, которая «... вскрывает общие психологические закономер­ности, изучает психические процессы, психические состояния и индивидуально-психологические особенности личности уже сло­жившегося человека По мнению Б.Г. Ананьева педаго­гическая психология — пограничная, комплексная область зна­ния, которая «... заняла определенное место между психологи­ей и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимо­связей между воспитанием, обучением и развитием подраста­ющих поколений».

Являясь комплексной научной дисциплиной, педагогическая психология изучает: усло­вия и факторы формирования психических новообразо­ваний под воздействием образования; взаимосвязь между воспитанием, обучением и развитием; механизмы и зако­номерности в использовании обучающего и воспитываю­щего процесса в воздействии на развитие интеллектуальной и личностной сферы субъектов образовательной дея­тельности с целью овладения ими социокультурного опыта; психологические основы деятельности педагога как субъекта образовательной деятельности; закономер­ности усвоения знаний учащимся как объектом образова­тельной деятельности педагога; психологические меха­низмы управления обучением; учебную мотивацию; ин­дивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность учебного процесса; личностные особенности субъектов образовательной деятельности и др.

Круг направлений в изучении проблем, обозначенный в педагогической психологии, не исчерпывается выше при­веденным перечнем, а определяется, с одной стороны, объ­ектом дайной науки, а с другой стороны - ее предметом.

Каждый объект (и человек как объект научного познания) мо­жет изучаться множеством наук. Так, человек изучается антро­пологией, физиологией, психологией, социологией, педагоги­кой и т.д. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте. Возрастная и педагогическая психология, например, имеют общий объект изучения — человека, но пред­меты этих наук разные. Для возрастной психологии это законо­мерности и механизмы психического развития человека и лич­ностного формирования от рождения до старости, для педагоги­ческой — прежде всего механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе, однако предмет ПП определяется учеными неоднозначно. Т.о. в связи со сложностью образовательного процесса существуют тенденции подчеркивать многоплановость предмета педагогической психологии, которая заключается в том, что с помощью фактов, механизмов и закономерностей освоения социокультурного опыта человека (ребенка) идет процесс изменения его интеллектуального и личностного развития как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом.

Традиционно от педагогической психологии как науки ожидают изучения, объяснения и описания феноменов, происходящих в образовании. В то же время педагоги и психологи, непосредственно имеющие с дело с образовательной практикой, порой не находят в педагогической психологии ответов на сущностно важные для себя вопросы: каковы цели, смысл и предназначение педагога и психолога в современном обществе, как поступать в той или иной проблемной профессиональной ситуации. У представителей академической психологии и практиков разные предметы профессиональной деятельности, разные цели и средства ее реализации, разный профессиональный язык. Рекомендательный способ взаимодействия науки и практики, особенно такой сложной, как образовательная, оказывается недостаточно эффективным. Это обусловлено тем, что рекомендации отстают от динамично развивающейся по своим законам реальной ситуации. Кроме того, не всегда учитывается, кто будет ими пользоваться. В затруднительной ситуации действуют и практические психологи. С одной стороны, результаты научных исследований обогащают их представления о сущности образовательного процесса, с другой - они зачастую не находят в них ответа, в частности, на такие вопросы, как: в чем смысл работы практического психолога в образовании? Как соотносится деятельность психолога и педагога? Как выстраивать технологию психологической работы с субъектами образовательного процесса? Научным миром осознана необходимость осмысления психологии образования как социокультурной и практико-преобразующей науки. «Необходимо рассмотреть науку с точки зрения ее включенности в процессы творения человеком человеческого мира и самого себя в этом мире. Методология, теория и методика образования сегодня и, в частности, психология образования «избавились от статуса низшего жанра, недостойного научной рефлексии, а сама практика образования стала полигоном обнаружения путей и средств новой антропотехники, склоняющейся не к воздействию на человека, а к системному изменению ситуаций его взаимодействия с людьми и с самим собой»

Таким образом, педагогическая психология не только исследует психологические механизмы и закономерности процессов, происходящих в образовании, но и стремится интегрировать их в современную образовательную практику. В связи с этим предметом педагогической психологии являются механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие процесс формирования личности в образовательном процессе. Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой(Н.В. Клюева).

 

 

2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Превращение педагогической психологии в науч­ную дисциплину связано прежде всего с тем объе­мом знаний, которое накопило человечество с того момента, когда сделала первую попытку в обучении.

Первый этап становления педагогической психологии связан с осознанием факторов, обеспечивающих ус­пешную передачу социокультурного опыта такими вы­дающимися педагогами XVII - XIX в. как Яна Амоса Каменского (1592 - 1670), Жан-Жака Руссо (1712 -1778), Иоганна Песталоцци (1746 -1827), Иоганна Гербарта (1776 - 1811), Адольфа Дистервега (1790 - 1866), К.Д.Ушинского (1824 - 1870), П.Ф.Каптерева (1849 -1922), П.Ф.Лесгафта (1837 - 1909), С.Т.Шацкого.

Второй этап становления педагогической психоло­гии связан с объектом педагогической психологии, т.е. изучения механизмов и закономерностей освоения че­ловеком социокультурного опыта, где выдающуюся роль сыграли исследования М.Ф.Каптерсва, Э. Торндайка, Л.С.Выготского, А.П.Нечаева, А.Бине, В.Вунд-та, Э.Меймана, Г.Эббингауза, Ж.Пиаже, А.Ва/глона, Дж. Дьюи, Э.Клапарсда, Дж.Уотсона, Э.Толмена, К.Халла, Б.Скиннера, П.П.Блонского, К.Бюлера.

Экспериментальные исследования этих авторов поз­волили изучить особенности запоминания, развития ре­чи, развития интеллекта, выработки навыков и умений.

Третий этап становления педагогической психоло­гии связан с созданием психологических теорий обуче­ния, воспитания, подготовки педагогических кадров, где свой вклад внесли такие ученые как Л.Н.Ланда, О.Зельц, К.Дункер, СЛ.Рубинштейн, А.М.Матюшкин, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин, В.В.Да­выдов, Л.В.Занков, Е.А.Климов, В.В.Рубцов, Л.Б.Ительсоп, Д.И.Фельдштейн, М.И.Лисина, Н.А.Менчинская, Н.С Лейтес, А.В.Петровский. Иссле­дования выше перечисленных авторов позволили раз работать исихолого-псдагогичсские основы данной на­учной дисциплины.

 

 

3. ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

История становления педагогической психоло­гии предопределила цель предмета и ее задачи.

Целью педагогической психологии является тео­ретическое обоснование современной образова­тельной практики через раскрытие психологических закономерностей интеллектуального и лично­стного развития человека с учетом его индивиду­альных особенностей и условий учебно-воспита­тельной деятельности в различных образователь­ных системах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: