3.1.1. Для безопасного обслуживания кронблока в верхней части буровой вышки должна быть устроена кронблочная площадка. Болты крепления кронблока к подкронблочным балкам должны иметь контргайки, предотвращающие ослабление гаек вследствие вибрации.
3.1.2. Для предотвращения соскакивания талевого каната и ограждения вращающихся роликов кронблок (талевый блок) должны иметь предохранительный кожух. Кожух не должен иметь вмятин и других видимых нарушений. Кожух на кронблоке (талевом блоке) должен быть закреплен так, чтобы его не касался талевый канат, зазор между кожухом и ребордами шкивов кронблока должен быть не более 0,25 диаметра талевого каната.
3.1.3. Ширина пазов на кожухе кронблока (талевого блока) должна быть не более 2,4 диаметра талевого каната.
3.1.4. Крепить подшипники осей кронблоков следует болтовыми соединениями, имеющими приспособления против отвинчивания.
3.1.5. Кронблоки, рамы кронблоков и подкронблочные балки вышки должны осматриваться с проверкой всех узлов крепления не реже одного раза в два месяца.
3.1.6. Для талевой системы буровой установки должен применяться канат талевый по ГОСТ 16853-88. К канату должен прикладываться сертификат (свидетельство) предприятия-изготовителя. Копия сертификата должна быть на буровой установке в документации мастера.
3.1.7. При бурении скважин коэффициент запаса прочности талевого каната (отношение разрывного усилия каната к силе натяжения ходового конца талевого каната) должен быть не менее трех. Как исключение при спуске тяжелых обсадных колонн и производстве аварийных работ допускается снижение этого коэффициента до двух.
3.1.8. Запрещается применять сращенные канаты для оснастки талевой системы буровой установки.
|
3.1.9. За состоянием каната должен быть установлен систематический, тщательный контроль. Частота осмотров каната устанавливается в зависимости от характера и условий работы.
3.1.10. Выбраковка и замена каната производится в соответствии с «Методическими рекомендациями по выбраковке талевых канатов», разработанных на предприятии.
3.1.11. Резка талевого каната с использованием электросварки запрещается. Резку каната следует производить с использованием специальных приспособлений.
3.1.12. Тяговый конец талевого каната должен крепиться к специально предусмотренному на барабане лебедки устройству таким образом, чтобы исключалось разрушение каната в месте его крепления. На барабане лебедки при самом нижнем положении талевого блока должно оставаться не менее трех витков каната.
3.1.13. При бурении скважин конец неподвижной ветви талевого каната должен быть закреплен на специальном приспособлении, обеспечивающем возможность перепуска и смены каната.
3.1.14. Приспособление должно крепиться на рамных брусьях основания буровой вышки или на отдельном фундаменте анкерными болтами. На всех анкерных болтах должны быть контргайки.
3.1.15. Приспособления для закрепления неподвижного конца талевого каната должно устанавливаться так, чтобы при этом исключалась возможность касания неподвижной ветви каната, элементов вышки или мачты.
3.1.16. Для правильного наматывания талевого каната на барабан буровой лебедки следует применять направляющее устройство или успокоитель талевого каната, которые устанавливаются на ходовой ветви каната.
|
3.1.17. Резьбовое соединение ствола крюка с упорной гайкой должно иметь устройство, исключающее самопроизвольное отворачивание гайки.
3.1.18. Основной рог крюка должен иметь самозакрывающееся устройство, предохраняющее штроп вертлюга от самопроизвольного выхода из зева. Устройство должно иметь приспособление для принудительного его открывания.
3.1.19. Конструкция крюка должна исключать самопроизвольное выпадение элеваторных штропов из боковых рогов.
3.1.20. Ствол крюка должен иметь устройство для принудительного стопорения вращения при технологической необходимости.
3.1.21. Конструкция крюка должна обеспечивать равномерное распределение нагрузки на подвешанные к нему штропы. Все элементы крюка должны быть исправными и надежно закреплены.
3.1.22. Не следует эксплуатировать крюк при следующих дефектах:
· тугое вращение ствола крюка или он вовсе не вращается из-за неисправности подшипника;
· износ поверхности подушки кряжа;
· на стволе крюка, особенно в резьбовой части, имеется трещина;
· деформация аммортизационной пружины ствола или слом ее;
· деформация штропа, сработка его на 5 мм и более в глубину в опасном сечении (в местах подвески к серьге талевого блока) и износ отверстия в штропе под цапфы более 2 мм по диаметру;
· ненадежность захвата предохранительной защелки (выработка отверстия под стопор защелки, деформация или слом пружины);
· трещина в корпусе защелки;
· слом пальца.
3.1.23. Для предотвращения затаскивания талевого блока под кронблок на буровой следует устанавливать ограничитель высоты подъема талевого блока (противозатаскиватель). Тип ограничителя высоты подъема талевого блока должен выбираться в зависимости от типа привода.
|
3.1.24. На буровых установках с приводом буровой лебедки от электродвигателя и пневматической системой управления, для повышения надежности работы ограничителя следует использовать одновременно устройства для размыкания цепи кнопки «Стоп» и торможения барабана лебедки.
3.1.25. Канат противозатаскивателя не должен иметь разрывов, узлов, сращенных участков. При работе он не должен касаться элементов вышки.
3.1.26. Элементы крепления и подвеска каната должны иметь надежные болтовые соединения с контргайками.
3.1.27. Конечный выключатель ограничителя следует устанавливать в доступном месте и так, чтобы исключалась возможность передачи на него вибрации от работы механизмов и инструмента.
3.1.28. Конечный выключатель должен быть надежно закреплен на горизонтальной площадке.
3.1.29. У траверсы не должно быть никаких предметов, узлов и деталей другого оборудования, мешающих ее свободному падению при срабатывании противозатаскивателя.
3.1.30. Канат противозатаскивателя должен быть диаметром 4—6 мм.
3.1.31. Один конец каната должен крепиться к поясу буровой вышки, а другой — к исполнительному устройству (отключателю) с помощью шплинта для удержания траверсы в верхнем положении.
3.1.32. Канат к головке шплинта (размер шплинта 6х70 мм) следует крепить с помощью нескольких витков мягкой стальной проволоки диаметром 1—1,2 мм.
3.1.33. Шплинт должен вставляться в отверстие траверсы при ее крайнем верхнем положении. При этом концы шплинта должны быть разведены на 90 градусов.
3.1.34. При приеме вахты и перед началом спуско-подъемных операций необходимо проверить исправность ограничителя подъема талевого блока (противозатаскивателя), для чего опустить траверсу кранов противозатаскивателя (выдернуть чеку) и убедиться, что при этом происходит полное включение тормозной системы, пневмопоршень сработал, из разрядников ШПМ вышел воздух, а также проверить исправность конечного выключателя привода буровой лебедки.
3.1.35. При обнаружении неисправности ограничителя подъема талевого блока производить спуско-подъемные операции запрещается.
3.1.36. При неисправности ограничителя подъема талевого блока следует проверить двухклапанный кран, засоренность пневмолинии, исправность дроссельной шайбы и пневматического цилиндра тормоза лебедки.
3.1.37. Пневмокраны ограничителя подъема талевого блока в условиях низких температур должны обогреваться. При обнаружении ледяной пробки в пневмоприводе его необходимо разобрать, отогреть и, убедившись в отсутствии льда, собрать.