Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курганский государственный университет»
Кафедра «Автомобильный транспорт и автосервис»
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
Программа, методические указания и задания контрольной работы для студентов заочного обучения направления 1906000.62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
Курган 2012
Кафедра: «Автомобильный транспорт и автосервис»
Дисциплина: «Управление социально-техническими системами»
Направление 1906000 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов"
Составил: доцент, канд. техн. наук Шарыпов А.В.
Утверждены на заседании кафедры «» 2012г.
Рекомендованы методическим советом университета
«_____» ___________2012г.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина “Управление социально-техническими системами” предназначена для студентов, обучающихся по специальности 150200 "Автомобили и автомобильное хозяйство".
В задачи изучения дисциплины входит приобретение студентами знаний и умений, необходимых в его будущей профессии.
После изучения дисциплины студент должен иметь представление о программно-целевых методах управления и принятия решений, о методах информационного обеспечения производства, а также знать и уметь использовать: методы управления транспортными системами, исследования операций и принятия решений; научно-техническую и справочную литературу, в том числе и зарубежную, для решения конкретных задач по выбранной специальности;
|
Студент должен иметь навыки: сбора, обработки и анализа эксплуатационной информации на транспорте; использования методов математического моделирования для решения производственных, управленческих и технико-экономических задач.
Программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 1906000 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов"
.
Литература:
Основная
1. Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е.С. Кузнецова. - М.: Транспорт, 1991г. - 416с.
2.Кузнецов Е.С. Управление техническими системами: Учебное пособие/МАДИ (ТУ) - М., 1997.-177с.
3.Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. Издание второе. М.: Транспорт, 1990.-272с.
Дополнительная
4.Клейнер Б.С., Тарасов В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Организация и управление. - М.: Транспорт, 1986. 237с.
5.Лохов А.Н. Организация управления на автомобильном транспорте: Опыт, проблемы, перспективы. М.: Транспорт, 1987. – 272с.
6. Положение о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - М.: Транспорт, 1986. - 73с.
7. Обыденнов А.П. Управление автомобильным транспортом с применением ЭВМ. - М.: Транспорт, 1989.- 245с.
8.Васильев В.И., Глазырин А.В., Дик И.И. Управление ресурсосбережением и производством при технической эксплуатации автомобилей. КМИ – Курган, 1992. 83с.
1 УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
Тема 1 Введение
Цели, задачи и порядок изучения дисциплины. Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде.
|
Литература: 1,2,3.
Тема 2 Понятие о технических системах и их управлении
Система. Подсистема. Классификация систем. Элемент системы. Структура системы. Большие системы и их признаки.
Управление. Основные этапы управления. Оптимальное, нерациональное и рациональное управление. Итеративный характер управления.
Литература: 2,3.
Тема 3 Методы управления
Классификация методов управления: жесткое управление; управление с обратной информационной связью; реактивный метод управления; программно-целевой метод управления.
Цель системы. Решение. Целевая функция. Целевой показатель. Целевой норматив. Степень достижения поставленной цели.
Литература: 1,2,3.
Тема 4 Дерево целей и систем автомобильного транспорта и технической эксплуатации. Инженерно-техническая служба – инструмент управления производством обслуживания и ремонта автомобилей
Дерево целей. Схема дерева целей. Связи целей разного уровня. Дерево целей транспортного комплекса РФ.
Дерево систем и его роль при управлении производством Схема верхних ярусов дерева систем технической эксплуатации.
Взаимодействие дерева целей и дерева систем. Количественная оценка вклада конкретных подсистем в достижение цели системы. Классификация подсистем и факторов дерева систем.
Основные задачи ИТС, ее структура и ресурсы. Нормативное, ресурсное, проектное и технологическое обеспечение технической эксплуатации.
Литература: 2.
Тема 5 Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем
Определение понятия “Научно-технический прогресс”. Закон убывающей эффективности использования капиталовложений или других видов ресурсов. Производственная функция.
|
Этапы разработки и реализации нововведений.
Бизнес - план как инструмент планирования нововведений в рыночных условиях.
Литература: 3.
Тема 6 Методы принятия инженерных и управленческих решений
Виды и классификация методов принятия решений при управлении производством. Процесс принятия решения. Стандартные и нестандартные решения. Показатель эффективности принятия решения.
Литература: 2,3.
Тема 7 Интеграция мнения специалистов при анализе рыночных и производственных ситуаций и принятии решений
Классификация методов получения экспертных оценок. Априорное ранжирование. Этапы реализации метода априорного ранжирования. Метод Дельфи.
Литература: 2,3.
Тема 8 Использование игровых методов при принятии решений в условиях риска и неопределенности
Понятие об игровых методах. Принятие решений в условиях риска. Принятие решений в условиях неопределенности. Максиминный, минимаксный критерии и критерий пессимизма-оптимизма (Гурвица). Особенности принятия решения в конфликтных ситуациях.
Литература: 2,3.
Тема 9 Использование имитационного моделирования и деловых игр при анализе производственных ситуаций и принятии решений
Понятие о моделировании. Модель. Метод имитационного моделирования. Применение имитационного моделирования при решении технологических и управленческих задач. Деловые хозяйственные игры.
Литература: 1,2,3.
Тема 10 Жизненный цикл и обновление больших технических систем
Понятие о жизненном цикле системы и ее элементов. Возрастная структура автомобильного парка. Реализуемый показатель качества автомобиля. Реализуемый показатель качества парка как системы. Регулирование и управление возрастной структурой парка. Методы расчета показателей возрастной структуры автомобильных парков: при дискретном списании автомобилей; при случайном списании автомобилей. Лизинг как метод обновления технических систем.
Литература: 1,2,3.
Тема 11 Системный анализ при комплексной оценке программ и мероприятий инженерно-технической службы
Основные задачи инженерно-технической службы. Ее структура и ресурсы. Определение целевых нормативов инженерно-технической службы (ИТС) на основе анализа дерева целей автомобильного транспорта. Системный анализ инженерно-технической службы.
Литература: 3.
2 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Общие указания к выполнению контрольной работы
Студенты заочного обучения выполняют одну контрольную работу в 9 семестре.
Вариант задания контрольной работы выбирается по сумме двух последних цифр номера зачетной книжки. Если две последние цифры являются нулями, то студент выбирает вариант №18.
Контрольную работу можно выполнять в ученической тетради. Освещать вопросы нужно более полно, сопровождая текст необходимыми рисунками и схемами. Также рекомендуется пользоваться дополнительной литературой и использовать примеры из практики работы автотранспортных предприятий.
2.2 ВАРИАНТЫ
контрольной работы
Вариант 1
1. Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде.
2. Определение понятия система. Основные свойства и характеристики систем. Классификация систем.
Вариант 2
1. Основные задачи инженерно-технической службы. Ее структура и ресурсы.
2. Понятие об управлении. Основные этапы управления.
Вариант 3
1. Цели системы и целевая функция.
2. Классификация методов управления.
Вариант 4
1. Понятие о дереве целей.
2. Принятие решений в условиях определенности.
Вариант 5
1. Взаимодействие ДЦ и ДС. Количественная оценка вклада конкретных подсистем в достижение цели системы.
2. Бизнес- план как инструмент планирования нововведений в рыночных условиях.
Вариант 6
1. Дерево систем и его роль при управлении производством.
2. Определение понятия “Научно-технический прогресс”. Экстенсивная и интенсивная формы развития систем.
Вариант 7
1. Классификация подсистем и факторов ДС.
2. Принятие решений в условиях неопределенности.
Вариант 8
1. Этапы разработки и реализации нововведений.
2. Метод Дельфи при оценке ситуаций и выработке решений.
Вариант 9
1. Принятие решений в условиях риска.
2. Управление возрастной структурой парка.
Вариант 10
1. Применение имитационного моделирования при решении технологических и управленческих задач.
2. Системный анализ инженерно-технической службы.
Вариант 11
1. Возрастная структура и реализуемые показатели качества автомобиля и парка.
2. Виды и классификация методов принятия инженерных решений. Блок-схема принятия решений.
Вариант 12
1. Априорное ранжирование.
2. Жизненный цикл системы и ее элементов.
Вариант 13
1.Лизинг как метод обновления технических систем.
2.Определение целевых нормативов ИТС на основе анализа дерева целей автомобильного транспорта.
Вариант 14
1.Программно-целевой метод управления. Определение понятия Программа”.
2.Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде, результаты, управленческие, технические и экономические последствия разгосударствления и приватизации предприятий и организаций.
Вариант 15
1.Виды получаемой информации о состоянии системы.
2.Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде, результаты, управленческие, технические и экономические последствия сокращения объемов транспортной работы на рынке (спроса).
Вариант 16
1.Выбор рационального момента перехода на новые технологии.
2.Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде, результаты, управленческие, технические и экономические последствия работы в условиях значительной инфляции.
Вариант 17
1.Производственный план предприятия в бизнес-плане.
2.Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде, результаты, управленческие, технические и экономические последствия появления избытка подвижного состава, площадей, оборудования и персонала.
Вариант 18
1.Организационный план предприятия в бизнес-плане.
2.Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в переходном периоде, результаты, управленческие, технические и экономические последствия существенного роста цен на автомобильное топливо, материалы, запасные части, платы за землю и т.д.
Шарыпов Александр Владимирович