Тема: Проектирование урока с позиций требований системно-деятельностного подхода
Цель: проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода.
Задачи:
- Включиться в проектирование урока и получить опыт проектирования в соответствии с ФГОС.
- Расширить ориентировочную основу действия.
Материалы - возможные варианты технологических карт: технологическая карта урока по технологии Петерсон, технологическая карта урока по технологии развития критического мышления, технологическая карта урока по технологии эвристического образования и др.
Задание 2. Спроектируйте урок с позиции системно-деятельностного подхода.
Для этого:
1) Выберите тему урока из курса учебного предмета 5 класса
2) Определите педагогические цели и задачи урока с учетом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения.
3) Спроектируйте основные этапы урока: организационно-мотивационный, операционально-технологический, рефлексивно-оценочный.
4) Определите средства обучения.
5) Результаты работы оформите в виде таблицы (см. Приложение).
Методические рекомендации по проектированию урока
Основой процесса обучения как системы являются цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и планируемый результат. Переменными составляющими выступают методы обучения, средства обучения и организационные формы. Эффективным признается процесс обучения, представляющий собой систему и обладающий целостностью.
В процессе проектирования урока выделяются следующие этапы:
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщенияи систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
|
- Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
- Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
- Сообщение нового материала.
- Решение учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
- Закрепление изученного материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
Цель урока – главный системообразующий элемент урока.
|
Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся.
Цель должна быть:
а) четко сформулированной;
б) понятной;
в) достижимой;
г) диагностичной;
д) конкретной.
С точки зрения управления образовательным процессом предпочтительнее определять одну цель урока или, по крайней мере, одну главную цель урока, реализация которой может привести к достижению различных видов результатов, представляющих педагогическую ценность.
Исходя из места урока в образовательном процессе, можно определить, какой вид результатов образовательной деятельности учащихся будет наиболее соответствовать данному месту.
Определив приоритетный результат образовательной деятельности учащихся, можно ответить на вопрос о том, к чему, прежде всего, надо стремиться учителю на данном уроке – информировать, инструктировать, научить, проблематизировать, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся и т.д.
Для формулировки цели важно выбрать глагол, наиболее точно отражающего смысл планируемой деятельности учителя.
В сравнительной таблице приведём слова-ориентиры, которые, естественно, не исчерпывают всех возможных вариантов целевых установок урока.