Работа с родителями одаренных дошкольников




Работа с родителями одаренных дошкольников составляет особое направление деятельности ДОУ. Специалист по проблемам детской одаренности В. С. Юркевич делает интересный вывод: родители одаренных детей в той же мере отличаются от обычных, как и их необыкновенные дети, а многие из них сами талантливы именно в качестве родителей. На основе многолетних исследований ею выделены особенности, характерные для подавляющего большинства родителей одаренных детей, которые и определяют ориентиры в организации работы с ними педагогами ДОУ.

1. Как правило, эти родители достаточно образованны, имеют высшее образование, что помогает им заметить и грамотно развивать одаренность у детей. Малообразованные родители обычно не могут или не хотят развивать способности своих детей. По данным В. С. Юркевич, среди родителей одаренных детей в науке работает в пять раз больше, чем среди родителей обыкновенных детей. У 80 % родителей одаренных детей дома есть личные библиотеки, и они сами много читают. Более того, значительная часть родителей в детстве, да и позже, сами проявляли одаренность, однако у многих она не реализовалась, чем часто определяется тот энтузиазм, с которым эти родители развивают способности своих детей.

2. Одаренность родителей, как и их детей, принимает самые разные формы, однако общей чертой является повышенная любознательность. Они, как правило, много читают, наблюдают и размышляют, сопоставляют факты, стремятся найти им объяснения; многим интересуются, увлекаются психологией, инновациями в воспитании. Такая яркая познавательная потребность родителей, становясь одним из условий развития одаренности ребенка, определяет их высокую требовательность как к личности педагога, так и к образовательной работе с ребенком.

3. Родители одаренных детей кроме любви к своему ребенку имеют высокие родительские амбиции к сфере его достижений. Они, что называется, «ставят» на ребенка. Все их честолюбивые мечты, часто собственная недостаточная реализованность кристаллизуются в повышенном интересе именно к умственному развитию ребенка. Родители постоянно заботятся о развитии ребенка, его интересе к знаниям, уровне его творческих и академических (в освоении образовательной программы) достижений, тщательно и часто со знанием дела анализируют качество профессиональной деятельности педагогов, развивающий потенциал их методов и приемов работы с ребенком. Повышенное внимание к развитию своего ребенка, особый «детоцентризм», является одним из определяющих условий развития детской одаренности, когда весь уклад семьи, все помыслы и действия родителей сконцентрированы на развитии ребенка. В то же время «детоцентризм» приводит к стремлению родителей вмешиваться, часто напрямую, в образовательный процесс, задавать педагогам ориентиры работы с ребенком, излишне критично оценивать их профессиональные усилия. Педагогам важно, несмотря на такую позицию родителей, прислушаться к их мнению. Именно родители, хотя нередко и склонны преувеличивать достижения и способности ребенка, все же так тонко настроены на восприятие его особых образовательных потребностей, что, сотрудничая с педагогами, могут оказать существенную помощь в развитии одаренности ребенка, как внимательные наблюдатели за динамикой его развития, собеседники, эксперты в оценке своеобразия проявлений одаренности и личности своего ребенка.

4. Родители очень пристально интересуются практикой обучения их ребенка, и мимо их при-стального взгляда не проходит ни один эпизод. Они начинают добиваться от педагогов и администрации ДОУ более высокой нагрузки для ребенка. Не всегда их требования соответствуют потребностям и возрастным возможностям детей, что может вызвать повышенную конфликтность во взаимоотношениях с сотрудниками ДОО. Здесь важен метод компромисса, основанный на взаимных уступках. Не все родительские требования должны безусловно выполняться, но в каждом требовании важно найти рациональное зерно для проектирования индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка.

5. Родители одаренных детей очень любят говорить о своих детях. Предметом таких разговоров с педагогами становятся все нюансы детского развития. Часто они напрямую восхищаются ребенком, могут часами рассказывать о его необыкновенных возможностях, комментируют его достижения. Но это далеко не всегда «слепое восхваление» своего ребенка, как может показаться со стороны. Родители часто замечают недостатки ребенка, трудности в его поведении и развитии в целом и говорят о них. Наиболее часто их беспокоят трудности в общении, явный или неявный эгоизм, завышенная самооценка, тревожность, бескомпромиссность. Родители выражают озабоченность будущим ребенка: сумеет ли он найти свое место в жизни. Однако важно понимать, что при внешнем, часто напускном скептицизме или некоторой браваде недостатками ребенка, родители ревниво следят за тем, достаточно ли высоко окружающие оценивают их ребенка, нет ли недооценки его достоинств, принимают ли его педагоги, любят ли, поддерживают ли эмоционально.

6. Особо одаренные дети часто появляются у родителей в зрелом возрасте. Значительно старше среднего родительского возраста бывают и папы (чаще), и мамы. У них к обычному вниманию матери или отца к своему ребенку добавляются еще и болезненно трепетное отношение к нему, порой преувеличенное внимание к каждому его поступку, мнительность и родительская тревожность.

Почти у всех родителей одаренных детей, как правило, существует очень тесная связь с ребенком, которую можно назвать симбиозом. Это приводит к некоторой экзальтации детско- родительских отношений, сильной эмоциональной зависимости, поэтому родитель не всегда может оказать своему ребенку эмоциональную поддержку, сам нуждаясь в ней не меньше ребенка. Отношения родителей и ребенка становятся противоречивыми: при сохранении и усилении эмоциональной привязанности нередко появляются непонимание и отчужденность, раздражительность и даже агрессия, как результат - трудности социальной адаптации одаренного ребенка.

Довольно часто родители одаренных детей ограждают их от быта, повседневных дел, что приводит к несформированности необходимых бытовых навыков и бытовой несомостоятельности. Они устраняют все мыслимые и немыслимые преграды на пути у своего чада - пусть только развивает свою одаренность. Дети становятся еще более зависимыми от родителей и нередко своей социальной неприспособленностью вызывают насмешки сверстников.

Юркевич В. С. выделяет несколько типов родителей одаренных детей.

Вечная нянька. Такой родитель (не просто нянька, а даже «наседка») проявляет гиперопеку. Непрерывная забота становится необходимой самому ребенку и превращается в так называемую «симбиотическую связь», когда ребенок и родитель становятся «придатками» друг друга.

Строгий воспитатель/ментор. Главным является постоянное требование развития и успешности деятельности. Очень большое значение эти родители придают дисциплине. Также у ребенка культивируется беспомощность.

Единственный друг. Родитель выполняет все задания вместе с ребенком, но не как строгий, взыскательный ментор, а как любящий, иногда даже подчиняющийся более умному партнеру товарищ. В целом это очень неплохой вариант для развития одаренности ребенка, но дети, как правило, в социальном смысле недостаточно хорошо сформированы, живут и общаются так, как им нравится.

Безалаберный товарищ. Это типичный вариант недостаточного внимания - гипоопеки, когда у родителей своя жизнь, а у ребенка своя.

Суровый надсмотрщик. Родители очень требовательно и даже сурово относятся к ребенку, оказывают психологическое давление и даже проявляют жестокость. Их дети организованны и трудолюбивы, но часто при этом нарушается эмоциональный контакт.

Важно иметь в виду, что иногда у одного и того же родителя роли меняются: строгий воспитатель - ментор становится близким другом, безалаберный товарищ - суровым надсмотрщиком, а кудахтающая над своим ребенком «наседка» - требовательным воспитателем. Типы родителей выделены лишь по основной, преимущественной роли в отношениях с ребенком.

Юркевич В. С. формулирует ряд рекомендаций для педагогов.

1. Не сравнивать детей друг с другом. Ребенка можно сравнивать только с самим собой: сегодня он работал лучше, чем вчера, за последнее время снизил темп и т. п. При анализе работы и достижений ребенка ни о каких других детях не должна идти речь. Нельзя никого ставить в пример! В то же время не стоит постоянно потакать родителям в их стремлении слышать дифирамбы в адрес своего ребенка, хотя иногда похвалить способности и успехи ребенка даже необходимо, но не сравнивая при этом с другими детьми. Об успехах и трудностях следует говорить только наедине!

2. Необходимо постоянно и терпеливо объяснять родителям основную стратегию развития, которая выбрана в отношении их ребенка. Родители одаренных детей не дадут вам ступить и шагу, не потребовав объяснений. И эти объяснения надо дать. Только при условии разъяснения образовательной стратегии родители становятся безусловными партнерами педагогов. Без этого не может быть реализована никакая индивидуальная психолого-педагогическая программа развития одаренного ребенка. С другой стороны, недопустимо позволять родителям контролировать каждое действие педагога.

3. Необходимо привлекать родителей к развитию творческих способностей ребенка. Их привлекает совместная работа над творческими проектами, они ценят тот факт, что педагоги помогают ребенку самоутвердиться, и поддерживают его.

4. Важно выражать доверие к воспитательному и житейскому опыту родителей, их знаниям в области педагогики и психологии. Именно они могут сделать для ребенка так много, как ни педагог, ни психолог в плане инновационных приемов развития ребенка. Их подходы могут быть востребованы и другими родителями.

5. По возможности не следует включаться в семейную жизнь родителей. Конечно, многие проблемы одаренных детей напрямую связаны с семейными проблемами родителей и микроклимата в семье в целом. Однако, если нет прямого и безусловного запроса со стороны родителей на семейную поддержку, нужно оставить семью одаренного ребенка в покое. Без такого запроса ваше вмешательство в чужую семейную жизнь пользы не принесет, а ваши отношения с родителями безусловно разрушит. Но даже если запрос есть, нужно оставить родителям право на частную жизнь, за исключением случаев, когда не вмешаться нельзя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: