Тезаурус основных понятий




Планы семинарских занятий

Занятие 1

Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика

Вопросы

1. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики

2. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования

3. Научные категории, их характеристика

4. Методологические принципы научного исследования

 

Список литературы

Основная литература: [1], [2]

Дополнительная литература: [5], [6],[9], [13]

Занятие 2

Методы научного познания

Вопросы

1. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики

2. Классификация методов научного познания

3. Классификация методов психолого-педагогического исследования

4. Общенаучные логические методы и приемы познания

Список литературы

Основная литература: [1], [2]

Дополнительная литература: [5], [6]

Список литературы

Основная литература: [1], [2]

Дополнительная литература: [5], [6]

Задания к зачету

1. Методы научного познания

2. Сущность и значение методологии научного исследования для развития психологии и педагогики

3. Методологические основы психологии и педагогики

4. Логика научного исследования в психологии и педагогике

5. Принципы психолого-педагогических исследований

6. Программа психолого-педагогического исследования и ее содержание

7. Основные этапы психолого-педагогического исследования и их характеристика

8. Обработка и интерпретация результатов исследования

9. Организация и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования

10. Моделирование как метод научного исследования

Список литературы по курсу

Основная литература

1. Давыдов, В. П. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст] / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И. Уман. – М.: Логос-М, 2008

2. Коржуев, А. И. Научное исследование в педагогике: теория, методология, практика [Текст] / А. В. Коржуев, В. А. Попков. – М.: Академический проект, 2008.

3. Кутейников, А.Н. Математические методы в психологии [Текст] / А.Н. Кутейников.- СПб: Речь. 2008.

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [ЭР]: учебник / Г. С. Абрамова. – М., 2008. Электронная библиотека "открытая книга" (www.openbook.su).

2. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Бордовская,
А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2009

3. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2009

4. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. – М.: МПСИ: Флинта, 2002

5. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. – М.: Академия, 2007.

6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [текст]: учебник / И. А. Зимняя. –
М.: Литературное агентство "Университетская книга", 2008.

7. Капранова, В. А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом
[Текст] / В. А. Капранова. – М.: Новое знание, 2009.

8. Клюева, Н. В. Педагогическая психология [Текст]: учебник / Н. В. Клюева. – М.: Владос-Пресс, 2008

9. Кравченко, А. И. Психология и педагогика [Текст]: учебник – ("Высшее образование") / А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М,-2008

10. Краевский, В. В. Общие основы педагогики [Текст]: учебник для вузов
/ В. В. Краевский. – М.: Академия, 2009

11. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2008

12. Магистерская диссертация: методические указания / сост. Н.М. Мухамеджанова – Оренбург, ИПК ГОУ ОГУ, 2011

13. Мощенко, А. В. Методы психологического исследования [Текст] / А. В. Мощенко. – М.: СГА, 2007.

14. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст]: учеб. пособие
/ К. Н. Поливанова. – М.: Академия, 2008

15. Психология развития [Текст]: учебник для вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2009

16. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика [ЭР] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М.: Академия, 2008. Электронная библиотека "Мир книг" (www.mirknig.su).

17. Столяренко, А. М. Общая педагогика. [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 (гриф УМЦ "Профессиональный учебник").

18. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [ЭР]: учеб. пособие для вузов
/ Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. Электронная библиотека "Открытая книга" (www.openbook.su).

19. Титов, В. А. Сравнительная педагогика. Конспект лекций [Текст] / В. А. Титов. – М. А-Приор, 2008.

20. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст]: учебник / Г. А. Урунтаева. – М: Академия, 2008

21. Фельдштейн, Д. И., Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания [ЭР]
/ Д. И. Фельдштейн, О. В. Лишин. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2008. Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su)

22. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008.


 

Тезаурус основных понятий

Абстрагирование — это мысленное отвлечение какого-либо при­знака, свойства предмета от самого предмета с целью более глубоко­го изучения сути исследуемого.

Анализ (греч. разложение, расчленение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.

Анализ дисперсионный — статистический метод, используемый для изучения одной или нескольких одновременно действующих и независимых переменных на изменчивость наблюдаемого признака.

Анализ каузальный (лат. — причина) — метод, ведущий к открытию существенных отношений, являющихся причинами явле­ний, к познанию научных законов.

Анализ классификационный — метод, с помощью которого осу­ществляется первичная, описательная стадия научного исследования с целью упорядочить и систематизировать явления на основе сходст­ва, смежности, повторяемости.

Анализ кластерный — статистический метод, позволяющий вы­делить ведущий признак и иерархию взаимосвязей исследуемых при­знаков.

Анализ отношений — метод, преследующий цель углубить пони­мание сущности исследуемых явлений, изучить процесс их развития путем разложения изучаемого на отдельные части и исследования отношений между ними, то есть выявления функциональной зависи­мости.

Анализ регрессионный — статистический метод, позволяющий выявить количественную (численную) зависимость среднего значе­ния изменений результативного признака (объясняемой) от измене­ний одного или нескольких признаков (объясняющих переменных). Данный вид анализа применяется тогда, когда требуется выяснить, насколько изменяется средняя величина одного признака при изме­нении на единицу другого признака.

Анализ факторный — статистический метод, заключающийся в вы­явлении и интерпретации факторов.

Анализ элементарный — мысленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпозиции, расчленения целого.

Аналогия (греч. — соответствие, сходство) — метод науч­ного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объек­тами.

Анкета — это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов или высказываний, часто с вари­антами ответов на них.

Анкетирование — метод эмпирического исследования, основан­ный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

Апробация исследования — установление истинности, компе­тентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов научной работы, одно из условий его корректности и со­стоятельности.

Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явле­нии в логической форме как от исследуемой личности, членов изу­чаемой группы, так и от окружающих людей.

Библиография — список подлежащих изучению произведений, их перечень, научное описание, приведение необходимых указате­лей.

. Валидность (англ. — пригодный) — характеристика иссле­довательской методики, отражающая точность измерения соответст­вующего средства, и показывающая насколько результаты, получа­емые при помощи этой методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.

Валидность теста — пригодность теста для измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить.

Гипотеза исследования — научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата.

Дедукция (лат.— выведение): 1) переход в процессе по­знания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; 2) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений (посы­лок) к их следствиям (заключениям).

Дисперсия — одна из характеристик индивидуальных результа­тов разброса значений исследуемой переменной (например, оценок учащихся) вокруг среднего значения. Она равна среднему квадрату отклонений значения варианты от среднего значения.

Достижений тесты — совокупность психолого-педагогических тестов, ориентированных на выявление уровня сформированное™ конкретных знаний, умений и навыков.

Замысел исследования — основная идея, которая связывает во­едино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы.

Защищаемые положения — положения, определяющие научную новизну исследовательской работы, ее теоретическую и практиче­скую значимость, ранее не известные в науке или педагогической практике и поэтому нуждающиеся в публичной защите.

Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объ­ектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

Импровизация — умение быстро реагировать, принимать реше­ния и выдавать результат экспромтом, без подготовки.

Индукция (лат. наведение) — логический метод (при­ем) исследования, связанный с обобщением результатов наблюде­ний и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

Инновации педагогические — распространение в образователь­ной практике педагогических новшеств и нововведений.

Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид це­ленаправленного общения с человеком или группой людей.

Интерпретация (от лат. ) — толкование, раскрытие смысла, разъяснение. В основе интерпретации лежит процедура объ­яснения полученных результатов, причин и условий, их породивших.

Интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непо­средственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Исследование научное — особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в ходе ко­торого используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Исследование научное в области педагогики — специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разно­образных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта, внутренние связи и отношения, закономерности и движущие силы развития педагогических процессов или явлений.

Каталог алфавитный — библиотечный каталог, в котором лите­ратура расположена по алфавиту (фамилии автора или названию коллективной монографии, учебника или учебного пособия).

Каталог систематический библиотечный каталог, в котором ли­тература расположена (классифицирована) по проблемам или нау­кам.

Квалиметрия педагогическая — раздел педагогической киберне­тики, наука об измерении результатов педагогического воздействия на человека (например, его образованности).

Конкретизация — мысленный процесс воссоздания определенно­го психолого-педагогического явления на основе ранее сделанных абстракций.

Контент-анализ (англ. содержание, разложе­ние) — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов на открытые вопросы анкеты и т. д.).

Концепция — определяющая характер познавательной и практи­ческой деятельности система идей, взглядов на предмет, явление, способ их понимания, трактовки.

Корреляция — мера связи между двумя и более переменными в статистике. Она оценивается с помощью значения коэффициента кор­реляции, который является мерой степени и величины этой связи.

Критериально-ориентированные тесты — совокупность педагоги­ческих тестов, позволяющих определить, насколько испытуемый вла­деет знаниями и навыками мыслительной деятельности, которые не­обходимы и достаточны для выполнения определенных классов за­даний.

Критерий научной новизны — критерий, который характеризует содержательную сторону результатов исследования, т. е. новые тео­ретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике.

Критерий практической значимости — критерий, который опре­деляет изменения, которые стали реальностью или могут быть до­стигнуты посредством внедрения результатов исследования в прак­тику.

Критерий теоретической значимости — критерий, который опре­деляет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики и психологии.

Личностные тесты — совокупность психологических тестов, пред­назначенных для выявления свойств личности человека.

Медиана (Ме) — мера среднего положения, характеризующая значение признака на упорядоченной шкале (построенной по при­знаку возрастания или убывания), которое соответствует середине исследуемой совокупности.

Метод — способ (путь) достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.

Метод изучения продуктов деятельности — исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность зна­ний, навыков и умений, интересов и способностей человека, разви­тие у него различных психических качеств и свойств на основе ана­лиза продуктов его деятельности.

Метод научный — целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний.

Метод социометрический (метод социометрии) — метод иссле­дования, позволяющий выявить межличностные отношения в груп­пе людей с помощью их предварительного опроса.

Метод экспертных оценок — комплекс логических и математи­ческих процедур, направленных на получение от специалистов ин­формации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспер­тами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений.

Методика — совокупность способов, приемов, средств целесооб­разного проведения какой-либо работы.

Методика исследования — совокупность приемов и способов ис­следования, определяющих порядок их применения, а также интер­претацию полученных с их помощью научных результатов.

Методология — это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах

Прогнозирование — форма научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, процесса.

Разум — высший уровень рационального познания, для которого характерны прежде всего творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлек­сия).

Рассудок — исходный уровень мышления, на котором опериро­вание абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, за­данного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последова­тельно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко клас­сифицировать, строго систематизировать факты.

Синтез (греч. соединение, сочетание, составление) — реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое.

Систематизация результатов — представление результатов в ви­де упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам.

Системный подход — комплексное изучение наиболее существен­ных закономерностей развития явления как единого целого с пози­ций системного анализа.

Среднее квадратическое отклонение — мера разброса для различ­ных характеристик, которая подтверждает типичность и показатель­ность средней арифметической, отражает меру колебания численных значений признаков, из которых выводится средняя величина.

Средняя арифметическая — мера, представляющая собой частное от деления суммы величин на их число.

Суждение — форма мышления, отражающая вещи, явления, про­цессы действительности, их свойства, связи и отношения.

Творчество — сознательная, целеполагающая, активная деятель­ность человека, направленная на познание и преобразование дейст­вительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т. д. в целях совершенст­вования материальной и духовной жизни общества.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая це­лостное отображение закономерных и существенных связей в опре­деленной области действительности.

Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю

диагностировать меру выраженности изучаемого свойства у испы­туемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам.

Тестирование — исследовательский метод, предполагающий вы­полнение испытуемым заданий определенного рода с точными спо­собами оценки результатов и их числового выражения.

Тесты интеллекта — совокупность психологических тестов, пред­назначенных для диагностики уровня развития познавательной сфе­ры и интеллекта человека.

Факт — явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана.

Формализация — такое уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование мате­матических средств исследования.

Формы мышления — способы отражения действительности по­средством взаимосвязанных абстракций.

Цель исследования — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска.

Эксперимент констатирующий — вид психолого-педагогическо­го эксперимента, при котором исследователь устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явле­ниями.

Эксперимент перекрестный — вид психолого-педагогического эксперимента, при котором контрольные и экспериментальные груп­пы меняются местами в каждой последующей серии экспериментов. Если получен позитивный результат в экспериментальных группах разного состава, то это свидетельствует об эффективности исполь­зуемого исследователем нововведения.

Эксперимент психолого-педагогический — комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказа­тельную проверку правильности обоснованной в начале исследова­ния гипотезы. Сущность эксперимента заключается в активном вме­шательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и усло­виях

Эксперимент сравнительный — вид психолого-педагогического эксперимента, в ходе которого исследователь осуществляет выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической дея­тельности, сравнивая между собой контрольный и эксперименталь­ный объекты.

Эксперимент формирующий — вид психолого-педагогического эксперимента, при котором исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у испытуемых опреде­ленных личностных качеств, повышение результативности их учеб­ной или трудовой деятельности. Основной особенностью формиру­ющего эксперимента является то, что в нем сам исследователь актив­но и позитивно влияет на изучаемые явления.

Эксперимент мысленный — вид психолого-педагогического экс­перимента, при котором исследователь создает и превращает идеаль­ные объекты в определенные динамические модели, имитируя мыс­ленно ситуации, которые могли бы быть в реальном экспериментиро­вании.

Экспертный опрос — метод сбора информации в психолого-пе­дагогическом исследовании, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц (экспертов). Когда их мнение выражается количественно, то рассматриваемый метод исследова­ния нередко называют методом полярных баллов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: