2.8.1. Работы по смене талевого каната должны производиться под руководством бурового мастера или его помощника.
2.8.2. Смену талевого каната необходимо производить только в дневное время.
2.8.3. Работу по смене талевого каната следует производить при малых оборотах лебедки.
2.8.4. Барабан с новым талевым канатом следует устанавливать на специальном приспособлении, обеспечивающем безопасность работ, с правой стороны приемного моста в зоне видимости бурильщика; при этом ось барабана должна быть параллельна оси лебедки, и находиться в одной с ней плоскости, а сам барабан свободно вращаться от руки.
2.8.5. Барабан с новым талевым канатом необходимо устанавливать так чтобы канат разматывался снизу.
2.8.6. Конструкция козел должна исключать возможность соскакивания барабана с опор.
2.8.7. Вдоль приемного моста необходимо устанавливать специальные подвески, на которые укладывается новый талевой канат. Количество подвесок должно исключать провисание каната (канат не должен касаться земли).
2.8.8. Для создания безопасных условий труда при смене талевого каната, крюк фиксируют стопорным устройством, во избежание его проворота при укладке так, чтобы зев его был обращен в сторону приемного моста, при помощи якорного каната отводят крюк от ротора и производят плавный спуск крюко-блока на пол рабочей площадки буровой. Для удобства производства работ при смене талевого каната талевый блок должен отстоять от стола ротора не менее чем на 0,5 м. После этого необходимо откинуть боковой кожух талевого блока и убедиться в свободном вращении от руки шкивов на талевом блоке.
2.8.9. Перед началом производства работ по смене талевого каната на механизме для перепуска конструкции ВНИИнефтемаша необходимо:
|
· освободить зажимное устройство;
· освободить обойму от барабана механизма путем ослабления стопора;
· проверить легкость вращения обоймы;
· проверить надежность крепления всех соединений механизма. При использовании приспособлений других конструкций неподвижный конец талевого каната должен сниматься полностью.
2.8.10. Бурильщик, стоящий у пульта управления лебедкой должен хорошо видеть приспособление для перепуска каната, талевый блок и освобождаемый канат.
2.8.11. В случае недостаточного обзора бурильщик должен руководствоваться сигналами специально назначенного рабочего, в поле зрения которого должны находиться бурильщик, бухта с новым канатом и собираемый изношенный канат.
2.8.12. Для удобства работ, при отсоединении ходового конца талевого каната, бурильщик должен провернуть барабан лебедки так, чтобы узел крепления ходового конца талевого каната находился в верхнем положении (со стороны ротора), затем отключить привод лебедки и на пульте управления повесить плакат «Не включать – работают люди».
2.8.13. Для облегчения условий труда членов вахты при выбросе отработанного талевого каната на барабане лебедки необходимо оставить 4—5 витков каната.
2.8.14. Соединение нового талевого каната с отработанным должно быть выполнено соответственно схемы.
2.8.15. Если отработанный и новый талевый канат имеют различную свивку (правую и левую), то соединение петлей концов канатов следует производить через специальный вертлюжок.
2.8.16. Диаметр места соединения отработанного талевого каната с новым должен быть таким, чтобы обеспечивался беспрепятственный проход каната по приспособлению для закрепления неподвижного конца.
|
2.8.17. Во время смены отработанного талевого каната бурильщик обязан:
· не допускать излишнего сматывания каната с барабана;
· соблюдать особую осторожность при прохождении соединения канатов через ролики кронблока и талевого блока;
· следить за работой всех членов вахты.
2.8.18. Для наблюдения за моментом прохождения соединения талевых канатов через ролики кронблока необходимо иметь наблюдателя на под кронблочной площадке. При опасности соскакивания талевого каната с роликов наблюдатель должен дать соответствующий сигнал бурильщику.
2.8.19. Члены вахты, занятые сматыванием отработанного талевого каната с барабана лебедки, должны держать витки на барабане постоянно натянутыми. Отработанный канат должен сниматься с талевой системы посредством лебедки.
2.8.20. Во время смены каната запрещается находиться между талевым блоком и ротором, так как при случайном заедании каната может произойти срыв талевого блока.
2.8.21. Для крепления ходового конца талевого каната необходимо обрезать новый канат до соединения канатов и провернуть барабан таким образом, чтобы имелся доступ к месту крепления каната к барабану, после чего отключить привод лебедки и на пульте управления повесить плакат «Не включать — работают люди».
2.8.22. Крепление ходового конца талевого каната к барабану лебедки должно быть произведено не менее чем тремя винтовыми зажимами так, чтобы предохранить его от заедания, перетирания и открепления, а если крепление производится с помощью болтов, то головки их должны шплинтоваться проволокой. Должно быть обеспечено также наличие не менее 3-х витков талевого каната на барабане лебедки.
|
2.8.23. Перевязки талевого каната следует снять только после закрепления ходового конца каната в зажимах барабана лебедки.
2.8.24. Бурильщик должен проверить правильность крепления неподвижного конца талевого каната, после чего включить привод лебедки (при дизельном приводе — дать команду дизелисту) и совместно с первым помощником бурильщика произвести подгонку и выравнивание отдельных ветвей талевого каната на барабане лебедки.
2.8.25. Выравнивание и подгонку следует производить, при медленном подъеме крюкоблока со штропами с пола буровой, с помощью кувалды.
2.8.26. Ударять по канату следует только по его боковой поверхности (при ударе кувалда должна скользить своей боковой поверхностью по поверхности барабана) и не сильно.
2.8.27. После намотки нового талевого каната на барабан лебедки необходимо установить защитный кожух и надежно закрепить его.