Планы семинарских занятий
Занятие 1
Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика
Вопросы
1. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики
2. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования
3. Научные категории, их характеристика
4. Методологические принципы научного исследования
Список литературы
Основная литература: [1], [2]
Дополнительная литература: [5], [6],[9], [13]
Занятие 2
Методы научного познания
Вопросы
1. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики
2. Классификация методов научного познания
3. Классификация методов психолого-педагогического исследования
4. Общенаучные логические методы и приемы познания
Список литературы
Основная литература: [1], [2]
Дополнительная литература: [5], [6]
Список литературы
Основная литература: [1], [2]
Дополнительная литература: [5], [6]
Задания к зачету
1. Методы научного познания
2. Сущность и значение методологии научного исследования для развития психологии и педагогики
3. Методологические основы психологии и педагогики
4. Логика научного исследования в психологии и педагогике
5. Принципы психолого-педагогических исследований
6. Программа психолого-педагогического исследования и ее содержание
7. Основные этапы психолого-педагогического исследования и их характеристика
8. Обработка и интерпретация результатов исследования
9. Организация и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования
10. Моделирование как метод научного исследования
Список литературы по курсу
Основная литература
1. Давыдов, В. П. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст] / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И. Уман. – М.: Логос-М, 2008
|
2. Коржуев, А. И. Научное исследование в педагогике: теория, методология, практика [Текст] / А. В. Коржуев, В. А. Попков. – М.: Академический проект, 2008.
3. Кутейников, А.Н. Математические методы в психологии [Текст] / А.Н. Кутейников.- СПб: Речь. 2008.
Дополнительная литература
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [ЭР]: учебник / Г. С. Абрамова. – М., 2008. Электронная библиотека "открытая книга" (www.openbook.su).
2. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Бордовская,
А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2009
3. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2009
4. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. – М.: МПСИ: Флинта, 2002
5. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. – М.: Академия, 2007.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [текст]: учебник / И. А. Зимняя. –
М.: Литературное агентство "Университетская книга", 2008.
7. Капранова, В. А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом
[Текст] / В. А. Капранова. – М.: Новое знание, 2009.
8. Клюева, Н. В. Педагогическая психология [Текст]: учебник / Н. В. Клюева. – М.: Владос-Пресс, 2008
9. Кравченко, А. И. Психология и педагогика [Текст]: учебник – ("Высшее образование") / А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М,-2008
10. Краевский, В. В. Общие основы педагогики [Текст]: учебник для вузов
/ В. В. Краевский. – М.: Академия, 2009
11. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2008
|
12. Магистерская диссертация: методические указания / сост. Н.М. Мухамеджанова – Оренбург, ИПК ГОУ ОГУ, 2011
13. Мощенко, А. В. Методы психологического исследования [Текст] / А. В. Мощенко. – М.: СГА, 2007.
14. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст]: учеб. пособие
/ К. Н. Поливанова. – М.: Академия, 2008
15. Психология развития [Текст]: учебник для вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2009
16. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика [ЭР] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М.: Академия, 2008. Электронная библиотека "Мир книг" (www.mirknig.su).
17. Столяренко, А. М. Общая педагогика. [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 (гриф УМЦ "Профессиональный учебник").
18. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [ЭР]: учеб. пособие для вузов
/ Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. Электронная библиотека "Открытая книга" (www.openbook.su).
19. Титов, В. А. Сравнительная педагогика. Конспект лекций [Текст] / В. А. Титов. – М. А-Приор, 2008.
20. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст]: учебник / Г. А. Урунтаева. – М: Академия, 2008
21. Фельдштейн, Д. И., Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания [ЭР]
/ Д. И. Фельдштейн, О. В. Лишин. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2008. Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su)
22. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008.
Тезаурус основных понятий
|
Абстрагирование — это мысленное отвлечение какого-либо признака, свойства предмета от самого предмета с целью более глубокого изучения сути исследуемого.
Анализ (греч. — разложение, расчленение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.
Анализ дисперсионный — статистический метод, используемый для изучения одной или нескольких одновременно действующих и независимых переменных на изменчивость наблюдаемого признака.
Анализ каузальный (лат. — причина) — метод, ведущий к открытию существенных отношений, являющихся причинами явлений, к познанию научных законов.
Анализ классификационный — метод, с помощью которого осуществляется первичная, описательная стадия научного исследования с целью упорядочить и систематизировать явления на основе сходства, смежности, повторяемости.
Анализ кластерный — статистический метод, позволяющий выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей исследуемых признаков.
Анализ отношений — метод, преследующий цель углубить понимание сущности исследуемых явлений, изучить процесс их развития путем разложения изучаемого на отдельные части и исследования отношений между ними, то есть выявления функциональной зависимости.
Анализ регрессионный — статистический метод, позволяющий выявить количественную (численную) зависимость среднего значения изменений результативного признака (объясняемой) от изменений одного или нескольких признаков (объясняющих переменных). Данный вид анализа применяется тогда, когда требуется выяснить, насколько изменяется средняя величина одного признака при изменении на единицу другого признака.
Анализ факторный — статистический метод, заключающийся в выявлении и интерпретации факторов.
Анализ элементарный — мысленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпозиции, расчленения целого.
Аналогия (греч. — соответствие, сходство) — метод научного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.
Анкета — это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов или высказываний, часто с вариантами ответов на них.
Анкетирование — метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.
Апробация исследования — установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов научной работы, одно из условий его корректности и состоятельности.
Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей.
Библиография — список подлежащих изучению произведений, их перечень, научное описание, приведение необходимых указателей.
. Валидность (англ. — пригодный) — характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, и показывающая насколько результаты, получаемые при помощи этой методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.
Валидность теста — пригодность теста для измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить.
Гипотеза исследования — научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата.
Дедукция (лат.— выведение): 1) переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; 2) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений (посылок) к их следствиям (заключениям).
Дисперсия — одна из характеристик индивидуальных результатов разброса значений исследуемой переменной (например, оценок учащихся) вокруг среднего значения. Она равна среднему квадрату отклонений значения варианты от среднего значения.
Достижений тесты — совокупность психолого-педагогических тестов, ориентированных на выявление уровня сформированное™ конкретных знаний, умений и навыков.
Замысел исследования — основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы.
Защищаемые положения — положения, определяющие научную новизну исследовательской работы, ее теоретическую и практическую значимость, ранее не известные в науке или педагогической практике и поэтому нуждающиеся в публичной защите.
Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.
Импровизация — умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки.
Индукция (лат. — наведение) — логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.
Инновации педагогические — распространение в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений.
Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей.
Интерпретация (от лат. ) — толкование, раскрытие смысла, разъяснение. В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов, причин и условий, их породивших.
Интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
Исследование научное — особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в ходе которого используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Исследование научное в области педагогики — специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта, внутренние связи и отношения, закономерности и движущие силы развития педагогических процессов или явлений.
Каталог алфавитный — библиотечный каталог, в котором литература расположена по алфавиту (фамилии автора или названию коллективной монографии, учебника или учебного пособия).
Каталог систематический — библиотечный каталог, в котором литература расположена (классифицирована) по проблемам или наукам.
Квалиметрия педагогическая — раздел педагогической кибернетики, наука об измерении результатов педагогического воздействия на человека (например, его образованности).
Конкретизация — мысленный процесс воссоздания определенного психолого-педагогического явления на основе ранее сделанных абстракций.
Контент-анализ (англ. — содержание, разложение) — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов на открытые вопросы анкеты и т. д.).
Концепция — определяющая характер познавательной и практической деятельности система идей, взглядов на предмет, явление, способ их понимания, трактовки.
Корреляция — мера связи между двумя и более переменными в статистике. Она оценивается с помощью значения коэффициента корреляции, который является мерой степени и величины этой связи.
Критериально-ориентированные тесты — совокупность педагогических тестов, позволяющих определить, насколько испытуемый владеет знаниями и навыками мыслительной деятельности, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов заданий.
Критерий научной новизны — критерий, который характеризует содержательную сторону результатов исследования, т. е. новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике.
Критерий практической значимости — критерий, который определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику.
Критерий теоретической значимости — критерий, который определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики и психологии.
Личностные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для выявления свойств личности человека.
Медиана (Ме) — мера среднего положения, характеризующая значение признака на упорядоченной шкале (построенной по признаку возрастания или убывания), которое соответствует середине исследуемой совокупности.
Метод — способ (путь) достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.
Метод изучения продуктов деятельности — исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие у него различных психических качеств и свойств на основе анализа продуктов его деятельности.
Метод научный — целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний.
Метод социометрический (метод социометрии) — метод исследования, позволяющий выявить межличностные отношения в группе людей с помощью их предварительного опроса.
Метод экспертных оценок — комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений.
Методика — совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы.
Методика исследования — совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения, а также интерпретацию полученных с их помощью научных результатов.
Методология — это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах
Прогнозирование — форма научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, процесса.
Разум — высший уровень рационального познания, для которого характерны прежде всего творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).
Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.
Синтез (греч. — соединение, сочетание, составление) — реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое.
Систематизация результатов — представление результатов в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам.
Системный подход — комплексное изучение наиболее существенных закономерностей развития явления как единого целого с позиций системного анализа.
Среднее квадратическое отклонение — мера разброса для различных характеристик, которая подтверждает типичность и показательность средней арифметической, отражает меру колебания численных значений признаков, из которых выводится средняя величина.
Средняя арифметическая — мера, представляющая собой частное от деления суммы величин на их число.
Суждение — форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения.
Творчество — сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т. д. в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества.
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности.
Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю
диагностировать меру выраженности изучаемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам.
Тестирование — исследовательский метод, предполагающий выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения.
Тесты интеллекта — совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта человека.
Факт — явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана.
Формализация — такое уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования.
Формы мышления — способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций.
Цель исследования — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска.
Эксперимент констатирующий — вид психолого-педагогического эксперимента, при котором исследователь устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явлениями.
Эксперимент перекрестный — вид психолого-педагогического эксперимента, при котором контрольные и экспериментальные группы меняются местами в каждой последующей серии экспериментов. Если получен позитивный результат в экспериментальных группах разного состава, то это свидетельствует об эффективности используемого исследователем нововведения.
Эксперимент психолого-педагогический — комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях
Эксперимент сравнительный — вид психолого-педагогического эксперимента, в ходе которого исследователь осуществляет выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности, сравнивая между собой контрольный и экспериментальный объекты.
Эксперимент формирующий — вид психолого-педагогического эксперимента, при котором исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у испытуемых определенных личностных качеств, повышение результативности их учебной или трудовой деятельности. Основной особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем сам исследователь активно и позитивно влияет на изучаемые явления.
Эксперимент мысленный — вид психолого-педагогического эксперимента, при котором исследователь создает и превращает идеальные объекты в определенные динамические модели, имитируя мысленно ситуации, которые могли бы быть в реальном экспериментировании.
Экспертный опрос — метод сбора информации в психолого-педагогическом исследовании, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц (экспертов). Когда их мнение выражается количественно, то рассматриваемый метод исследования нередко называют методом полярных баллов.