Расчет сводных и индивидуальных ИЦП.




Статистика издержек производства. Себестоимость единицы продукции. Показатели уровня и динамики себестоимости единицы продукции. Обобщающие показатели уровня и динамики себестоимости продукции. Показатель затрат на 1 руб. произведенной продукции: виды показателя и их динамика.

Издержками производства и обращения являются затраты предприятия, которые возникают в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности.

Если фирма занимается производственной деятельностью, то она рассчитывает издержки производства. Если фирма занимается сбытовой, снабженческой, торгово-посреднической деятельностью, то она рассчитывает издержки обращения, связанные с процессом доведения товаров и услуг до потребителей.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) ресурсов.

При изучении состава издержек производства и обращения используются группировки затрат по различным признакам.

В соответствии с экономическим содержанием затраты на производство и реализацию продукции подразделяются на:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

По способу распределения между видами производимой продукции выделяют:

1) прямые затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретные виды продукции (работ, услуг) и распределены между ними;

2) косвенные затраты, связанные с выпуском нескольких видов продукции. Они распределяются по видам изделий, работ или услуг на основании экономических расчетов.

По связи с объемом производства выделяют:

1) условно переменные затраты, размер которых увеличивается или уменьшается соответственно изменению объема производства;

2) условно постоянные затраты, размер которых не находится в непосредственной зависимости от объема выпуска продукции.

Издержки обращения по экономической природе подразделяются на:

1) чистые издержки, связанные с организацией товарно-денежного обмена;

2) дополнительные затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Для построения показателей, характеризующих себестоимость продукции, необходимо ввести следующие обозначения:

z0 – себестоимость единицы продукции в базисном периоде;

zпл – плановая себестоимость единицы продукции в отчетном периоде;

z1 – фактическая себестоимость единицы продукции в отчетном периоде;

qпл – плановый объем выпуска продукции в отчетном периоде;

q1 – фактический объем выпуска продукции в отчетном периоде.

Основными статистическими показателями себестоимости единицы продукции являются:

1) индекс динамики себестоимости единицы продукции:

2) абсолютное изменение себестоимости единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным:

∆zф=z1 – z0;

3) размер фактической экономии затрат в результате изменения себестоимости данного вида продукции:

Эф=(z1 – z0)q1;

4) индекс планируемого изменения себестоимости единицы продукции:

5) абсолютное изменение себестоимости единицы продукции по плану:

∆zпл=zпл – z0;

6) ожидаемый размер экономии (дополнительных затрат) в результате изменения себестоимости данного вида продукции:

Эпл=(zпл – z0)qпл;

7) индекс выполнения плана по себестоимости единицы продукции:

8) абсолютное изменение себестоимости единицы продукции по сравнению с планом:

∆ВП=z1 – zпл;

9) размер сверхплановой экономии (перерасхода средств):

Эсв. пл.=Эф – Эпл.

Средний уровень себестоимости продукции, выпускаемой на различных предприятиях:

где ∑zq – общие затраты по группе предприятий;

∑q – общий выпуск продукции.

Анализ динамики среднего уровня себестоимости конкретного вида продукции осуществляется с помощью индексного метода.

Затраты на 1 рубль товарной продукции: деление общей суммы затрат на производство продукции на стоимость этой продукции.

h=∑zq/∑pq, (коп.)

h – средние затраты на 1 рубль продукции

z – себестоимость единицы продукции каждого вида;

q – количество единиц продукции каждого вида;

p – оптовая цена единицы продукции каждого вида.

Показывает сколько приходится затрат на 1 рубль произведенной продукции.

Виды показателя затрат на 1 рубль товарной продукции

затраты на 1 рубль товарной продукции по утвержденному плану:

hпл=∑zплqпл/∑рплqпл

фактические затраты на 1 рубль товарной продукции:

hф=∑z1q1/∑р1q1

фактические затраты на 1 рубль товарной продукции в плановых отпускных ценах (на фактически выпущен. продукцию, исходя из фактической себестоимости в ценах, принятых в плане):

hф=∑z1q1/∑рплq1, (руб., коп.)

затраты на 1 рубль товарной продукции по плану в пересчете на фактический объем и состав продукции (на фактически выпущен. продукцию, исходя из плановой себестоимости и отпускных цен, принятых в плане):

hпл=∑zплq1/∑рплq1

Индексный метод динамики затрат на 1 рубль произведенной продукции:

индекс планового задания по снижению затрат на 1 рубль произведенной продукции:

Iпл.зад=(∑zплqпл)/(∑рплqпл): (∑z0q0)/(∑р0q0)

(относительная величина планового задания)

индекс фактического снижения затрат на 1 рубль произведенной продукции:

Iфакт=(∑z1q1)/(∑р1q1): (∑z0q0)/(∑р0q0)

 

индекс выполнения плана по снижению затрат на 1 рубль произведенной продукции:

Iв.пл=(∑z1q1)/(∑р1q1): (∑zплqпл)/(∑рплqпл)

Индексный метод динамики средних затрат на 1 рубль товарной продукции.

Строится на основе индекса переменного состава, на который влияют следующие факторы:

1. изменение средней себестоимости единицы продукции;

2. изменение в структуре выпускаемой продукции;

3. отпускные цены.

Индекс затрат на 1 рубль товарной продукции переменного состава:

Ih=h1/h0=(∑z1q1)/(∑р1q1): (∑z0q0)/(∑р0q0)

h1/h0- средние затраты на 1 рубль товарной продукции

Факторное изменение индекса затрат на 1 рубль товарной продукции переменного состава:

влияние изменения объема и состава всей продукции на уровень затрат на 1 рубль товарной продукции:

Ih(q)=(∑z0q1)/(∑р0q1): (∑z0q0)/(∑р0q0)

влияние изменения себестоимости единицы продукции на динамику затрат на 1 рубль продукции:

Ih(z)=(∑z1q1)/(∑р0q1): (∑z0q1)/(∑р0q1)= (∑z1q1)/(∑z0q1)

влияние изменения отпускной цены на исследуемый показатель:

Ih(p)=(∑z1q1)/(∑р1q1): (∑z1q1)/(∑р0q1)= 1/Ip

Ip=(∑p1q1)/(∑р0q1)- индекс цен

влияние всех рассматриваемых факторов:

Ih= Ih(q)* Ih(z)* Ih(p)

Разность между числителем и знаменателем в каждом из записанных выше индексов характеризует в абсолютном выражении снижение (-) или повышение (+) затрат на 1 руб. продукции за счет влияния соответствующих анализируемых факторов.

 


Статистика цен. Сущность цены. Виды цен. Индексный метод цены. Индексный метод динамики средних цен. Индекс потребительских цен. Индекс цен производителей промышленной продукции.

Статистика цен является одним из важнейших разделов экономической статистики в условиях рыночной экономики.

К основным задачам статистики цен относятся:

1) задача характеристики состояния рынка, которая состоит в отслеживании поведения цен как ответной реакции на изменение экономической ситуации (эмиссия денег, изменение доходов населения и т. д.);

2) задача изучения цены и ее динамики как фактора уровня жизни и как индикатора инфляционных процессов;

3) задача изучения цены с позиции производителя и продавца для выявления рентабельности, определения структуры цены и доли налогов в ней;

4) задача международных и межрегиональных сопоставлений.

В экономике существует следующая система цен и тарифов:

1) розничные цены;

2) тарифы на услуги;

3) оптовые (оптово-отпускные) цены предприятия;

4) закупочные цены;

5) сметные цены (цены на строительные объекты);

6) цены внешней торговли.

В составе системы показателей статистики цен выделяют:

1) показатели уровня цен;

2) показатели структуры цен;

3) показатели динамики цен.

В статистике цен применяется несколько разновидностей индексов цен:

1) индекс цен с базисными весами или индекс Ласпейраса:

Ip=∑p1q0/∑р0q1

2) индекс цен с весами отчетного периода или индекс Пааше:

Ip=∑p1q1/∑р0q1

3) сводный индекс цен И. Фишера:

4) индекс цен переменного состава:

5) Индекс цен для пространственно-территориальных сопоставлений или индекс Эджворта-Маршалла:

Данные индексы цен рассчитываются при обобщении данных по единицам совокупности или по элементам, а также одновременно по единицам и по элементам.

Индексы цен с базисными весами или индексы Ласпейраса широко используются при расчете индексов потребительских цен (ИПЦ), индексов цен производителей на промышленную продукцию по данным о ценах на товары-представители.

Индексы цен с весами отчетного периода или индексы Пааше рассчитываются по более широкому кругу товаров и услуг. В связи с тем, что весами данных индексов является не структура потребительских расходов, а структура товарооборота, или добавленной стоимости, или произведенной продукции в текущем периоде, то они могут быть определены лишь по истечении отчетного периода. Индекс цен Пааше используется при измерении динамики цен компонентов ВВП, закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных цен в строительстве, экспортных цен.

В большинстве случаев значение индекса Ласпейраса больше значения индекса Пааше. Эта зависимость между индексами называется эффектом Гершенкрона.

Анализ структуры цен на определенный круг товаров является одной из наиболее важных частей статистического изучения ценообразования. С помощью анализа отдельных элементов цены можно определить сложившиеся условия производства и обращения конкретного товара, а также экономические связи между отраслями экономики.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) используется для оценки динамики цен на потребительские товары.

Система индексов потребительских цен, которые рассчитываются в России, включает:

1) сводный ИПЦ, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;

2) ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения, которые показывают изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения с различным уровнем доходов;

3) индекс стоимости прожиточного минимума, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету;

4) ИПЦ, рассчитываемый по набору из 25 наименований продуктов;

5) сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району.

В основе расчета ИПЦ лежат индивидуальные индексы розничных цен на потребительские товары и тарифы на платные услуги населению, рассчитываемые на основании еженедельной и ежемесячной регистрации цен и тарифов по набору товаров-представителей.

Расчет ИПЦ осуществляется:

1) к предыдущему месяц (или периоду);

2) к декабрю предыдущего года (или кварталу);

3) к соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года.

Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов:

1) на первом этапе рассчитываются индивидуальные индексы цен товара или услуги по городу как частные от деления средних арифметических цен;

2) на втором этапе на основе индивидуальных индексов цен по территориям, участвующим в наблюдении, рассчитываются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, РФ;

3) на третьем этапе на основе агрегатных индексов по товарам и услугам в целом (или группам товаров и услуг) и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы цен в целом по группам потребительских товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, РФ в целом.

ИПЦ рассчитывается по формуле Ласпейраса:

где рj0 и рj1 – цена j-го товара или услуги в базисном и t-ом периоде соответственно.

Весами при расчете ИПЦ являются потребительские расходы населения, получаемые в результате обследования домашних хозяйств.

В составе системы индексов цен производителей выделяют индексы цен на промышленную, сельскохозяйственную и другую продукцию.

Индексы цен промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции.

Построение индексов цен на промышленную продукцию осуществляется в несколько этапов:

1) на первом этапе отбираются базовые предприятия и товары-представители для наблюдения;

2) на втором этапе определяется порядок регистрации цен;

3) на третьем этапе выбираются веса и расчетные формулы.

Индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции представляют собой показатели динамики уровня цен реализации сельскохозяйственной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции состоит из двух групповых индексов:

1) индекса цен реализации продукции растениеводства, который состоит из 14 индексов (зерновые, масличные культуры, картофель, различные виды овощей и др.);

2) индекса цен реализации продукции животноводства, который состоит из 6 индексов (скот и птица, молоко и молочные продукты и др.).

Система показателей статистики цен производителей промышленной продукции характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей:

· индексы цен производителей промышленной продукции (ИЦП) характеризуют изменение цен во времени при неизменной структуре производства;

· средние цены производителей складываются под влиянием как непосредственно ценового, так и структурных факторов: появление новых и исчезновение старых товаров; изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен; территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен; сезонные колебания цен и т.д.

Индекс цен производителей промышленной продукции рассчитывается на основе зарегистрированных цен на товары-представители в базовых промышленных организациях. Он используется для изучения и характеристики ценовых процессов в экономике, сравнительного анализа изменения цен на продукцию отдельных отраслей промышленности, при переоценке основных фондов, проведении приватизации, пересмотре ставок арендной платы, индексации задолженности между промышленными организациями. ИЦП применяется при выполнении различных экономических расчетов и прогнозировании на макроуровне, для оценки в неизменных ценах объемов промышленного производства и валового внутреннего продукта и т.д.

Построение ИЦП состоит из следующих этапов:

· отбор товаров-представителей, участвующих в построении ИЦП;

· отбор базовых промышленных организаций, на которых проводится наблюдение за ценами производителей;

· определение порядка регистрации и сбора ценовой информации;

· выбор системы взвешивания показателей для исчисления сводных индексов цен различных уровней агрегации;

· выбор формулы расчета ИЦП.

Расчет сводных и индивидуальных ИЦП.

1. Сводные индексы цен производителей промышленной продукции исчисляются по группам различной степени агрегации:

· по товарам-представителям;

· по товарным группам;

· по подотраслям промышленности

· по отраслям промышленности;

· по промышленной продукции в целом.

Сводные индексы цен производителей по товарам-представителям, товарным группам и подотраслям промышленностипоследовательно формируются на основании информации об индивидуальных индексах цен товаров-представителей и количестве произведенной продукции в базисном периоде.

Для расчета индексов цен по товарам-представителям, товарным группам и подотраслям промышленности применяется формула Ласпейреса:

к предыдущему месяцу: pjt * pjt-1

к декабрю предыдущего года: It/d = It-1/d It/t-1 ,

где It/t-1 - сводный индекс цен производителей по товару-представителю (товарной группе, подотрасли промышленности) отчетного месяца t к предыдущему месяцу t-1;
  pjt - цена j -го вида товара в отчетном месяце t;
  pjt-1 - цена j -го вида товара в предыдущем месяце t-1;
  qjo - количество произведенной продукции j -го вида в базисном периоде о;
  It/d - сводный индекс цен производителей по товару-представителю (товарной группе, подотрасли промышленности) отчетного месяца t к декабрю предыдущего года d;
  It-1/d - сводный индекс цен производителей по товару-представителю (товарной группе, подотрасли промышленности) предыдущего месяца t-1 к декабрю предыдущего года d.

Сводные месячные индексы цен по товарам-представителям, товарным группам и подотраслям промышленности рассчитываются на основании данных о суммарной стоимости наблюдаемых видов товаров, произведенных в базисном периоде, в ценах отчетного месяца и суммарной стоимости этих товаров в ценах предыдущего месяца.

Сводные индексы цен к декабрю предыдущего года по товарным группам, подотраслям и отраслям промышленности определяются путем умножения месячных индексов по соответствующим уровням агрегации.

Обновление системы весов, используемых при расчетах индексов цен производителей, рекомендуется производить ежегодно.

2. Расчет индивидуальных индексов цен производится на основании исчисленных цен на отобранные для наблюдения отдельные виды товаров по следующим формулам:

к предыдущему месяцу: pjt * pjt-1

к декабрю предыдущего года: ijt/d = ijt-1/d ijt/t-1 ,

где ijt/t-1 - индекс цен j -го вида товара в отчетном месяце t по отношению к предыдущему месяцу t-1;
  pjt - цена j -го вида товара в отчетном месяце t;
  pjt-1 - цена j -го вида товара в предыдущем месяце t-1;
  ijt/d - индекс цен j -го вида товара отчетного месяца t по отношению к декабрю предыдущего года d;
  ijt-1/d - индекс цен j -го вида товара предыдущего месяца t-1 по отношению к декабрю предыдущего года d.

Индексы цен текущего месяца к предыдущему по отдельным видам товаров рассчитываются путем деления цены товара в отчетном месяце на его цену в предыдущем месяце. Индексы цен текущего месяца к декабрю исчисляются путем умножения индекса цен предыдущего месяца к декабрю на индекс цен текущего месяца к предыдущему, либо путем последовательного перемножения месячных индексов цен за период с начала года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: